9 июля, 2024 г.
Тихвинской иконы Божией Матери (1383). Перенесение мощей прп. Нила Столобе́нского (1995).
Утреня -
Богородицы:
Евангелие от Луки, 1 глава
ДЕВА МАРИЯ В ДОМЕ ЕЛИСАВЕТЫ
39 <В те дни,> Мария, встав, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святого Духа,
42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между жёнами, и благословен плод чрева Твоего!
43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём.
45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
ГИМН МАРИИ
46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
<…>
56 Пребыла же Мария с нею около трёх месяцев, и возвратилась в дом свой.
Литургия -
Рядовое:
Евангелие от Матфея, 10 глава
ОТПРАВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТИ НА ПРОПОВЕДЬ
9 <Сказал Господь Своим ученикам:> Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нём достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: «мир дому сему»;
13 и если дом будет достоин, то мир ваш придёт на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда*, нежели городу тому.
Богородицы:
Евангелие от Луки, 10 глава
ИИСУС У МАРФЫ И МАРИИ
38 В продолжение пути их пришёл Он <Иисус> в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
11 глава
ИИСУС ИЛИ ВЕЕЛЬЗЕВУЛ?
27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Рядовое:
Послание к Римлянам, 7 глава
СПАСЕНИЕ ВЕРОЮ В ИИСУСА ХРИСТА. ОПРАВДАНИЕ. ЖИЗНЬ ВЕРУЮЩЕГО ВО ХРИСТЕ. ДУХОВНАЯ БРАНЬ ВЕРУЮЩЕГО
14 <Братия,> мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху*.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию — закону греха.
8 глава
ЖИЗНЬ ВЕРУЮЩЕГО В ДУХЕ
1 Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Богородицы:
Послание к Филиппийцам, 2 глава
ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ. ХРИСТОС НАШ ПРИМЕР
5 <Братия!> в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
* <СУД>
Преподобный Ефрем Сирин (306–373), один из великих учителей Церкви, автор множества сочинений, богослов, подвижник, поэт, гимнограф:
«Велик будет страх, и трепет, и исступление в час тот... когда соберет <Господь> нелицеприятное судилище, и отверзутся страшные сии книги, где написаны наши и дела, и слова, и все, что сказали и сделали мы в сей жизни и что думали скрыть от Бога... испытующего сердца и утробы... (ср.: Апок. 2, 23)».
ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765), первый крупный русский учёный, естествоиспытатель, «универсальный» человек, совершивший открытия в самых разных областях науки:
«Ложно рассудителен математик, если он хочет Божью волю измерить циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтырю можно научиться астрономии или химии».
ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» («Не стяжите злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших, ни пиры в путь, ни двою ризу, ни сапог, ни жезла: достоин бо есть делатель мзды своея») (Мф. 10, 9-10)
«Ни сумы на дорогу, т. е. дорожной сумы, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, — словом, ничего не берите в запас; предайтесь воле Божией, идите так, как есть: Бог пошлёт вам и посох, и обувь, и одежду, когда старые не будут годны. "Такою заповедью, — говорит св. Златоуст, — Спаситель достигал многого. Во-первых, снимал с учеников всякое подозрение; во-вторых, освобождал их от всякой заботы, чтобы они занимались одною проповедью; в-третьих, показывал им Своё могущество. Потому-то и говорит им после: имели ли вы в чём недостаток, когда Я посылал вас без одеяния и без обуви? И не вдруг говорит им: "не берите," но сперва сказав: "прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте" и присовокупил: "даром получили, даром давайте." Он хотел приучить их к строгой жизни, как и раньше не позволил им заботиться даже о завтрашнем дне. Он готовил их быть учителями вселенной, потому делает их, так сказать, из людей ангелами, освобождая их от всякого житейского попечения, чтобы они заботились только об одной проповеди. Потом, в предупреждении вопроса: откуда же мы будем получать необходимое пропитание? — не говорит им: вы слышали, что Я говорил вам прежде: "взгляните на птиц небесных," каковой заповеди они ещё не в состоянии были выполнить, — но выразился легче: ибо трудящийся достоин пропитания, — будете питаться от учеников своих: они обязаны доставлять вам это, как делателям. "Впрочем, — замечает блаженный Феофилакт, сказал: "достоин пропитания," т. е. пищи, а не роскошного стола: потому что учителям не должно насыщаться, как тельцам упитанным, а есть столько, сколько нужно для поддержания жизни." — "Апостолы, — говорит св. Златоуст, — должны получать пропитание себе от учеников, чтобы они не гордились пред учениками своими тем, что доставляя им всё, сами ничем от них не заимствуются, и чтобы ученики их, не охладели к ним. Затем, чтобы Апостолы не сказали: итак, Ты велишь нам жить милостынею? И не вменили того себе в стыд, Он назвал их "трудящимися," а то, что получать будут, — "пропитание." Хотя дело ваше, говорит Он, состоит только в учении, но ваше занятие сопряжено с великими трудами и что давать вам будут ваши ученики, то давать будут не даром, но в вознаграждение: "ибо трудящийся достоин пропитания." Сие же Он сказал не потому, чтобы труды Апостолов того только и стоили, — совсем нет, напротив: Своим ученикам давал правило не требовать большего, а доставляющих им нужное вразумлял, что они делают это не по щедрости, не из милости, а по долгу».