Как американцы убили преступность в зародышах

285 прочитали

1990-е годы в США не сулили ничего хорошего. В течение 1970-х и 1980-х одна волна за другой захлёстывала Америку. Эксперты пророчили разные версии антиутопии, что Голливуд активно использовал, a рядовые американцы ждали, готовились к ужасам. И вот наступили 90-е, и, как говорят американцы, слышны были одни сверчки. Как так?

Давно уже собирался почитать эту книгу и наконец-то прочитал, после чего решил написать данную статью. Автора книги Freakonomics зовут Стивен Левитт. Фото автора
Давно уже собирался почитать эту книгу и наконец-то прочитал, после чего решил написать данную статью. Автора книги Freakonomics зовут Стивен Левитт. Фото автора

Спасла же Америку от убийств, грабежей и прочего насилия юная дева из Далласа (Техас) по имени Норма Маккорви. Двадцать лет от роду, почти как Орлеанской Деве, стукнуло тогда спасительнице США. Вот только техасская дева являлась девой чисто номинальной.

Наркоманка, алкоголичка, необразованная, без полезных обществу жизненных навыков и без стабильного дохода, Норма уже родила двух детей, от которых отказалась. Забеременев в очередной раз, она, по логике её складывавшейся жизни, решилась на аборт, но в детоубийстве ей отказали, так как в Америке шёл только 1970 год.

Норма Маккорви (слева)
Норма Маккорви (слева)

Если бы Норма накуролесила где-нибудь в Калифорнии, то всё бы и обошлось, но Техасом тогда заправляли допотопные христиане, пережитки богобоязненного прошлого американской республики.

Про мытарства Нормы каким-то образом прознал окружной прокурор по имени Генри Уэйд (Henry Wade) и встал на защиту прав бедной и неграмотной Нормы. Дело дошло до Верховного суда США, когда Норму уже переименовали в Джейн Роу (Jane Roe).

Генри Уэйд (слева)
Генри Уэйд (слева)

Дело Нормы, то есть Джейн Роу, прогремело на всю страну и вошло в учебники истории как Roe v. Wade. 22 января 1973 года высший суд Америки постановил: детоубийство - неотъемлемое право женщины по всему государству. За основу для такого радикального решения судьи взяли право на privacy, которое и на русский-то толком не переведёшь.

Норма же родила в третий раз, но снова отказалась от материнства, отдав ребёнка в приют. Спустя годы Норма, кстати, полностью поменяла свои взгляды и стала отстаивать право неродившихся детей на жизнь.

Норма ушла из жизни в 2017 году.
Норма ушла из жизни в 2017 году.

В отличие от США, 1970-е годы в Советском Союзе отличались здоровой рождаемостью и ростом населения. Это моё десятилетие, а также моей жены и всех мои дорогих и любимых одноклассников и однокурсников в России. Наши детские сады наполнялись в те годы до краёв. В начальных классах что в России, что в Казахстане учили нас по сменам. В моём первом классе было более сорока учеников. Жизнь кипела, особенно, по всей видимости, у наших родителей.

А в США? Тупиковая и кровавая война во Вьетнаме. Отвязка доллара от золотого стандарта. Инфляция. Безработица. Падение уровня жизни. Разочарование в республиканском эксперименте как раз накануне празднования двухсотлетнего Дня независимости. Ну и резкий рост преступности.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Двадцать же лет спустя Россия и Америка поменялись местами. В России лихие, а в Америке спокойные и стабильные 90-е. Родившись в 70-х годах, советские ребята к 90-м годам подросли, окрепли, объединились и взяли власть в свои руки. Где угрозами, где насилием. Сериал "Бригада" в общем-то исторический экскурс к истокам нынешнего политического строя.

Ожидая комментарии про то, как разграбление богатств и ресурсов СССР придали новых сил Америке, сразу скажу, что этим занималось и молодое, комсомольское поколение, работавшее на заграницу и строившее большие планы на Запад. Однако не разграбление соцлагеря, по словам экономиста Стивена Левитта, обеспечило стабильность Америки в 90-е.

1990-е годы в США не сулили ничего хорошего. В течение 1970-х и 1980-х одна волна за другой захлёстывала Америку.-6

Страна советов пробила молодым строителям коммунизма дорогу в жизнь и, прежде всего, дала им возможность родиться, в то время как страна буржуев предоставила полную свободу американским матерям пойти на самую крайнюю меру.

С тех пор как Стивен Левитт, американский экономист, лет двадцать назад установил демографическую взаимосвязь между абортами в 1970-х и стабильностью в 1990-х, его либо превозносят до небес, либо ненавидят, хотя он просто увидел любопытные закономерности, не занимая ни одну из сторон.

Стивен Левитт
Стивен Левитт

Американцы, которые и сегодня отстаивают решение Верховного суда в 1973 году, часто ссылаются на то, что указал и Левитт в своих работах, мол, нежеланные дети зачастую становятся преступниками. Поэтому чего тут думать? Чтобы не плодить бандитов, надо их взять и порешить в зародышах. Родившиеся американцы потом ещё спасибо скажут.

В таком вот духе рассуждают сторонники крайней меры в Америке (не Стивен Левитт). Поубивать всех невостребованных и жить счастливо. А если станет не хватать рабочих рук, всегда можно завезти или запустить нелегалов. Если, конечно, нелегалам самим всё ещё захочется восполнять демографический провал в новом пристанище.

37 миллионов абортов. Столько потенциальных преступников не появилось на свет с 1973 по 2004 год, на момент публикации книги Стивена Левитта. Фото автора
37 миллионов абортов. Столько потенциальных преступников не появилось на свет с 1973 по 2004 год, на момент публикации книги Стивена Левитта. Фото автора