449,9K подписчиков

Речь идет не о том, чтобы отчитаться, что «теперь всё хорошо», а речь идет о необходимости реального повышения качества знаний

304 прочитали
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев объявил, что в этом году 400 баллов за ЕГЭ по четырем предметам получил один российский выпускник, 42 человека набрали по 300 баллов, а 648 человек – по 200 баллов.

Глава Рособрнадзора Анзор Музаев объявил, что в этом году 400 баллов за ЕГЭ по четырем предметам получил один российский выпускник, 42 человека набрали по 300 баллов, а 648 человек – по 200 баллов. Музаев сказал, что благодаря введению единых федеральных основных образовательных программ учителям при обучении детей теперь не нужно ориентироваться только на ЕГЭ. При старых стандартах ЕГЭ являлся единственным ориентиром для школьных учителей в этом хаосе, в куче учебников, непонятных программ. Музаев добавил, что в настоящее время ситуация изменилась - теперь для полноценного образования есть «два-три учебника на ту или иную линейку» взамен сотни книг. Кроме того, появилось единое образовательное пространство, которое снимает нагрузку с экзамена. Почитал комментарии по этим заявлениям: некоторые родители и учителя не так оптимистично настроены. Единые федеральные программы – это, по сути, замена единому госэкзамену: идет натаскивание на ЕГЭ, то есть репетиторы, которые зарабатывают на этом деньги. Репетиторы готовят только к ЕГЭ, в школах тоже стараются готовить только к ЕГЭ. Никакой школьной программы с репетитором в старших классах не проходят.

Сергей Михеев: Как в правоохранительных органах - «нужна раскрываемость», «надо поставить галочки». Было время, когда массу преступлений не регистрировали, потому что если не регистрируешь преступления, твои показатели выше. Получается: «нет тела - нет дела». Понятно, что никакой чиновник сам себя ругать не станет. Поэтому формируется система, которую надо проверять и смотреть, насколько она является новой, насколько она лучше предыдущей и не является ли это «декорацией» или перелицовкой старого. Здесь нужна открытая дискуссия в педагогическом сообществе.

Речь идет не о том, чтобы отчитаться, что «теперь всё хорошо», а речь идет о необходимости реального повышения качества знаний выпускников школ. Потому что от этого зависит будущее. Что касается стандарта: он введен в этом году, и чтобы проверить, как это всё будет работать, потребуется много времени. Надеюсь, что общими усилиями придем к повышению качества знаний. Это будет ясно по отзывам ВУЗов.

Один из неприятных признаков того, что с образованием в школе что-то не так, являются отзывы людей из высшей школы, преподавателей ВУЗов. Они говорят, что с каждым годом качество выпускников, поступающих в высшие учебные заведения, всё ниже, поэтому приходится всех серьезно натаскивать на простейшие вещи, которые раньше были сами собой разумеющимися. Может быть создать всероссийский форум? Потому что мы видим бесконечный шум в соцсетях и обсуждения на уровне родителей и учителей секретно друг другу, а параллельно - отчеты соответствующих ведомств: «Работаем, всё хорошо, теперь станет еще лучше». Нельзя ли эту дискуссию институализировать и вывести через Общественную палату РФ?

Уже есть такое предложение! Глава Рособрнадзора на пресс-конференции сказал, что открыт сбор предложений по изменению в ЕГЭ с 8 июля по 15 августа. Сейчас будет какое-то общественное мнение, делаться общественный срез. Не знаю, выльется ли это в изменения в самом проведении госэкзамена.

Сергей Михеев: Это было бы правильно. Смысл не в том, что хочется покритиковать чиновников, а в том, что мы слышали долгие годы, что «всё хорошо, ЕГЭ работает замечательно, а ваши критика и замечания ни о чем». Теперь они говорят: «Надо что-то менять». Мне кажется, надо описать реальные проблемы, поговорить и понять, что можно сделать. Без открытой большой дискуссии(в первую очередь, с педагогами) не обойтись. На кону качество образования наших детей, а значит - будущее страны; и, чем меньше бюрократии, тем лучше.

Рособрнадзор и Минпросвещения утвердили новую методологию оценки качества образования, которая включает в себя анализ не только качества подготовки детей, но и компетенций школьных учителей. Музаев отметил, что методология будет апробирована уже осенью. Слушатели пишут, что еще надо посмотреть, как преподают учителя,доходчиво ли они объясняют. По своему школьному прошлому знаю, что какие-то предметы давались легко, потому что их легко объясняли, а какие-то приходилось зазубривать, серьезно к ним готовиться. Сейчас Рособрнадзор«поставит оценку» учителям.

Сергей Михеев: Наверное, это правильно. Учителей тоже периодически надо проверять. Хотя сам по себе факт окончания педагогического ВУЗа, диплом, периодическая аттестация, приема на работу уже должен быть автоматически знаком качества, который позволяет педагогу вести свою деятельность. Им тоже надо доучиваться, совершенствовать свои знания. Стоит очевидная задача повысить качество образования, и отмахнуться, поменяв название ЕГЭ на что-то еще, не получится. Нужно очень глубоко проанализировать всю систему нынешнего образования, которая у нас существует: методика, пособия, учебники, образовательные программы. Перед страной стоят слишком серьезные вызовы, и игнорировать их нельзя.

Как в 1990-х годах говорили: «Всё, что было до этого, неправильно. Сейчас мы закупим иностранных красивых книг, всем разрешим писать свои учебники, и всё у нас станет правильно». А вот и не стало! Слишком сложная, важная задача, и от всех потребуется какая-то работа, приложение усилий. Учителей надо проверять и повышать квалификацию, но при этом важная задача повышения статуса учителей, их полномочия, уважение к ним, их безопасность. Если учитель - объект агрессии со стороны учеников, то он стал беззащитным, и мотивации, чтобы кого-то хорошо чему-то учить, у него меньше. Его не уважают те, кого он учит, он для них «кукла для битья». Тогда зачем ему напрягаться, чтобы передавать им знания?

К детям тоже есть вопросы. Мы говорим, что входим (или уже вошли) в очень сложный период нашей страны, идет война. Что будет дальше, неизвестно. Посмотрите, кого мы за эти 30 лет воспитываем в школе? Эгоистов и слабаков! Хозяйственные работы они вести не могут,а доски вытирать, классы убирать, участвовать в ремонте школы, трудовое воспитание, физическая культура – «нельзя!» Военную подготовку убрали! При этом по телефонам на уроках можно разговаривать, учителя можно оскорблять, на школьную дисциплину наплевать. Кого мы готовим? И плюс понижение качества образования, связанное с бардаком в системе.

За постсоветские годы мы породили большое количество серьезных проблем, которые в комплексе дают понижение качества образования и уровня приспособленности человека к выходу в большую жизнь. Вся учеба сводится к натаскиванию к ЕГЭ.

Цель школьного образования - это дать детям знания. Может быть подменили в последнее время, что цель - это подготовить к ЕГЭ, а не дать глубинное знание?

Сергей Михеев: Цель – отчитаться перед начальством: «Вы делаете вид, что учитесь, а мы делаем вид, что учим. А по итогам пишем, что всёхорошо». А какой показатель? Чем все подменялось? «Теперь у нас такое-то количество компьютеров и электронных досок, школу отремонтировали, у нас электронный дневник, мы в чатах общаемся». Содержание потерялось, заменилось внешними вещами! Эти вещи надо осознать, проанализировать и найти «золотую середину», чтобы дать нужный результат.