29,7K подписчиков

Князь Петр был не идеален, Феврония его не шантажировала женитьбой.

Итак, друзья. Сегодня праздник - День благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Иначе этот праздник называется День Семьи.

Каждый год в этот день я пишу статью о святых Петре и Февронии.

К сожалению, житие Муромских святых в современно мире понимается превратно. Обычно люди трактуют древнерусский текст, не посчитав нужным не только его изучить, а просто даже ознакомиться.

Очень удивляет, что многие делают неверные выводы, опираясь на чужие анализы. Наверное, житие о Петре и Февронии - один из немногих памятников, вызывающих к себе такое одиозное отношение.

Почему я пишу об этом?

Потому что считаю себя в праве рассказывать людям то, о чем они имеют весьма поверхностное суждение.

Я изучала это произведение более десяти лет, защитила диссертацию магистра по этой теме, считаю свое мнение вполне компетентным.

Итак, чтобы анализировать повесть, нужно ее прочесть. Лучше в подлиннике на древнерусском. Если не владеете, то хотя бы на русском, но очень внимательно.

Детали наше все.

Сегодня я хочу остановиться на двух аспектах.

Популярная тема так называемого "шантажа" Февронии. Будто бы она заставила князя на себе жениться, а иначе отказывалась лечить.

Петр и Феврония Муромские. Житие в картинках Александр Простев. Яндекс.Картинки.
Петр и Феврония Муромские. Житие в картинках Александр Простев. Яндекс.Картинки.

Крестьянка, дочь древолаза-бортника задумала стать княгиней. Так сказать, повесть 13 века в современном контексте.

Я понимаю, что современные люди, многие из которых очень далеки от веры, воспринимают события прошлых веков, как явления дня сегодняшнего. Где правил бал доход, деньги и материальные блага.

Но, друзья мои, вам придется немного над собой поработать. Заставить себя поверить, что не все в мире происходит ради денег и наживы.

Есть еще и воля Божья. И, если уж беретесь анализировать духовные произведения, то тема Бога, тема веры там будет основной. И никак иначе.

Итак, сюжет жития гласит, что заболевший князь Петр нигде не мог найти исцелений. Никакие лекари, знахари помочь ему не смогли.

И кто-то подсказал болезному, что есть в селе Ласково некая дева премудрая, которая исцеляет.

Прощение.
Прощение.

Оставим пока в стороне интересную встречу Февронии с посланцем князя, их словесные перепалки, если так уместно будет сказать. Загадки очень хороши, но сейчас речь не о том. Нам надо поскорее добраться до сути.

Феврония говорит о том, что может исцелить князя, но только, если он будет ее мужем.

И тут литературные хейтеры счастливо потирают потные ручонки! Ну вот же, вот же оно. Шантаж на лицо!

Однако нет.

Давайте разбираться. И для того обратимся к литературного источнику. Что именно говорит Феврония.

"Не треби ми есть врачевали его, аще бо не имам быти супругой его".

Что сие значит. Переведем с русского на русский. Получает следующее: не будучи его(князя) супругой, я не смогу его вылечить.

Или так: не просите меня лечить его, я ведь не супруга ему.

Петр и Феврония. Икона слева. Житие в картинках - справа. Яндекс.Картинки.
Петр и Феврония. Икона слева. Житие в картинках - справа. Яндекс.Картинки.

То есть дело в том, что поскольку Феврония не супруга, она вылечить князя не сможет. Тут дело же не только в физическом лечении. Тут дело больше в духовном лечении.

Понимаете ли, Феврония мудрая, вещая дева, она уже заранее ЗНАЛА, что и как будет в ее жизни. И это знание у нее СВЫШЕ.

И у нее Господь не спрашивал ее желания выйти замуж за князя! Она его впервые видит, да еще в жутком состоянии. Да еще все забывают, что он не совсем князь, а скорее княжич, по рождению-то, конечно, князь. Но Муромом он не правит! У власти в тот момент его брат Павел.

И Павел же мог до глубокой старости прожить, а Петр так до княжения и не дожить.

Так что корыстные мотивы Февронии вилами по воде писаны. Это если с бытовой точки зрения смотреть.

А с духовной так вообще все просто - не могла Феврония вылечить князя, не будучи супругой. Потому что семья- это храм, это малая церковь.

Венчание.
Венчание.

Она понимала, что будет парой князю, ибо так повелел Господь. И никто не может идти против его воли.

И про то, что князь первый раз обманет и не женится, Феврония тоже знала, потому и не удивилась, и не обиделась.

Все было предопределено.

Ну и буквально пара слов в князе.

Часто пишут такое: что за князь у вас, обманщик какой-то, а еще святой.

Да, да, да. И обманщик, и в некоторых моментах духом слаб, и унынию подвержен. Но в том-то и дело, что автор повести нам показывает князя Петра поначалу как простого человека со всеми его слабостями и несовершенствами.

Князю Петру нужно было измениться, подняться по ступеням святости.

И он смог, он преодолел свои слабости.

Житие в картинках. Александр Простев. Яндекс.Картинки.
Житие в картинках. Александр Простев. Яндекс.Картинки.

Смотрите, он женился на крестьянке, потому что дал княжеское свое слово.

Он оставил княжеский титул и отправился с супругой в изгнание, потому что они венчаны, двое суть одно. И оставить супругу, а тем более ее выгнать Петр посчитал невозможным, страшным грехом. Ибо что соединил Бог, да не разрушат люди.

И в итоге князь понял суть и проникся Божьим промыслом. Это ведь тоже не сразу приходит. Пришлось претерпеть многие скорби на пути к разуму истинному.

Вот, друзья, что хотела вам поведать.

Надеюсь, кто-то из вас проникнется и прочитает или перечитает это прекрасное произведение древнерусской литературы.

#Петр и Феврония Муромские

#Жития святых

#Праздник день семьи, любви, верности

#древнерусская литература

#литературоведение

#анализ жития