Итак, друзья. Сегодня праздник - День благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Иначе этот праздник называется День Семьи.
Каждый год в этот день я пишу статью о святых Петре и Февронии.
К сожалению, житие Муромских святых в современно мире понимается превратно. Обычно люди трактуют древнерусский текст, не посчитав нужным не только его изучить, а просто даже ознакомиться.
Очень удивляет, что многие делают неверные выводы, опираясь на чужие анализы. Наверное, житие о Петре и Февронии - один из немногих памятников, вызывающих к себе такое одиозное отношение.
Почему я пишу об этом?
Потому что считаю себя в праве рассказывать людям то, о чем они имеют весьма поверхностное суждение.
Я изучала это произведение более десяти лет, защитила диссертацию магистра по этой теме, считаю свое мнение вполне компетентным.
Итак, чтобы анализировать повесть, нужно ее прочесть. Лучше в подлиннике на древнерусском. Если не владеете, то хотя бы на русском, но очень внимательно.
Детали наше все.
Сегодня я хочу остановиться на двух аспектах.
Популярная тема так называемого "шантажа" Февронии. Будто бы она заставила князя на себе жениться, а иначе отказывалась лечить.
Крестьянка, дочь древолаза-бортника задумала стать княгиней. Так сказать, повесть 13 века в современном контексте.
Я понимаю, что современные люди, многие из которых очень далеки от веры, воспринимают события прошлых веков, как явления дня сегодняшнего. Где правил бал доход, деньги и материальные блага.
Но, друзья мои, вам придется немного над собой поработать. Заставить себя поверить, что не все в мире происходит ради денег и наживы.
Есть еще и воля Божья. И, если уж беретесь анализировать духовные произведения, то тема Бога, тема веры там будет основной. И никак иначе.
Итак, сюжет жития гласит, что заболевший князь Петр нигде не мог найти исцелений. Никакие лекари, знахари помочь ему не смогли.
И кто-то подсказал болезному, что есть в селе Ласково некая дева премудрая, которая исцеляет.
Оставим пока в стороне интересную встречу Февронии с посланцем князя, их словесные перепалки, если так уместно будет сказать. Загадки очень хороши, но сейчас речь не о том. Нам надо поскорее добраться до сути.
Феврония говорит о том, что может исцелить князя, но только, если он будет ее мужем.
И тут литературные хейтеры счастливо потирают потные ручонки! Ну вот же, вот же оно. Шантаж на лицо!
Однако нет.
Давайте разбираться. И для того обратимся к литературного источнику. Что именно говорит Феврония.
"Не треби ми есть врачевали его, аще бо не имам быти супругой его".
Что сие значит. Переведем с русского на русский. Получает следующее: не будучи его(князя) супругой, я не смогу его вылечить.
Или так: не просите меня лечить его, я ведь не супруга ему.
То есть дело в том, что поскольку Феврония не супруга, она вылечить князя не сможет. Тут дело же не только в физическом лечении. Тут дело больше в духовном лечении.
Понимаете ли, Феврония мудрая, вещая дева, она уже заранее ЗНАЛА, что и как будет в ее жизни. И это знание у нее СВЫШЕ.
И у нее Господь не спрашивал ее желания выйти замуж за князя! Она его впервые видит, да еще в жутком состоянии. Да еще все забывают, что он не совсем князь, а скорее княжич, по рождению-то, конечно, князь. Но Муромом он не правит! У власти в тот момент его брат Павел.
И Павел же мог до глубокой старости прожить, а Петр так до княжения и не дожить.
Так что корыстные мотивы Февронии вилами по воде писаны. Это если с бытовой точки зрения смотреть.
А с духовной так вообще все просто - не могла Феврония вылечить князя, не будучи супругой. Потому что семья- это храм, это малая церковь.
Она понимала, что будет парой князю, ибо так повелел Господь. И никто не может идти против его воли.
И про то, что князь первый раз обманет и не женится, Феврония тоже знала, потому и не удивилась, и не обиделась.
Все было предопределено.
Ну и буквально пара слов в князе.
Часто пишут такое: что за князь у вас, обманщик какой-то, а еще святой.
Да, да, да. И обманщик, и в некоторых моментах духом слаб, и унынию подвержен. Но в том-то и дело, что автор повести нам показывает князя Петра поначалу как простого человека со всеми его слабостями и несовершенствами.
Князю Петру нужно было измениться, подняться по ступеням святости.
И он смог, он преодолел свои слабости.
Смотрите, он женился на крестьянке, потому что дал княжеское свое слово.
Он оставил княжеский титул и отправился с супругой в изгнание, потому что они венчаны, двое суть одно. И оставить супругу, а тем более ее выгнать Петр посчитал невозможным, страшным грехом. Ибо что соединил Бог, да не разрушат люди.
И в итоге князь понял суть и проникся Божьим промыслом. Это ведь тоже не сразу приходит. Пришлось претерпеть многие скорби на пути к разуму истинному.
Вот, друзья, что хотела вам поведать.
Надеюсь, кто-то из вас проникнется и прочитает или перечитает это прекрасное произведение древнерусской литературы.
#Петр и Феврония Муромские
#Жития святых
#Праздник день семьи, любви, верности
#древнерусская литература
#литературоведение
#анализ жития