Найти тему
BFM.ru

Путин и Моди будут обсуждать систему денежных переводов между Россией и Индией

Основным вопросом повестки встречи российского президента и индийского премьера, прибывшего с визитом в Россию, станет использование индийской платежной системы RuPay в России и карт «Мир» в Индии. Каковы временные перспективы создания такой системы и что может быть положено в ее основу?

   Zuma/ТАСС
Zuma/ТАСС

Одним из ключевых вопросов беседы Нарендры Моди и Владимира Путина станут денежные переводы между странами. Премьер-министр Индии прилетел в Москву в понедельник. Основным вопросом повестки станет использование индийской платежной системы RuPay в России и карт «Мир» в Индии, пишет индийская англоязычная газета Economic Times.

Разговоры о взаиморасчетах и облегченных платежах внутри БРИКС и тех стран, которые к блоку пока присматриваются, идут давно. Но все планы пока спотыкаются о различные препятствия. Чего за два года только не происходило. Так, недавно «дочка» китайского Bank of China перестала обрабатывать платежи в юанях от российских банков, подпавших под санкции США. Или у российского бизнеса возникли проблемы с другими дружественными валютами. БКС прекратил торги турецкой лирой на биржевом рынке, еще один крупный брокер, «Финам», задумался о таком же шаге. Или можно вспомнить историю с миллиардами рупий, застрявших на счетах российских экспортеров в банках Индии. Деньги пришлось инвестировать в акции индийских предприятий и разные инфраструктурные проекты.

И вот — Россия и Индия намерены обсудить разработку механизма быстрых и легких денежных переводов. Сейчас 60% торговли между странами проходит в национальных валютах, и в условиях отключения крупных российских банков от SWIFT задача назрела. Речь пойдет о картах индийской платежной системы RuPay в России и об использовании карт «Мир» в Индии. Продолжает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев:

-2

Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» «Сейчас речь идет о том, чтобы российский турист, приезжая в Индию или Китай, мог расплачиваться банковской карточкой, и в обратную сторону — индусы и китайцы могли приезжать в Россию, пользоваться своими национальными платежными сервисами. Попытаться продать внутри России собственные платежные сервисы, аналогичные Visa и Mastercard, им явно удастся, и за этим хороший большой бизнес. При этом это никоим образом не решает проблему больших платежей, огромного перекоса, который у нас существует между экспортом и импортом. До тех пор пока продаем много, а покупаем у них мало, все разговоры о создании единых сервисов не имеют никакого смысла. Проблему с физиками не сомневаюсь, что решат, другой вопрос, насколько надолго, потому что все наши победы на этом треке ранее оказались победами очень короткого времени. За два года нам уже отчитывались, что карточки «Мир» работают в Турции, Вьетнаме, Киргизии, Армении и так далее, однако карточки «Мир» перестали работать даже в Армении и Киргизии, не то чтобы в каких-то более дальних странах».

Как ранее писали зарубежные СМИ, Россия и Китай обсуждают планы по созданию отдельной валюты для платежей стран БРИКС. Она может получить название The Unit и будет обеспечиваться в основном золотыми резервами. А Тегеран недавно заявил о завершении интеграции национальных платежных систем — российской «Мир» и иранской Shetab.

Впору говорить о создании целой финансовой платформы внутри БРИКС. Однако снова встает проблема санкций США. Особенно сильно сказались недавние ограничения против Национального клирингового центра, входящего в группу «Московская биржа». Игроки опасаются пресловутых вторичных санкций — это до сих пор большой сдерживающий фактор, говорит эксперт финансового рынка Андрей Бархота:

-3

Андрей Бархота эксперт финансового рынка «Создание системы обмена сообщениями, равно как и создание единого платежного контура между Россией и странами БРИКС — это довольно сложная задача. У членов БРИКС товарооборот с Европейским союзом и США кратно превышает товарооборот с Россией. То есть возникает ситуация, когда эти страны хотят оставаться частью мировой экономики, частью международной торговли, но при этом нужны какие-то, скажем так, автономные узлы, автономные платежные контуры с Россией. И в этом смысле из успешного опыта, конечно, нужно отметить аналог SWIFT между Россией и Ираном, и здесь как раз проявляется общность этих стран, общность экономик, тяжелейшее санкционное давление, некие черты герметичности экономики и взаимный растущий товарооборот. Китай и Индия смотрят на это более разносторонне многополярно, отсюда частые блокировки со стороны китайских финансовых институтов российских платежей, вызванные опасением вторичных санкций».

Эксперты отмечают, что затруднения в таком вопросе, как новая финансовая платформа, — это, вообще-то говоря, нормально. Все-таки единая платформа и единая валюта — это продвинутая ступень интеграции. Страны Евросоюза, к слову, шли к своей валюте и согласовывали все вопросы больше 30 лет.

Так что страны БРИКС, можно сказать, только к работе приступили. И продолжат ее на осеннем саммите в Казани.

Индия
37 тыс интересуются