Найти тему

Где живет Бог? Тайна Его местопребывания (по свт. Тихону Задонскому)

Лик Христа
Лик Христа

Детский вопрос. Но ошибка почти всегда неизбежна, если с ходу попытаться на него ответить.

Бог вездесущ, и Его нельзя ничем ограничить, и поэтому нельзя подобрать точного места жительства Бога.

Вы согласны? И это уже первая неточность и даже ошибка.

Может быть, вы скажете, что это – Небеса, как об этом неоднократно упоминается в Библии?..

Гм… И опять мимо.

Тогда, может быть, храм, который не зря называют домом Божиим – есть место Его жительства?

И опять не попали…

Так что не будем торопиться – послушаем рассуждения на эту тему святителя Тихона Задонского:

«Христиане – жилища Божии, как о том свидетельствует Святое Писание. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придет к нему и обитель у него сотворим, - говорит Христос (Ин. 14. 23)… И еще: Вы храм Бога живаго, как сказал Бога: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2 Кор. 6.16). И в прочих местах об этом свидетельствуется».

Вот видите – не пришло это сразу в качестве первого ответа о месте жительства Бога. А между тем – это самое точное определение местопребывания Бога.

Ни о чем другом не говорится с такой непреложностью.

Упоминаются еще Небеса и неограниченность, но это в основном ветхозаветные определения. Именно Новый Завет открыл людям тайну главного местопребывания Бога.

И не случайно, что именно главное христианское таинство – евхаристия – об этой тайне как раз и провозглашает.

Принимая в себя Тело и Кровь Иисуса Христа, мы становимся главным местопребыванием Бога.

Однако давайте теперь послушаем святителя Тихона о том, какое это имеет для нас значение:

«О сколь велико и это преимущество христиан, что они жилища Пресвятой Троицы и храм Бога живого! За великое почитается принять в дом монарха земного, но несравненно большее дело – принять человеку тленному, земле и праху, Бога, Небесного Царя, и не только принять, но и живущим Его у себя иметь! Это не что иное, как Царствие Божие внутри себя иметь (см.: Лк.17.21). Блаженно и любезно то сердце, которое это небесное сокровище сподобилось стяжать!»

Земного монарха, разумеется, можно принять дома. Но он не будет у нас жить все время. А Бог будет.

Да – не только посетит нас, но поселится в нас навсегда…. Разумеется, при условии, что мы этого будем достойны.

Действительно – это даже не помещается в голове.

Вот почему – это настоящая тайна, открытая людям только Иисусом Христом.

Кстати, давайте присмотримся к евангельскому отрывку, который святитель Тихон предлагает нам рассмотреть:

«Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

И не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Лк. 17. 20-21.

Царство Божие невозможно без Царя. Значит, действительно в нас будет пребывать Царь Небесный.

Но в то же время это Царство невозможно и без подданных – то бишь достойных подданных. Небесный Царь не может поселиться в сердце недостойного подданного.

Все это настолько велико и трудновообразимо, что, видимо, не случайно эта истина переместилась в разряд тайн даже для христиан.

Увы – мы не можем вместить в себя эту тайну по той причине, что она в нас не вмещается.

Просто и сознательно и подсознательно, никто из нас не может дерзнуть сказать, что он или она достойны того, чтобы внутри нас поселился Бог, а мы стали его постоянным местопребыванием.

Оно, может, это и хорошо – ибо гораздо хуже, если бы мы подобно евангельскому фарисею считали себя достойным этого.

Однако же не пренебрегаем ли мы этой тайной под предлогом своего недостоинства?

Ведь это сплошь и рядом может происходить. Вместо того чтобы, сознавая свое недостоинство, все-таки упорно очищать и постоянно готовить свои «дома» для жительства в нем Царя Небесного, мы махаем на это рукой – где уж нам…

А Бог между тем уже в нас живет…

И тогда о последствиях этого противоречия – задумайтесь сами.

Александр ДедушкаДуховно-педагогический канал. Христианство и человек. Педагогика служения. Философия жизни. Судьба человека и судьба России.