Детский вопрос. Но ошибка почти всегда неизбежна, если с ходу попытаться на него ответить.
Бог вездесущ, и Его нельзя ничем ограничить, и поэтому нельзя подобрать точного места жительства Бога.
Вы согласны? И это уже первая неточность и даже ошибка.
Может быть, вы скажете, что это – Небеса, как об этом неоднократно упоминается в Библии?..
Гм… И опять мимо.
Тогда, может быть, храм, который не зря называют домом Божиим – есть место Его жительства?
И опять не попали…
Так что не будем торопиться – послушаем рассуждения на эту тему святителя Тихона Задонского:
«Христиане – жилища Божии, как о том свидетельствует Святое Писание. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придет к нему и обитель у него сотворим, - говорит Христос (Ин. 14. 23)… И еще: Вы храм Бога живаго, как сказал Бога: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2 Кор. 6.16). И в прочих местах об этом свидетельствуется».
Вот видите – не пришло это сразу в качестве первого ответа о месте жительства Бога. А между тем – это самое точное определение местопребывания Бога.
Ни о чем другом не говорится с такой непреложностью.
Упоминаются еще Небеса и неограниченность, но это в основном ветхозаветные определения. Именно Новый Завет открыл людям тайну главного местопребывания Бога.
И не случайно, что именно главное христианское таинство – евхаристия – об этой тайне как раз и провозглашает.
Принимая в себя Тело и Кровь Иисуса Христа, мы становимся главным местопребыванием Бога.
Однако давайте теперь послушаем святителя Тихона о том, какое это имеет для нас значение:
«О сколь велико и это преимущество христиан, что они жилища Пресвятой Троицы и храм Бога живого! За великое почитается принять в дом монарха земного, но несравненно большее дело – принять человеку тленному, земле и праху, Бога, Небесного Царя, и не только принять, но и живущим Его у себя иметь! Это не что иное, как Царствие Божие внутри себя иметь (см.: Лк.17.21). Блаженно и любезно то сердце, которое это небесное сокровище сподобилось стяжать!»
Земного монарха, разумеется, можно принять дома. Но он не будет у нас жить все время. А Бог будет.
Да – не только посетит нас, но поселится в нас навсегда…. Разумеется, при условии, что мы этого будем достойны.
Действительно – это даже не помещается в голове.
Вот почему – это настоящая тайна, открытая людям только Иисусом Христом.
Кстати, давайте присмотримся к евангельскому отрывку, который святитель Тихон предлагает нам рассмотреть:
«Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,
И не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Лк. 17. 20-21.
Царство Божие невозможно без Царя. Значит, действительно в нас будет пребывать Царь Небесный.
Но в то же время это Царство невозможно и без подданных – то бишь достойных подданных. Небесный Царь не может поселиться в сердце недостойного подданного.
Все это настолько велико и трудновообразимо, что, видимо, не случайно эта истина переместилась в разряд тайн даже для христиан.
Увы – мы не можем вместить в себя эту тайну по той причине, что она в нас не вмещается.
Просто и сознательно и подсознательно, никто из нас не может дерзнуть сказать, что он или она достойны того, чтобы внутри нас поселился Бог, а мы стали его постоянным местопребыванием.
Оно, может, это и хорошо – ибо гораздо хуже, если бы мы подобно евангельскому фарисею считали себя достойным этого.
Однако же не пренебрегаем ли мы этой тайной под предлогом своего недостоинства?
Ведь это сплошь и рядом может происходить. Вместо того чтобы, сознавая свое недостоинство, все-таки упорно очищать и постоянно готовить свои «дома» для жительства в нем Царя Небесного, мы махаем на это рукой – где уж нам…
А Бог между тем уже в нас живет…
И тогда о последствиях этого противоречия – задумайтесь сами.