К выставке «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»

117 прочитали

В центре внимания масштабного выставочного проекта «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» живописные произведения Франса Снейдерса (1579‒1657)крупнейшего мастера натюрморта и анималиста Фландрии XVII столетия. Художник жил и творил в Антверпене, экономическом и художественном центре Фландрии, городе его великого современника ‒ Питера Пауля Рубенса (1577‒1640).

«ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». Государственный Эрмитаж
«ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». Государственный Эрмитаж

В возрасте четырнадцати лет Франс начал профессиональное обучение живописи, поступив в мастерскую Питера Брейгеля Младшего (Адского). Считается также, что одним из его учителей был и фламандский живописец Хендрик ван Бален Старший. В 1602 году молодой художник получил звание мастера антверпенской гильдии Святого Луки. С юности Снейдерс дружил с младшим братом своего первого учителя – Яном Брейгелем Старшим (Бархатным), видимо, именно его влиянию молодой живописец был обязан выбором своего творческого пути. При содействии Брейгеля Бархатного, Снейдерс в 1608–1609 годах отправился в Италию, а вернувшись на родину, он познакомился с главой фламандской школы живописи ‒ Питером Паулем Рубенсом. Примерно с 1612 года началось сотрудничество двух живописцев, длившееся более четверти века.

«ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». Государственный Эрмитаж
«ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». Государственный Эрмитаж

Поразительным по гармонии и колориту, одним самых ранних образцов творческого содружества художников, является произведение «Статуя Цереры» из собрания Эрмитажа. Картина встречает посетителя выставки в Аванзале Зимнего дворца. Единство взглядов и мироощущения обоих мастеров выступает в данной работе особенно наглядно. Подобно тому, как Рубенс, изображая мраморную скульптуру, стремится ощутить в холодном камне живую модель и передать дыхание самой жизни, так и Снейдерс в гирлянде сорванных плодов, украшающих нишу со статуей античной богини, воплощает пышное цветение живой природы. Выбранные Снейдерсом плоды – совершенное творение природы. Они принадлежат к тому же возвышенному миру красоты, который олицетворяет античная статуя – совершенное создание человеческих рук.

"Статуя Цереры". Фотография: Павел Демидов
"Статуя Цереры". Фотография: Павел Демидов

Ждем вас в Эрмитаже! ARS VIVENDI ‒ одна из главных выставок года, объединившая семьдесят картин фламандских мастеров натюрморта и анималистической живописи эпохи расцвета искусства Фландрии в XVII столетии, открыта для вас в Аванзале и Николаевском зале Зимнего дворца. Экспозицию можно посетить по билету в Главный музейный комплекс, а также с экскурсией и в вечерние часы.

Генеральный партнер выставки – компания «Магнит»

При информационной поддержке телеканала «Санкт-Петербург»

Профильный медиапартнер‒ The Art Newsрaper Russia

Официальное издание ‒ Журнал «Эрмитаж»

"Статуя Цереры". Фрагмент. Фотография: Павел Демидов
"Статуя Цереры". Фрагмент. Фотография: Павел Демидов