Найти тему
Эксперт Северо-Запад

Камеры начнут штрафовать за отсутствие ОСАГО

Ежедневные штрафы на основе данных камер видеофиксации по госномеру машины станут новой реальностью для водителей, не успевших оформить полис ОСАГО. Система заработает предварительно в течение ближайших 3–4 месяцев. Над инициативой работают МВД, ЦБ и Российский Союз Автостраховщиков.

Президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев прогнозирует, что штрафы будут введены до конца года.

Отвечая на вопросы журналистов, Евгений Уфимцев подчеркнул, что система технически готова к запуску и рассказал о деталях реализации:

«Чтобы водителю штраф приходил не каждый раз при выезде, а только раз в сутки, необходимо отладить механизм работы, что планируется сделать в течение 3–4 месяцев. МВД уже выстроило взаимодействие с информационной системой Центрального банка и протестировало технический механизм передачи данных для внедрения инициативы в практику. Осталось проработать ряд технических вопросов и подготовить техническое решение к бесперебойной работе.

Также будут сделаны изменения при расчетах страховщиками понижающего коэффициента для безаварийных водителей и скорректированы формулы расчета страховой премии, то есть стоимости полиса».

На вопрос, рассматривается ли вариант увеличения суммы возмещения по европротоколу, Евгений Уфимцев ответил:

«Есть предельная сумма выплат по европротоколу. Если речь идет о сравнительно незначительных повреждениях, а водители не сделали фотографии повреждений или не смогли договориться о том, кто виноват и какой именно урон нанесен автомобилю, то сумма 100 тыс. рублей. Сейчас на рассмотрении находится инициатива о том, что сумма должна быть изменена до 200 тыс. В этом есть противоречие. Можно не возиться с бумажными протоколами и просто сделать фотофиксацию через мобильное приложение госуслуг, получив 400 тыс. В среднем страховые компании рассматривают 20 тыс. случаев убытка по европротоколу с помощью фотофиксации в месяц. При этом через нас проходит больше 500 тыс. протоколов: бумажных и электронных.

Из них только 20 тыс. в месяц с фотофиксацией, благодаря которой они получают 400 тыс. рублей. Почему так мало? Возможно, не все граждане знают об этой возможности.

Если приводить данные по средним выплатам ОСАГО в Санкт-Петербурге в июне 2024 года, то сумма составила 95 518 тыс. рублей, что на 15% выше по сравнению с аналогичным периодом в 2023 году (в июне 2023-го — 83 тыс. рублей).

Количество заключенных договоров ОСАГО за январь — июнь — 801 тыс. Это на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Собранные за этот период премии выросли на 3% по сравнению с январем — июнем 2023 года и составили 8,3 млн рублей (8 млн рублей в 2023 году).

Средняя премия по ОСАГО в Санкт-Петербурге в июне 2024 года составила 10 142 рубля, она снизилась на 3% по сравнению с июнем 2023 года (тогда было 10 463 рубля)».

В процессе обсуждения механизмов расчета средних цен по рынку на ОСАГО Евгений Уфимцев обратил внимание на сам механизм сбора данных и необходимость его обсуждения:

«Делаем расчеты сами, обсуждаем, детализируем. Все выводы учитываются при подготовке справочников РСА. Последние пересматриваются каждый квартал и включают все изменения цен — от стоимости запчастей до цен на ремонт и доставку. Полученные справочники вывешиваются на сайт РСА для публичного обсуждения. И эксперты, и граждане могут ознакомиться с расчетами, предъявить претензии или указать на неучтенные проблемы. Именно в соответствии с этими данными производятся конечные выплаты».

Недавно запустили в работу короткие полисы ОСАГО, на основе которых теперь возможно оформление страховки от 1 дня до 3 месяцев и от 3 месяцев до года вместо минимального годового срока, как было ранее. На вопрос журналистов, пользуются ли они спросом и видите ли вы в статистике влияние этого нововведения, Уфимцев подчеркнул необходимость относиться к нововведению как к первой стадии внедрения, статистику по которой еще предстоит собрать и оценить степень популярности данного решения у водителей.

«Закон вступил в силу со 2 марта 2024 года, но механизм использования коротких полисов ОСАГО еще не работает в полной мере. Скорее это постепенное внедрение на рынок, которое только в самом начале. Пока будут лишь отдельные проекты в этом направлении.

Один из примеров, где запуск программы поможет собрать существенную статистику, — это история с Яндексом, который обещал запустить использование коротких полисов для такси. Но пока существуют технологические несостыковки и на общей картине запуск не сказывается. Реальные выводы мы будем готовы сделать, когда получим статистику по результатам первых периодов продаж.

Информационные системы, которые нужны для оформления краткосрочных полисов ОСАГО, пока дорабатывают, и внедрение механизма работы в полной мере может занять время.

Договор начинает действовать через три дня после подписания, и этот факт водителям необходимо учитывать заранее.

Что касается стоимости краткосрочного договора ОСАГО, она, естественно, должна быть ниже годового. Чтобы это сделать, необходимо применить в расчетах понижающие коэффициенты. Чем короче договор, тем он убыточнее. Поэтому, даже исходя из статистических данных, стоимость однодневного договора не может быть пропорционально дешевле годового.

Каждая страховая компания имеет право устанавливать их самостоятельно, исходя из ситуации и истории клиента».