11,3K подписчиков

Вампир, нацист и Остин Пауэрс: 7 ролей Тома Круза, в которых его не узнать

«Интервью с вампиром», «Солдаты неудачи», «Рок на века». Фото: кадры из фильмов, коллаж 7Дней.ru
«Интервью с вампиром», «Солдаты неудачи», «Рок на века». Фото: кадры из фильмов, коллаж 7Дней.ru

Все знают недавно отметившего 62-летие, но все еще пышущего энергией и драйвом Тома Круза по головокружительным боевикам вроде «Миссия невыполнима», «Топ Ган» и «Грань будущего», а также по ролям эгоцентричных красавчиков («Человек дождя», «С широко закрытыми глазами») или просто хороших парней в экстремальных обстоятельствах («Ванильное небо», «Особое мнение», «Обливион»). Мы же в сегодняшней подборке вспомним необычные перфомансы актера, в которых он ломает стереотипы и вырывается за рамки привычного амплуа.

Винсент — жестокий наемный убийца в «Соучастнике»

«Соучастник», 2004. Фото: кадр из фильма
«Соучастник», 2004. Фото: кадр из фильма

Давно доказано, что преобразить актера, застрявшего в определенном амплуа, может только сильный жанровый режиссер, всегда работающий по четким схемам. Для Круза таким режиссером стал Майкл Манн, известный выверенными до последнего кадра криминальными экшенами («Схватка», «Свой человек», «Джонни Д.»). «Соучастник» — кино мрачное, почти нуарное. Драматургия здесь держится на блистательном тандеме Круза в образе жестокого киллера и Джейми Фокса, играющего таксиста, попавшего под влияние севшего в его машину психопата. Круз работает со своим персонажем одновременно и сдержанно, и эмоционально, раскрывая героя зрителю по чуть-чуть, но с порога давая понять — с этим парнем лучше не шутить.

Лес Гроссман — циничный продюсер в «Солдатах неудачи»

«Солдаты неудачи», 2008. Фото: кадр из фильма
«Солдаты неудачи», 2008. Фото: кадр из фильма

«Солдаты неудачи» — это, пожалуй, одна из самых недооцененных американских комедий 21 века. Многие критики справедливо указывали на обилие гэгов не первой свежести, совершенно при этом упуская из виду, во-первых, действительно оригинальный сюжет, а во-вторых, несколько блистательных актерских работ. В особенности это касается Роберта Дауни-младшего (он умудрился даже отхватить номинацию на «Оскар») и Тома Круза. Последний сыграл роль поистине необычную для себя. На него навесили тонну грима (хотя обычно Круз против подобных преображений), заставили орать и материться через слово, а также — комично танцевать под хип-хоп, тряся накладным пузом. И это вызывающе прекрасное зрелище.

Клаус фон Штауффенберг — полковник вермахта в «Операции «Валькирия»

«Операция «Валькирия», 2008. Фото: кадр из фильма
«Операция «Валькирия», 2008. Фото: кадр из фильма

Далеко не все актеры согласятся сыграть нациста Третьего рейха. Круз же согласился — не в последнюю очередь из-за желания поработать бок о бок с режиссером Брайаном Сингером, в конце нулевых считавшимся едва ли не главной надеждой американского кино. Том примерил немецкую военную форму, перевоплотившись в Клауса фон Штауффенберга — офицера, ставшего одним из основных участников заговора 20 июля и осуществившего покушение на Гитлера. Нельзя сказать, что с точки зрения актерской работы Круз в «Валькирии» достигает каких-то небывалых высот. Но смотрится все же органично, несмотря на сложность образа человека, парадоксально сочетающего в себе и геройские, и антигеройские качества.

Стэйси Джеккс — капризная рок-звезда в «Роке на века»

«Рок на века», 2012. Фото: кадр из фильма
«Рок на века», 2012. Фото: кадр из фильма

Как известно, любой уважающий себя голливудский актер должен посадить дерево, вырастить сына и сняться в мюзикле. С последним пунктом Круз долго тянул — его первый опыт в этом жанре датируется лишь 2012-м годом. «Рок на века» — это немного какофоническая, но обаятельная ода 80-м, рассказывающая о том, как экс-звезда рок-сцены Стэйси Джеккс берет под свое начало приехавшую в Лос-Анджелес девушку, мечтающую стать певицей. К работе Круз готовился основательно — четыре месяца и по пять часов в день занимался вокалом, отжимался, качал пресс. К сожалению, от провала картину это не спасло. Особенно негодовали критики по поводу ужасных париков, которые носят актеры. Досталось создателям на орехи и за шаблонный сценарий, да и вообще много за что. Но в адрес Тома Круза ни одного плохого слова не прозвучало. Его Стэйси Джеккс получился аутентичным и громогласным. Кто-то даже скажет, что своей работой Том вытянул по всем критериям плохое кино на приемлемый уровень.

Лестат де Лионкур — злодей-кровосос в «Интервью с вампиром»

«Интервью с вампиром», 1994. Фото: кадр из фильма
«Интервью с вампиром», 1994. Фото: кадр из фильма

Хоть Том Круз и верит в саентологию, в работе с мистикой он дел иметь не желает, отдавая предпочтение либо экшенам, либо реалистичным драмам. Но есть и исключение. В «Интервью с вампиром» Том явил нам себя в образе Лестата де Лионкура — коварного и жестокого вампира, который не в состоянии совладать со своей неуемной тягой к убийствам и броскому макияжу. Видеть Круза таким — манерным, вальяжным, лишенным всяких моральных ограничений — очень непривычно. Но всем понравилось. Всем, кроме Брэда Питта. Тот заявил, что Круз слишком уж вжился в образ мерзавца, вел себя вызывающе и вообще сотрудничать с ним Брэду совершенно не понравилось. И в это легко поверить: увы, согласно многочисленным свидетельствам очевидцев, Том Круз — не из тех актеров, с кем легко работать в команде.

Фрэнк Макки-младший — скандальный телеведущий в «Магнолии»

«Магнолия», 1999. Фото: кадр из фильма
«Магнолия», 1999. Фото: кадр из фильма

Трижды Том Круз номинировался на «Оскар» как актер. И, пожалуй, именно после «Магнолии» был ближе всего к статуэтке. Правда, в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» уступил Майклу Кейну, которому награду дали скорее за выслугу лет. «Магнолия» — фильм сложноустроенный как с точки зрения повествования, так и с точки зрения системы образов. Это очень характерный для конца 1990-х — начала 2000-х сборник вроде бы обособленных новелл, которые в какой-то момент пересекаются. Круз играет одиозного телеведущего, имеющего пару скелетов в шкафу и крайне радикальные взгляды на отношения между мужчиной и женщиной в придачу. Образ провокационный, зловещий, едва ли не демонический. Но таким страстным на экране вы Круза еще не видели и, наверное, больше уже не увидите.

Остин Пауэрс — уморительное камео

«Остин Пауэрс: Голдмембер», 2002. Фото: кадр из фильма
«Остин Пауэрс: Голдмембер», 2002. Фото: кадр из фильма

В комедии «Остин Пауэрс: Голдмембер» Том Круз исполняет эпичное камео — он предстает в сатирическом образе шпиона Остина Пауэрса в вымышленном фильме, якобы снятом Стивеном Спилбергом, а вместе с ним в этом шапито участвуют Гвинет Пэлтроу, Кевин Спейси и Дэнни ДеВито. Лучше это просто один раз увидеть.

Михаил Константинов специально для 7ДнейКино. Читать все материалы этого автора.

Больше интересных материалов о кино — в нашем Telegram-канале.