185K подписчиков

Подвиг Анатолия Букреева на высоте 8 тысяч метров

Когда люди попали в беду на высоте 8 тысяч метров, никто не хотел рисковать своей жизнью ради них: было слишком опасно. Тогда он пошёл спасать их один. Это был один из самых страшных дней, который попал в печальную историю Эвереста.

Меня уже давно интересуют горы, и особенно самая высокая: Эверест. Читаю я новости от альпинистов каждый год, когда пытаются попасть на вершину. Но не все оценивают опасность и хорошо готовятся. Поэтому некоторые из них остаются там навсегда. И список довольно большой: уже 341 альпинистов не вернулись оттуда.

Вершина, которая мечта для многих, и не всем даёт себя покорить. Фото: John Harper

Но меня поразила история, которая случилась в 1996 году на этой горе. Это история об одном советском человеке.

Родом из Урала

Зовут его Анатолий Букреев. Родился он в 1958 году в Челябинской Области. И хотя, когда он был ребёнком, ему поставили диагноз - астма, Но позднее он стал одним из лучших альпинистов в мире, который стоял на 11 самых высоких вершинах мира, без кислородной маски!

Обычно люди не могут без маски там, потому что кислорода там очень мало, и чтобы сделать шаг, нужно в три раза больше усилий, чем нам на уровне моря.

Рекорд Букреева: За один год он покорил вершины 5 восьмитысячников (сложно произнести это слово для меня) – это тогда никто ещё не делал.
Мне очень нравится фраза Анатолия Букреева: "Горы не стадионы, где я удовлетворяю свои амбиции, они — храмы, где я исповедую мою религию". Она хорошо описывает, зачем некоторые люди рискуют жизнями ради гор. Фото: climbing.ru

Я читал, что Букреев был непубличный человек, он был довольно категоричный и упрямый, мало общался и любил одиночество. Но когда он понял, что нужна его помощь, он единственный, кто пошёл спасать.

Эверест и первые плохие знаки

В апреле 1996 года он стал одним из гидов группы туристов, которые собрались на вершину Эвереста. В группе были не только профессиональные альпинисты, но тоже, к сожалению, люди без достаточной подготовки.

И хотя в базовом лагере у некоторых туристов и гидов возникли проблемы со здоровьем, всё равно решили продолжить восхождение. Это была одна из следующих ошибок.

Подъёмы на Эверест стоят очень дорого, от 65000 долларов, сейчас это около 6,5 миллионов рублей. И люди должны заплатить эти деньги в любом случае, даже если не поднимутся. Поэтому не все хотят останавливаться на половине пути.

Когда они поднимались к лагерю на высоте 7162 метров, один из альпинистов стал чувствовать плохо, и его отправили назад. К сожалению, недостаточная подготовка и плохое самочувствие тормозили группу, поэтому дата восхождения менялась.

Роковые задержки

9 мая Букреев и другой гид повели людей в лагерь 4. Также туда пошли и другие группы. Больше 50 человек отправились в следующий лагерь. И когда пришли, там плохая погода ждала их. Был сильный морозный ветер - до 100 км/час, и некоторые участники предлагали снова отложить поход. Но после некоторых разговоров всё-таки решили идти к вершине на следующий день. Планировали пройти за 10-11 часов.

Тот день в 1996 году

10 мая к вершине вышли разные команды с опытными альпинистами, местные жители-шерпа, и туристы-альпинисты. Они ночью в темноте ушли с лагеря после полуночи (находится на высоте 7950 метров) к вершине горы. Это была довольно большая группа - более 30 человек.

Когда осталось 100 метров до вершины, некоторые участники решают пойти назад. И это спасёт им жизни.

Другие участники продолжили идти к вершине. Букреев первый дошёл до вершины в этот день. Это случилось в 13.07. И по правилам, подъём на вершину должен закончиться в 14.00 - неважно, где ты находишься. Если позднее - то очень опасно возвращаться.

Анатолий Букреев. Фото: cheltv.ru

Но тогда это правило участники решили игнорировать и продолжили идти наверх.

Букреев понял, что спуск будет трудным. И он пошёл обратно в лагерь, чтобы подготовить баллоны с кислородом и вернуться за остальными. В группе оставались другие гиды, которые могли смотреть за туристами.

В 15 часов сильная метель началась. Но несмотря на неё, люди продолжали идти к вершине. Последний человек из группы дошёл до вершины в 15.45. И такая задержка стала фатальной.

Очередь на вершину Эвереста. Фото: Project Possible

Когда группа пошла назад, они не увидели метки в лагерь: метки и перила исчезли в снегу. Куда идти?

Не все вернулись

Букреев вернулся в лагерь и пытался ходить из палатки в палатку и просить о помощи людям. Но никто не хотел рисковать своей жизнью. Тогда Анатолий взял баллоны и пошёл один.

Фото: photoclub.by

Была сильная метель, почти ничего не видно, он долго искал и нашёл три альпиниста и помогал их вернуться в лагерь. Всё это происходило в "Зоне смерти". Это зона выше 8 тысячи метров, где люди долго не могут выжить, из-за недостатка кислорода.

Да, это, мне кажется, настоящий герой. С риском потерять свою жизнь он пошёл искать и спасать других!

Ещё несколько человек смогли вернуться сами. Но в этот день, к сожалению, никогда не вернулись восемь человек. Букреев, хотя спас жизнь трёх людей, тяжело переживал потерю других людей.

Спаситель или виновный?

Это было большое потрясение для мира альпинистов. Многие восхищались поступком Анатолия. Но были те, кто его начали осуждать. Его критиковали, что он не должен был работать гидом без кислородной маски. Также говорили, что он бросил людей и пошёл в лагерь один.

Но если смотреть на факты: все знали, что он ходит без кислородной маски, он согласовал возвращение с другими гидами, он пошёл за баллонами, чтобы спасти людей. Пока другие альпинисты отказались или не могли вернуться искать и спасать, Букреев вернулся и спас жизнь трёх людей. Думаю, критика тут не на своём месте.

В итоге Букрееву дали награду за спасение людей, когда был риск для его жизни. Но это случилось за несколько дней до его последнего восхождения...

Последняя гора Букреева

25 декабря 1997 года, когда он пошёл на гору Аннапурна в Гималаях. И там, когда он связывал кабели для себя и других альпинистов, он попал под лавину. К сожалению, это стала его последняя гора.

Я очень хотел писать о нём, потому что это просто невероятно, что он делал. Горы такие красивые, но тоже такие опасные. И история о Букрееве грустная и трогательная, но тоже обнадеживающая, потому что даже в таких ситуациях есть люди, которые помогут другим. Букреев показал.

Кстати, есть интересный фильм об этих событиях - "Эверест". Только жаль, что там Анатолий показан только второстепенным героем.