2,9K подписчиков

Лайфстайл в промышленном дизайне

Кафедра дизайна НИУ «МЭИ» открыла программу дополнительного образования «Лайфстайл в промышленном дизайне». Почему это может быть интересно, и почему промышленный дизайн сегодня связан со стилем жизни каждого человека? Будем разбираться.

До недавнего времени промышленный дизайн рассматривался в большей степени как сфера, касающаяся крупного массового производства, машиностроения, дизайна городской среды и общественных пространств. Но сегодня выясняется, что данное направление дизайна важно для всех и соотносится с повседневной жизнью каждого человека.

Промышленный дизайн как сфера профессиональной деятельности зародился в эпоху глобальных перемен в жизни мира, в конце XIX – начале XX века. Тогда распространилось убеждение, что надо трансформировать жизнь общества по законам социального равенства. Идеи угнетения и равенства, воспитанные трудами К. Маркса, нашли свое выражение в революциях и в революционном переосмыслении мира вещей.

Дизайнеры сто лет назад искренне считали, что если поселить всех людей в одинаковую предметную среду, то можно таким образом разрешить все социальные противоречия. Так родилась идея интернационального дизайна – дизайна, который подходит для любой точки земного шара, без национальных и социальных различий.

Промышленный дизайн с тех времен и по сей день решает задачи демократизации общества: создает вещи, автомобили, гаджеты для массового производства, одинаковые для всех.

Однако в современном мире отмечается новая тенденция, которая пока не описана в учебниках по истории дизайна и не рефлексируется культурологами. Массовый дизайн сегодня не удовлетворяет массового пользователя.

Дело в том, что – и об этом тоже пока не пишут – интернациональный дизайн, который должен был разрешить социальные противоречия, на самом деле, является инструментом глобализации. Именно глобальные корпорации заинтересованы в том, чтобы у всех были одинаковые вкусы и потребности, потому что это создает равномерную потребительскую среду по всему миру. Глобальные корпорации навязывают всему миру одинаковый вкус на простое, на минималистичное, на одинаковое.

Однако сегодня понемногу начинает осознаваться потребность в разном, в разнообразии, в индивидуализации. Сегодня дизайнеры начинают задумываться о том, что у людей существуют разные жизненные сценарии, разные схемы манипулирования предметами.

И в дизайне начинает учитываться лайфстайл, стиль жизни.

Кому-то достаточно маленького экрана телефона, а кому-то неприятно смотреть на мелкое – и вот появляются смартфоны с экраном, раскладывающимся в книжечку. Кому-то нужно стандартное мягкое офисное кресло, в котором можно развалиться, а кому-то приятнее сидеть с прямой спиной, и вот в дизайне появляется соответствующее мебельное решение. В конце концов, кто-то использует жидкое мыло, а кто-то твердое, и в зависимости от этого дизайнер проектирует мыльницу.

Сегодня, чтобы быть профессиональным дизайнером, надо не только уметь проектировать и работать в компьютерных программах. Нужно еще обладать развитым воображением, чтобы придумывать сценарии пользования, чтобы представлять образ и даже стиль потенциального пользователя.

В этом смысле, программа «Лайфстайл в промышленном дизайне» является уникальной, так как в настоящее акцент на личном стиле жизни потребителя и сценариях пользования вещами в промышленном дизайне является новаторским подходом.

Фрагмент выпускной квалификационной работы студентки кафедры дизайна НИУ «МЭИ» Войтенко Е. Г. «Модульное кафе в рамках новых культурных норм, связанных с пандемией». Традиционные подходы к проектированию оборудования для кафе пересмотрены с учетом новых ситуаций и жизненных сценариев.
Фрагмент выпускной квалификационной работы студентки кафедры дизайна НИУ «МЭИ» Войтенко Е. Г. «Модульное кафе в рамках новых культурных норм, связанных с пандемией». Традиционные подходы к проектированию оборудования для кафе пересмотрены с учетом новых ситуаций и жизненных сценариев.

Фрагмент выпускной квалификационной работы студентки кафедры дизайна НИУ «МЭИ» Емельяновой А. Д. Проект оборудования безбарьерной среды для маломобильных граждан. Сегодня все больше внимания в промышленном дизайне уделяется проектированию для различных групп потребителей с особенными потребностями и запросами.
Фрагмент выпускной квалификационной работы студентки кафедры дизайна НИУ «МЭИ» Емельяновой А. Д. Проект оборудования безбарьерной среды для маломобильных граждан. Сегодня все больше внимания в промышленном дизайне уделяется проектированию для различных групп потребителей с особенными потребностями и запросами.

Фрагмент работы студентки кафедры дизайна Чадалиной Е. Проект въездного знака в город Дубна. Сегодня даже визуальные коммуникации – это сфера промышленного дизайна в его новой ипостаси – как средства индивидуализации, в том числе, населенных пунктов.
Фрагмент работы студентки кафедры дизайна Чадалиной Е. Проект въездного знака в город Дубна. Сегодня даже визуальные коммуникации – это сфера промышленного дизайна в его новой ипостаси – как средства индивидуализации, в том числе, населенных пунктов.

Материал подготовлен кандидатом философских наук, доцентом, заведующей кафедрой дизайна НИУ «МЭИ», Панкратовой Александрой Владимировной.