2,3K подписчиков

Почему музыка с годами упрощается и какие треки считаются самыми «сложными» в истории

За последние 70 лет музыкальные хиты стали значительно проще, выяснили ученые из Лондонского университета королевы Марии. Речь не о текстах, а о самой мелодии — ритм упростился, диапазон инструментов сократился, и авторы теперь отдают предпочтение повторяющимся мотивам.

За последние 70 лет музыкальные хиты стали значительно проще, выяснили ученые из Лондонского университета королевы Марии.

Почему музыка упрощается

Исследователи из Лондонского университета королевы Марии выяснили, что треки, входящие в топ-чарты с 1950 года, стали значительно проще. Причем речь не о музыкальных композициях в целом, а о самой мелодии — за 70 лет ритм стал менее сложным, уменьшилось число используемых октав, авторы стали отдавать предпочтение повторяющимся мотивам. В то же время выросла плотность нот (количество нот, звучащих за одну секунду), что ученые объясняют технологическим прогрессом.

Мэдлин Хэмилтон автор исследования, научный сотрудник Лондонского университета королевы Марии Благодаря доступности программного обеспечения и библиотекам с миллионами сэмплови лупов, сегодня любой, у кого есть ноутбук и подключение к интернету, может создать любую мелодию, которую только может себе представить. Мы ни в коем случае не хотим сказать, что музыка стала хуже — да, мелодия становится менее сложной, но в простоте есть своя красота.

Ученые проанализировали треки, которые входили в топ-5 чарта Billboard в период с 1950-го по 2022 год. Например, у хита 1975-го Love Will Keep Us Together группы Captain & Tennille — сложный ритмический рисунок и «неожиданное звучание».

А вот в композиции Breathe американской певицы Фейт Хилл (лучший трек 2000 года) уже много повторов и четкий, единый ритм.

Упрощение мелодии исследователи связали с появлением новых жанров и выявили «три революции в звучании музыки» — в 1975, 1996 и 2000 годах. Первую связали с ростом популярности диско, нью-вейва и стадионного рока, которым свойственны повторы. В 1996-м началось распространение хип-хопа, а в 2000-м артисты перешли на цифровые звуковые рабочие станции (DAW), адаптированные для работы с короткими и простыми сэмплами.

Как музыка изменилась за последние десятилетия

Исследование Лондонского университета королевы Марии не первая работа, в которой говорится об упрощении музыки. Но если британские специалисты считают, что изменилась только мелодия, то группа ученых из Германии и Австрии уверены: за 40 лет (с 1980-го по 2020 год) тексты песен тоже стали проще, а еще — злее и эгоцентричнее. Они проанализировали 12 тыс. треков на английском языке в разных жанрах — рэп, кантри, R&B и рок. Выяснилось, что в современных композициях больше личных местоимений первого лица — «я», «мне» и «мой». Самым «злым» и упрощенным жанром исследователи назвали рэп — в таких композициях чаще всего повторяются строки и встречаются тексты, выражающие гнев и отвращение.

Аналогичную научную работу еще в 2019 году опубликовали исследователи из Технологического института Лоуренса в США. Они изучали хиты 1951–2016 годов с помощью инструмента Tone Analyzer, который рассортировал слова в текстах песен по разным характеристикам — эмоциональной (например, страх, отвращение, радость), языковой (уверенность суждений, аналитичность текста) и социальной (открытость новому, сознательность). По каждому из критериев алгоритм выставлял оценку 0 до 1. Оказалось, что поп-музыка постепенно становилась более грустной и злой. В пример авторы привели хиты певицы Бонни Тайлер и группы Queen.

  • В песне We Will Rock You (1977) первая строчка звучит так: Buddy you’re a boy, make a big noise, playin’ in the street, gonna be a big man some day («Приятель, ты мальчишка, который много шумит, играя на улице, однажды ты станешь большим человеком»). Алгоритм назвал композицию радостной и приятной (0,64), грусти в ней только на 0,07.
  • В композиции Бонни Тайлер Total Eclipse of the Heart (1983) есть грусть (0,78) и страх (0,3). Это тоже заметно уже по первой строке: Turn around, every now and then I get a little bit lonely, and you’re never coming round («Обернись, время от времени я чувствую себя одиноко, а ты никак не приходишь»).

Эксперты фиксируют еще один тренд, который повлиял на упрощение музыки: люди стали чаще слушать песни в фоновом режиме, из-за чего выросла популярность композиций с большим количеством повторов и несложной мелодией.

Ева Зангерле научный сотрудник Инсбрукского университета в Австрии Произошел огромный сдвиг в том, как мы потребляем музыку: плейлисты, созданные алгоритмами специально для нас, создали культуру непрерывного фонового прослушивания, а TikTok не только помогает продвигать новых исполнителей, но и, по сути, превращает полноценные композиции в 10-секундные треки. Сегодня эти первые 10–15 секунд песни определяют, пропустим мы ее или нет.
Патрик Сэвадж музыковед из Оклендского университета в Новой Зеландии В эру низкой концентрации внимания и ускорения жизни люди уже не могут наслаждаться вещами, которые слишком сложны для понимания, запоминания или воспроизведения.

Самые сложные песни в истории

Не первый год об упрощении музыки говорят и сами слушатели. На Reddit открыты десятки обсуждений, где пользователи пытаются понять, что такое «комплексная» музыка и какие треки обошли тенденцию на упрощение. Чаще всего к таким композициям относят музыку американского певца Фрэнка Заппы (Peaches en Regalia и The Black Page), британскую рок-группу Radiohead (Just и Sail to the Moon) и канадскую рок-группу Rush (La Villa Strangiato).

Музыкальный продюсер и популярный ютубер Рик Беато самой «комплексной» и сложной композицией в истории поп-музыки считает Never Gonna Let You Go бразильского исполнителя Сержио Мендеса — из-за частой смены тональностей и необычной последовательности аккордов.

Выбирают в Сети и самые интересные и «насыщенные» по звучанию треки конкретных исполнителей — например, Тейлор Свифт и Beatles. Наиболее сложными у американской поп-звезды считают композиции tolerate it (из-за нетипичного размера и ритма), cowboy like me (из-за «идеального сочетания» гитары, барабанов, бэк-вокала и основной мелодии) и Dear John (из-за гармонии разных инструментов). А у британской рок-группы — You Never Give Me Your Money и Martha My Dear (в обоих случаях — из-за необычного сочетания аккордов).