Франция – что теперь? Итоги парламентских выборов стали неожиданными для многих

 08.07.2024 • Андрей Кадомцев, политолог Во Франции довольно противоречиво завершился второй тур парламентских выборов. Каковы итоги и первые прогнозы?

08.07.2024 • Андрей Кадомцев, политолог

Во Франции довольно противоречиво завершился второй тур парламентских выборов. Каковы итоги и первые прогнозы?

Решение о проведении парламентских выборов было принято президентом Франции Эмманюэлем Макроном буквально в последний момент. Обескураженный разгромным поражением своей партии на выборах в Европарламент, Макрон, вероятно, решил в одно и то же время «застать врасплох» своих политических оппонентов, а также взять французских избирателей «на испуг». Предполагая напугать население перспективой прихода к власти в стране «ультраправых» - так сторонники власти характеризуют оппозиционное «Национальное объединение» Марин Ле Пен.

Во втором туре на избирательные участки пришли без малого 67 процентов французов, имеющих право голоса. Это – рекорд последних 40 лет. На кону было 577 мест в нижней палате парламента. Для получения абсолютного большинства необходимо получить 289 мандатов.

Вопреки многим прогнозам, которые накануне второго тура предсказывали первое место «Национальному объединению» Марин Ле Пен, по итогам выборов вперед вырвался «Новый народный фронт». NPF - созданный в последний момент конгломерат различных партий и движений левого толка и «зеленых», получил 182 места. А его лидер, глава партии «Непокорённая Франция» Жан-Люк Меланшон, примеряет на себя роль «наиболее влиятельного политика» Франции и, возможно, премьера.

Второе место удалось получить партии президента Макрона, «Ренессанс», и ее союзникам – 163 мандата. Фаворит первого тура «Национальное объединение» оказалось третьим – ее будут представлять 143 депутата.

Почему так? Между первым и вторым туром произошла мобилизация противников Ле Пен. В ход были пущены политические технологии - в сотнях округов, где во второй тур вышли три кандидата, «левые» и сторонники Макрона сумели договориться о снятии своих претендентов, занявших третье место. Чтобы увеличить шансы любого наиболее сильного оппонента для кандидата от «Национального объединения». Даже лидер NPF Жан-Люк Меланшон, несмотря на репутацию «непримиримого левого радикала», заявил, что возглавляемый им альянс снимет всех своих кандидатов, оказавшихся на третьем месте по итогам первого тура, чтобы способствовать объединению противников Ле Пен вокруг коалиции сторонников Макрона.

Итоги голосования показали, что истеблишменту в очередной раз удалось напугать значительную часть французов «перспективой прихода крайне-правых к власти». Почти три четверти избирателей выступили против перспективы правительства во главе с «Национальным объединением». Результат партии Ле Пен в этой игре оказался ниже ее триумфальных показателей месячной давности, когда на выборах в Европарламент она получила без малого треть голосов. Вместе с тем, «Национальное объединение» существенно увеличило свое представительство в парламенте – в прошлом созыве партия контролировала 88 мест. Однако только абсолютное большинство голосов позволило бы партии Ле Пен и ее союзникам сформировать кабинет в благоприятной для себя конфигурации, а затем приступить к выполнению своих обещаний по демонтажу многих ключевых направлений политики Макрона.

В то же время, есть веские основания полагать, что «Национальному объединению» удастся «практически неизбежно» добиться большего успеха в 2027 году. Причиной станет личность и политика Макрона, особенно, если ему придется сформировать коалицию с «левыми», включая «радикалов», чьи подходы к решению внутренних проблем Франции способны оказаться «лекарством, которое хуже болезни». Ле Пен никогда не скрывала, что для нее главной целью являются президентские выборы 2027 года. Невозможность сформировать правительство прямо сейчас может сыграть на руку «Национальному объединению», поскольку социально-экономические проблемы Франции чрезвычайно глубоки, общество, как показали последние выборы, серьезно расколото, а фигура действующего президента вызывает отторжение у большинства избирателей.

Сторонники Макрона превзошли ожидания большинства наблюдателей. Тем не менее, президентская партия «Возрождение» потеряла еще 80 с лишним парламентских мандатов. Премьер-министр Франции Габриэль Атталь заявил, что 8 июля подаст в отставку. Кроме того, поскольку действующему президенту Франции не удалось получить большинство в парламенте, ему, скорее всего, придется предоставить право сформировать правительство одной из оппозиционных партий.

Формально, наибольшие шансы на формирование кабинета получил левый «Новый народный фронт». Однако ННФ видится многим наблюдателям как крайне неустойчивое образование. «Фронт» рассматривают как сугубо «временный альянс», объединивший под своей эгидой совершенно несовместимых политиков, от троцкистов до центристских социал-демократов и экологов. ННФ шел на выборы с обещанием повысить минимальную заработную плату на 14 процентов, восстановить налог на богатство и поддержать признание независимого палестинского государства. Но главная причина объединения «левых» в рамках ННФ - страх перед перспективой прихода к власти «крайне правого» правительства.

Во внешней политике взгляды основных сил, входящих в ННФ, до недавнего времени были противоположны. Так, каждый новый поворот в развитии событий на Украине, порождал среди левых новые разногласия. «Украинская проблема» внесла глубокий раскол в стан французских левых в ходе выборов в Европарламент. Однако затем Фронт принял общую политическую платформу, которая в «украинском вопросе» в основных чертах отражает позиции социалистов и «зеленых». Цель сформулирована недвусмысленно: «Победить Владимира Путина…», защищать суверенитет и свободу Украины, поставляя необходимое оружие и аннулируя его внешний долг.[i]

Макрон еще до второго тура категорически заявлял, что не уйдет в отставку «ни при каких обстоятельствах». Теперь президенту Франции, скорее всего, придется взаимодействовать, «сожительствовать», с оппозиционным парламентом, по меньшей мере, целый год. Только через год, согласно французской конституции, законодательный орган может быть распущен вновь. При этом во Франции нет традиции «временных» правительств, которые поддерживали бы управление делами, пока формируются сложные коалиции. Если технократы будут править бал, как это принято в ряде европейских стран, когда они оказываются в политическом тупике, это, вероятно, еще больше усилит поддержку «Национального объединения» среди избирателей.

Формально, многие законопроекты, касающиеся серьезных изменений в политике, а также государственных расходов, требуют одобрения парламента. Но теперь Франция может оказаться в очень опасном состоянии, когда не только ни одна политическая сила не будет иметь большинства, но не будет «и возможности создать большинство». Страна окажется и без правительства, и без большинства в парламенте. Где складывается «абсолютно невиданная» конфигурация: «трёхполюсная и с очень низкой совместимостью …». Звучат опасения, что Франции грозит «колоссальный политический кризис без перспектив к компромиссу, практически безвыходный».[ii]

Действительно, выборы показали, что хотя политический «центр» Франции пока еще не разгромлен окончательно, число его сторонников неуклонно снижается. При этом, можно предположить, определенные надежды лагерь Макрона возлагает на возможность распада ННФ. В этом случае, по данным британского The Economist, некоторые политики надеются объединить социалистов и левых «зеленых» с частью правоцентристских «республиканцев». После первого тура среди оппонентов «Национального объединения» также пошли разговоры, что умеренные левые и центристы обсуждают идею «плюралистического (многопартийного) правительства» или «парламентской коалиции». Насколько формальной могла бы быть коалиция между «Новым левым блоком» и партией Макрона – большой вопрос. Эти два блока «ненавидят друг друга», и центристы едва ли готовы работать с командой Меланшона. Иное дело, полагает главный редактор «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов – левый премьер-министр, зависящий от голосов сторонников Макрона в парламенте.

Наконец, следует помнить, что после поражения на выборах 2022 года, макроновское «Возрождение» уже утратило абсолютное большинство в Национальном собрании. В результате, сменявшие друг друга правительства, сначала при Элизабет Борн, а затем при Габриэле Аттале, регулярно сталкивались с невозможностью провести законы, скажем, о пенсионной или иммиграционной реформе через парламент. В этих случаях они неоднократно прибегали к процедуре, описанной в статье 49.3 конституции Франции — положению, позволяющему правительству принимать законы без голосования в парламенте.

Согласно конституции Франции, Макрон сохраняет ведущую роль в вопросах внешней политики. Однако теперь ему будет гораздо труднее выполнить свои обещания о предоставлении 3 млрд. евро военной помощи Киеву в текущем году. Под вопросом окажется и обещание предоставить Украине истребители «Мираж». «Подвешенное» состояние Макрона станет фундаментальным вызовом и для лидеров Евросоюза. Президент Франции рискует, сохранив должность, утратить реальную власть. За многие решения, принимаемые в Брюсселе, голосуют министры, а не национальные лидеры. Без жизнеспособной коалиции в Париже найдутся ли вообще министры, которых можно будет отправить на конференции ЕС?

По результатам выборов, Франция вступает в период высокой политической неопределенности. Как минимум ближайший год, страну, скорее всего, будет лихорадить. Внутриполитические позиции Макрона неизбежно пошатнутся. Ослабнет ли французский лидер настолько, что «выйдет из большой дипломатической игры, разворачивающейся в Европе», на сегодняшний день не ясно. Несомненно, НАТО и Евросоюз с растущей тревогой будут наблюдать за тем, как еще одна крупная страна Запада превращается в его слабое звено.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал:
https://t.me/interaffairs