Сегодня электросамокаты выбирают за возможность сэкономить время на передвижение из пункта А в пункт Б. В отличие от автомобиля и общественного транспорта пользователь может просто взять самокат и доехать до нужной точки, не задумываясь о платной парковке и построении маршрута от автобусной или троллейбусной остановки.
Год от года популярность сервисов кикшеринга среди россиян неуклонно растет. Этот процесс не зависит от конкретного города: специалисты фиксируют рост числа пользователей данных платформ не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в областных центрах, а также в городах районного значения. Проще говоря, электросамокаты все плотнее входят в нашу жизнь и становятся повседневным транспортом.
Если раньше многие использовали средства индивидуальной мобильности (СИМ) лишь для прогулок, то сегодня более 80% случаев аренды самокатов, например, сервиса Whoosh приходятся на так называемые транспортные поездки: от дома до транспортного хаба или до места учебы и работы. По транспортному сценарию аналогичным образом распределены 85% поездок на самокатах «МТС Юрент».
Данный тип поездок подразумевает небольшие расстояния (в этом году их количество растет), при этом сокращение времени в пути. Чаще всего у конкретного пользователя кикшеринговой платформы происходит несколько поездок в течение дня.
Нельзя не отметить и рынок аренды «желтых» электровелосипедов, которые впервые появились на улицах Петербурга в апреле минувшего года. Данный велосипед также оборудован IoT-модулем и рассчитан на пробег 7–10 км за раз, тогда как средняя дистанция самоката составляет от 3 до 5 км. Таким образом, СИМ стали утилитарным и удобным средством перемещения.
Кстати, если говорить о количественных показателях, то они ожидаемы: наибольшие парки электросамокатов зарегистрированы в Москве и Санкт-Петербурге. Однако если затронуть вопрос о пропорциях СИМ непосредственно к количеству жителей, то по итогам прошлого года абсолютным лидером одного из сервисов аренды электросамокатов стал Екатеринбург.
Спрос и блокировка
За минувший год жители Северной столицы и гости города совершили более 20 млн поездок на электросамокатах сервиса Whoosh. Если сравнить эту цифру с показателем 2022 года, то рост на спрос СИМ составил 96%, а количество уникальных пользователей в Петербурге за то же время выросло на 30%.
«Несмотря на определенный информационный фон в соцсетях и СМИ, цифры свидетельствуют, что очень многие петербуржцы используют электросамокаты в качестве ежедневного транспорта, — говорит пресс-секретарь сервиса аренды самокатов Whoosh Денис Балакирев. — Все негативные истории в сумме не превышают 0,1 процента от общего количества поездок».
Добавим, что с конца мая операторы СИМ кратно увеличили штрафы за основные нарушения правил, в том числе за использование транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения, ДТП по вине пользователя, а также езду более одного человека на самокате. Штрафы действуют во всех городах присутствия сервисов.
Также с начала сезона оператор «МТС Юрент» выписал порядка 35 тысяч штрафов по всей России. Из них более 15 тысяч — в Москве, более 5 тысяч — в Санкт-Петербурге. Больше всего штрафов вынесено за неправильную парковку и езду вдвоем.
«Сервис начал выявлять аккаунты пользователей, не достигших 18 лет, — рассказывает пресс-секретарь «Юрент» Алена Сухаревская. — Такие аккаунты блокируются. Информация о дате рождения пользователя передается при его аутентификации с помощью сервиса МТС ID. В настоящий момент выявлено и заблокировано около 4 тысяч аккаунтов, зарегистрированных на несовершеннолетних пользователей. В Санкт-Петербурге мы выявили и заблокировали около 600 подобных аккаунтов».
Образ настоящего и будущего
Технологии сервисов СИМ постоянно совершенствуются, а Петербург во многом является центром новинок для крупнейших операторов. Главный вопрос: как сделать электросамокаты безопаснее и удобнее?
Следует упомянуть о российской технологии «Антитандем», которую успешно использует Whoosh. С помощью искусственного интеллекта она позволяет анализировать данные пользователя и реагирует, если на самокате передвигаются два человека. В случае фото- или видеоподтверждения нарушения аккаунты блокируются, а «тандемщикам» выписываются штрафы.
Есть и другой важный момент: самокаты должны быть удобны для самих пользователей.
Новая технология W-key позволяет начинать поездку, не используя телефон. Достаточно, заранее настроив программу в приложении, подойти к электросамокату и одновременно нажать две ручки тормоза: ваш путь открыт.
Также во многих городах идет разработка ускоренной авторизации и интеграции пользователей в приложения сервисов, что поможет проще арендовать индивидуальный транспорт. А для системы контроля ПДД специалисты планируют внедрять авторизацию при помощи банковских ID.
Согласно последним исследованиям, основным ядром на рынке кикшеринга является аудитория от 25 до 44 лет. Именно на нее приходится более половины от общего числа пользователей СИМ. Но тренд продолжает смещаться в сторону более возрастной группы населения.
Кикшерингу все возрасты покорны
Немало для того, чтобы в будущем велосипеды и СИМ стали привычным и безопасным видом индивидуального транспорта, делает и город. Так, в проекте будущего Большого Смоленского моста уже предусмотрены велодорожки, по которым, как известно, можно ездить и на электросамокатах, не мешая ни пешеходам, ни автомобилистам. Уже в этом году в Московском, Приморском и Красногвардейском районах Петербурга появится свыше 9 км велодорожек. При этом на сегодня в Северной столице обустроено 44 выделенных для СИМ и велосипедов маршрута общей протяженностью 150,3 км. А до конца 2030 года, как ранее сообщал комитет по транспорту Петербурга, в рамках реализации Концепции развития велоинфраструктуры и велодвижения в городе на Неве предлагается создать порядка 500 новых веломаршрутов. И тогда СИМ и велосипеды станут полноправными участниками безопасного дорожного движения, позволяющими экономить время и наслаждаться видами города по дороге в нужную точку.
Автор: Дмитрий Ларионов