«Мы написали инсценировку вместе с ChatGPT»: режиссёр Михаил Мещеряков о театральном сезоне 2023/2024

Михаил Мещеряков. © Кирилл Русин
Михаил Мещеряков. © Кирилл Русин

VK Гид продолжает подводить итоги театрального сезона 2023/2024. Вторым участником проекта, с которым поговорила театральный редактор VK Гида Маргарита Мурадян, стал режиссёр и актёр Мастерской Брусникина Михаил Мещеряков. Он рассказал, как делал театральную лабораторию в Салехарде, о хип-хоп-дуэли Онегина и Ленского и о том, можно ли сделать спектакль в соавторстве с ChatGPT.

Первую часть итогов сезона — интервью с режиссёром Артёмом Томиловым — можно прочитать здесь.

Ваши любимые спектакли этого сезона?

Спектакль «Простодурсен». © Мастерская Брусникина
Спектакль «Простодурсен». © Мастерская Брусникина

«Простодурсен» Миши Плутахина в Мастерской Брусникина. «Соня-9» Саши Золотовицкого в МХТ Чехова. «Государь — стендап» Саши Локтионова, который идёт в «Сатириконе». И ещё «Капитал» по Карлу Марксу Нади Кубайлат в театре «Среда 21».

Что значимого произошло лично для вас в этом театральном сезоне?

Первое — это питчинг Мастерской Брусникина, который состоялся прошлым летом. Потому что после него для меня стали значимыми все премьеры, которые прошли в Мастерской.

Ещё осенью у меня была замечательная поездка в Салехард, где я выпустил премьеру с местным театральным непрофессиональным коллективом в рамках большой лаборатории на фестивале «Дело тела». Он называется «Сава сёнзя ӈэя!». У этого выражения нет точного перевода с ненецкого — его говорят при прощании, когда желают всего хорошего. Там сразу всё: и здоровья, и счастливой жизни, и хорошей дороги. Ненцы ещё используют эту фразу в качестве тоста.

Спектакль «Сава сёнзя ӈэя!». © Арт-резиденция | Полярис / Анастасия Гергель
Спектакль «Сава сёнзя ӈэя!». © Арт-резиденция | Полярис / Анастасия Гергель

При подготовке мы сначала «ощупывали», что такое вербатим, потом у ребят была экспедиция по Ямало-Ненецкому округу, но уже без меня. Они заезжали в разные поселения и города — Мужи, Яр-Сале, Харп, Пост 110-й километр (там находится посёлок Полярный. — Ред.), Лабытнанги — ездили по территории, собирали материал. А потом Андрей Стадников, который в лаборатории выступал как драматург, работал над текстом пьесы. В итоге мы вместе с Ясминой Омерович, которая была художником и художником по костюмам в этом спектакле, и Петей Скворцовым, который выступил композитором, сделали спектакль. К сожалению, он прошёл всего один раз, но это была достаточно значимая для меня работа. Очень глубокая, с погружением в историю этнических народов.

Еще из важных проектов — спектакль по «Евгению Онегину», который мы сделали. Он называется «Евгений Онегин: версия Ленский», это сторителлинг по произведению. Мы показали его в рамках Ночи в музее и «Библионочи». Получился классный спектакль, даже в каком-то смысле образовательный. Там много юмора, много наших с ребятами открытий в «Евгении Онегине», много находок — от хип-хоп-дуэли до сна Татьяны под транс-музыку. Для меня открылся новый классный формат — работать со школьной программой. И ценно, что после спектакля зрители спрашивают: «Почему так не преподают литературу в школе?» Надеюсь, когда-нибудь спектакль найдёт себе дом, сейчас он играется на разных площадках — вот скоро будет играться на ВДНХ и в «Музеоне».

Ну и, конечно, предстоящий питчинг Мастерской Брусникина. Наверное, для меня это будет одной из самых важных работ в сезоне — я там выступаю в трёх ролях: как куратор питчинга, как режиссёр (делаю эскиз) и как актёр (участвую в эскизе).

Какие тенденции сейчас в театре?

Прекрасно, что так стартовало Пространство «Внутри». Это один из немногих театров, где осталась свобода в творчестве. Сейчас это открытое пространство для разных режиссёров. Конечно, в большей степени молодых. Ну и тех, которые давно ничего не выпускали. Например, Савва Савельев недавно там поставил «Петушки». У меня там, кстати, шёл спектакль «Ну здравствуй, Лена». Сейчас уже не идёт, мы его переносим на другую площадку. Так что то, за чем сейчас стоит следить театральной тусовке, — это Пространство «Внутри».

Спектакль «Ну здравствуй, Лена». © Мастерская Брусникина
Спектакль «Ну здравствуй, Лена». © Мастерская Брусникина

Ну и, если говорить про театральные тенденции, театр сейчас уходит в сказки и подростковые или детские спектакли. Если театр живой и по-настоящему анализирующий, то он уходит в это. Период такой, как мне кажется.

Кажется, стало много проектов для молодых режиссёров. Так ли это?

Да, это, на самом деле, круто и радостно. Мне, как очень молодому режиссёру — не по годам, а по пробам, — хотелось бы больше ставить. Возможно, куда-нибудь пойти подучиться. И искать театральный язык, на котором сейчас можно говорить.

Михаил Мещеряков. © Мастерская Брусникина
Михаил Мещеряков. © Мастерская Брусникина

Есть планы на следующий сезон?

Хотелось бы выпустить много спектаклей. Снять кино. И сделать мультик. Вот такой у меня план.

Мы с Мариной Калецкой в прошлом году сняли короткометражное кино. Оно съездило на «Короче» (фестиваль короткометражного кино в Калининграде. — Ред.) и сейчас продолжает кататься по фестивалям. Даже в Канны фильм съездил — не в основные, конечно же, а на фестиваль короткометражного кино. И эта проба мне понравилась. Потому что в коротком метре ты можешь быстро реализовать какую-то свою хотелку — тебе пришло что-то в голову, как-то люди объединились, и что-то произошло. А потом это видят другие люди. И вот у меня есть идея ещё одного короткометражного фильма. И ещё мультика. Хочу сделать мультфильм про страшную собаку. Скажу так — и больше ничего говорить не буду.

Ну и спектакль, который будет на питчинге в Мастерской. Я работаю над постановкой «Большим детям сказки» по Замятину. Эскиз будет по блоку сказок про Фиту (один из персонажей притч Замятина — Ред.). Тут примечательно то, что я работаю над спектаклем совместно с искусственным интеллектом. Мы вместе с ChatGPT написали инсценировку и уже её репетируем. В этих сказках Замятина, которые были написаны до романа «Мы», как мне показалось, есть пробы антиутопии, какие-то основные ходы. И я решил, что будет круто поработать над этим спектаклем вместе с искусственным интеллектом. Потому что ИИ — это как будто бы наша предстоящая антиутопия. Или утопия, не знаю. Во всяком случае, эта штука очень умная, я был поражён.

Михаил Мещеряков. © Мастерская Брусникина
Михаил Мещеряков. © Мастерская Брусникина

Чем планируете заниматься летом?

Я буду отдыхать. Я больше не могу, очень сильно хочу отдохнуть. Но чтобы отдохнуть, я как режиссёр и актёр подзаработаю денег. Мне осталось чуть-чуть.

VK ГидОбсуждаем кино, сериалы, крутые выставки, театральные постановки и отбираем достойные музыкальные релизы, книжные новинки и подкасты. Поможем разобраться в искусстве, расшифруем культурные контексты и научим читать между строк. А еще здесь классные коллабы и эксклюзивный контент. Присоединяйся!
4,9K подписчиков