Найти тему
ИндияСвами

Ступени красоты и драмы: тайна колодца Адаладж Ни Вав

У всех ступенчатых колодцев Индии есть своя мрачная история.
У всех ступенчатых колодцев Индии есть своя мрачная история.

Адаладж Ни Вав — это великолепный архитектурный шедевр, который уходит вглубь земли на пять уровней. В штате Гуджарат, в Индии, такие лестничные колодцы принято называть “вавами”, и обычно, за каждым из них стоит какая-нибудь красивая, но трагичная история.

Адаладжский ступенчатый колодец. Фото: atlasobscura.com
Адаладжский ступенчатый колодец. Фото: atlasobscura.com

Так случилось и с Адаладжем. Резервуар был возведен в 1499 году как водохранилище, а также как убежище для путников и местного населения и места, где странствующие аскеты могли остановится для своих духовных практик. Это пятиэтажное здание может похвастаться завораживающим видом с верхнего этажа: открывается панорама на глубокие темно-голубые воды колодца, которые кажутся излучающими свет изнутри, окаймленные невероятной красотой, навечно остановленной в мастерски обработанном камне.

Удивительная архитектура колодца действует гипнотически. Фото: atlasobscura.com
Удивительная архитектура колодца действует гипнотически. Фото: atlasobscura.com

Конечно, колодец поражает не только своей великолепной красотой. Его прошлое переполнено драматизмом. Здесь как будто сплелись воедино чувства страсти и верности, война и романтика.

Трагическая история любви и верности

Рассказывают, что хозяин этих территорий, индуистский монарх Рана Вир Сингх, заложил Адаладж Ни Вав с целью смягчить тяжёлые условия жизни своих подданных в этой сухой местности. Ведь людям из окружающих селений нужно было преодолеть много километров по изнуряющей жаре, чтобы добраться до ближайшего источника воды.

Пока не построили резервуар людям приходилось идти за водой за несколько километров по страшной жаре.
Пока не построили резервуар людям приходилось идти за водой за несколько километров по страшной жаре.

Однако, еще до того как строительство было завершено, правитель начал военные действия против сопредельного мусульманского шаха – Мехмуда Бегады. Рана Вир Сингх пал на поле боя, а вот его победитель, Мехмуд Бегада, был сражен очарованием его вдовы, красавицы Рупбы, известной также как махарани Рудабай.

Мехмуд Бегада влюбился во вдову своего поверженного врага, прекрасную королеву Рупбу.
Мехмуд Бегада влюбился во вдову своего поверженного врага, прекрасную королеву Рупбу.

Рупба пообещала выйти замуж за того, кто победил её супруга, но с одним условием — он должен завершить строительство колодца, начатое раджой. Мехмуд Бегада принял это предложение, и сегодня мы можем видеть колодец, возведённый в известном стиле Мару-Гурджары или Соланском стиле. Он украшен элементами индуистской и джайнистской культур, а также несет в себе черты исламского искусства.

Потрясающая резьба по камню в Адаладж Ни Вав. Фото: atlasobscura.com
Потрясающая резьба по камню в Адаладж Ни Вав. Фото: atlasobscura.com
-7

Когда резервуар был закончен, верная своему мужу Рупба кинулась в колодец и утонула. По-видимому, она изначально не намеревалась сочетаться браком с мусульманским шахом — она лишь хотела убедиться в том, что грандиозное и благое дела ее погибшего супруга будет завершено.

К счастью, Мехмуд не уничтожил ни конструкцию, ни индуистские украшения колодца, и они остаются почти в первозданном виде даже более 500 лет спустя.

Рупба изначально не собиралась выходить замуж за Мехмуда. Изображение: portalostranah.ru
Рупба изначально не собиралась выходить замуж за Мехмуда. Изображение: portalostranah.ru

Непреходящая красота

Сегодня перед нашими глазами предстает колодец, который поражает своим убранством: он богато украшен изысканной резьбой, статуями и орнаментами. Эти элементы декора являются смешением архитектурных форм и мотивов, характерных для индо-исламского стиля.

В этом великолепии искусства мы можем видеть, как исламские флористические мотивы гармонично переплетаются с индуистской и джайнской символикой. Также здесь изображены живописные бытовые сцены с невероятной детализацией — например, есть резные изображения женщин, которые взбивают масло.

Божества индуизма и джайнизма до сих пор живут в статуях у стен резервуара, и до сих пор этот ступенчатый колодец выполняет функции святилища. Часто здесь можно заметить цветочные дары и благовония для богов.

Вид с первого верхнего этажа. Фото: atlasobscura.com
Вид с первого верхнего этажа. Фото: atlasobscura.com

Адаладж Ни Вав выделяется на фоне других ступенчатых колодцев благодаря своим трем входным лестницам. Они сходятся в единой точке на первом уровне у подножия, создавая просторную квадратную площадку. Когда вы спускаетесь глубже к пятому подземному уровню, можно ощутить, как температура вокруг становится приятно прохладной.

Изначальная цель постройки резервуара заключалась в защите от жестокого солнечного жара и создании прохладного прибежища для местных жителей и странников. Поэтому на каждом из 5 этажей достаточно места, чтобы разместиться, отдохнуть, перекусить в прохладе и побеседовать. Несомненно, путники оставались здесь и на ночь — тогда подобные колодца еще до появления отелей служили им в качестве ночлега.

Небольшой городок Адаладж находился на торговом пути, и через него проезжало много путешественников, которые всегда добрым словом вспоминали благодетеля, который построил для них такое прекрасное сооружение.

Вид с нижнего этажа колодца. Фото: atlasobscura.com
Вид с нижнего этажа колодца. Фото: atlasobscura.com

Как добраться:

Ступенчатый колодец Адаладж Ни Вав располагается в одноименном поселке Адаладж, что находится неподалеку от Гандинагара — административного центра штата Гуджарат, и всего в 18 км от Ахмадабада, самого большого населенного пункта этого штата.

Доехать туда можно разными способами: на такси, авторикше или добраться общественным автобусом до Гандинагара.

Это историческое место принимает посетителей с раннего утра до вечера, точнее с 6:00 до 18:00. Стоимость посещения составляет 25 рупий для индийцев и 300 рупий для иностранных туристов.

Читайте также: