39,8K подписчиков

Одна игра, чтобы править всеми: обзор «Вечной зимы»

Большая, красивая и многогранная евро-настолка для тех, кому хочется максимум возможностей прийти к победе

Большая, красивая и многогранная евро-настолка для тех, кому хочется максимум возможностей прийти к победе В жанре настольных евро-игр, где обычно нет прямого противостояния, что-то революционное...

В жанре настольных евро-игр, где обычно нет прямого противостояния, что-то революционное выходит редко. Авторы меняют сеттинги, оформление, смешивают старые механики и правила. Но суть не меняется: все что-нибудь строят, развивают, добывают ресурсы, а победитель определяется по числу набранных очков. Про этот жанр шутят, что если играл в одну евро-игру, то видел их все.

Авторы «Вечной зимы» решили не ограничивать себя и пошли на дерзкий эксперимент: что выйдет, если в одну игру добавить как можно больше способов набирать очки? Получится «Вечная зима» от GaGa Games – один из самых необычных представителей жанра.

Большая, красивая и многогранная евро-настолка для тех, кому хочется максимум возможностей прийти к победе В жанре настольных евро-игр, где обычно нет прямого противостояния, что-то революционное...-2

События игры разворачиваются за 10 000 лет до нашей эры. Игрокам предстоит руководить племенем и помогать ему добиться процветания в суровых условиях. Люди будут путешествовать по материку, открывать новые земли, охотиться, развивать культуру, изучать технологии, строить мегалиты и так далее. Воевать с другими племенами тут не придется (во всяком случае, в базовой игре), а главная задача одна – набрать как можно больше победных очков.

«Вечная зима» сочетает в себе самые разные механики. Тут и размещение рабочих, и декбилдинг (создание уникальной колоды карт), и контроль территорий, и коллекционирование. Поэтому даже подготовка игры выглядит пугающе. Там, где конкуренты предлагают пару полей и треков развития, «Вечная зима» занимает большой стол и просит следить сразу за 5 (!) различными планшетами. Уже на этом этапе вы либо будете жалобно смотреть на друзей, предлагая выбрать что-нибудь попроще, либо загоритесь интересом.

Большая, красивая и многогранная евро-настолка для тех, кому хочется максимум возможностей прийти к победе В жанре настольных евро-игр, где обычно нет прямого противостояния, что-то революционное...-3

Игра длится четыре раунда, каждый из которых поделен на три фазы. Фаза действий – основная. Участники сначала разыгрывают карты культуры, которые дают полезные бонусы и показывают, в чем ваше племя преуспело лучше других. Потом игроки отправляют своих соплеменников на различные секции основного поля и выполняют действия: охотятся, расселяются по карте, рекрутируют людей и так далее. Каждый фрагмент этого поля позволяет выполнить два действия, а третье доступно только тому, кто первый отправит туда человека.

Фаза затмения – своеобразная «игра в игре». Здесь участники играют карты, чтобы получить бонусы и определить очередность хода в следующем раунде. А еще выполняют особые действия, добывают ресурсы и получают победные очки за успехи в первой фазе. Наконец, дальше все готовятся к следующему раунду: возвращают рабочих, готовят новые колоды, пополняют карты культуры и так далее.

Большая, красивая и многогранная евро-настолка для тех, кому хочется максимум возможностей прийти к победе В жанре настольных евро-игр, где обычно нет прямого противостояния, что-то революционное...-4

Многие карты имеют два применения – для фазы действий и фазы затмения. При этом все не разыгранные карты остаются у игрока на потом: в отличие от других похожих игр, где их обычно заставляют скидывать каждый раунд. Поэтому в «Вечной зиме» не обязательно тонко настраивать свой план: есть много возможностей накопить действий, отыграться и на ходу изменить стратегию.

Помимо основного поля, в игре есть еще четыре. На одном из них появляются животные: коллекции из одинаковых представителей фауны в конце игры приносят победные очки. Хотя иногда их выгоднее просто убить и съесть ради ценных ресурсов, если они резко понадобились. На модульном поле мегалитов игроки строят каменные сооружения: тут тоже можно получить очки и ресурсы, особенно если хорошо подгадывать самые выгодные места.

Большая, красивая и многогранная евро-настолка для тех, кому хочется максимум возможностей прийти к победе В жанре настольных евро-игр, где обычно нет прямого противостояния, что-то революционное...-5

Из тайлов местности случайным образом собирается поле региона, где обитают и мигрируют племена. Тут игроки могут строить и перемещать стоянки, а потом объединять их в общины: контроль за территориями обеспечивает приток ресурсов в фазу затмения. Наконец, еще есть планшет идолов с двумя треками. Шкала подношений определяет ценность еды и орудий, которые останутся к концу партии, а шкала почитания определяет «стоимость» захороненных соплеменников (механика удаления из колоды слабых карт).

Все это обилие возможностей и полей поначалу обескураживает. Подготовка и объяснение правил занимает много времени, а первые пару партий сложно понять, что лучше делать, – даже если вы имеете опыт в похожих играх. Однако богатство возможностей «Вечной зимы» не стоит трактовать как массу равноценных способов победы. Определенного паттерна тут все-таки стоит придерживаться: одни действия особенно хороши в начале партии, другие – ближе к концу. А вот оставшиеся как раз обеспечивают реиграбельность и разные выигрышные стратегии.

Большая, красивая и многогранная евро-настолка для тех, кому хочется максимум возможностей прийти к победе В жанре настольных евро-игр, где обычно нет прямого противостояния, что-то революционное...-6

Одна из самых сильных сторон игры – единство темы и геймплея. Я в последнюю очередь ожидал, что нам будет интересно в сеттинге древних народов, однако все игровые действия генерируют классные истории на лету. В этот ход нам пришлось съесть мамонта, потому что очень нужна была еда. Потом увидели, как соседи пошли на север: чтобы лишний раз не ругаться с ними, решили мигрировать на юг. Научились делать копья (появилось много орудий), изучили горные тропы (смогли переместить стоянки), придумали могильники (захоронения стали цениться сильнее) – практически каждое геймплейное решение становится частью мини-сюжета.

Для евро-игры тут по-хорошему высокий уровень конкурентного взаимодействия. Можно соревноваться за свободные территории, мешать другим в строительстве мегалитов, постоянно идет соревнование за покупку нужных карт культуры и животных. Чем больше участников, тем серьезнее борьба, хотя прямых конфликтов все же нет.

Большая, красивая и многогранная евро-настолка для тех, кому хочется максимум возможностей прийти к победе В жанре настольных евро-игр, где обычно нет прямого противостояния, что-то революционное...-7

Еще одна сильная сторона игры – очень высокая модульность. Поле мегалитов и тайлы местности каждый раз выкладываются по-новому, а еще меняется расклад стартовых животных, карт культуры и начальных условий из-за стартовых карт. Прямо в базовой игре есть два опциональных модуля: один делает полезнее локации-ледники (на них теперь появляются ресурсы), а второй улучшает действие отдыха.

Наконец, нельзя не отметить высочайший уровень качества компонентов. Карточки, миниатюры, фигурки общин и стоянок, тайлы, поля, стильный арт от художника Михайло Димитриевски – все радует глаз. Для удобства каждого игрока тут предусмотрен отдельный мини-органайзер, куда складываются все индивидуальные компоненты – ничего искать не надо. Даже все буклеты сделаны из плотной бумаги под лен. Возможно, излишество, но более приятной (и долгоживущей) книги правил я не листал.

Большая, красивая и многогранная евро-настолка для тех, кому хочется максимум возможностей прийти к победе В жанре настольных евро-игр, где обычно нет прямого противостояния, что-то революционное...-8

В общем, «Вечная зима» – это такое ультимативное евро с кучей возможностей, «одна игра, чтоб править всеми». Но, несмотря на обилие контента и механик, ее не назвать действительно сложной. Игрокам стоит следить за всеми полями, пытаться успеть сразу везде, но это не требуется. Здесь гораздо проще экспериментировать и пробовать самые разные стратегии, особенно если играть вдвоем.

Казалось бы, «Вечная зима» не нуждается в дополнениях, но авторы выпустили сразу три крупных расширения и несколько поменьше. Каждое из них что-то меняет, повышает реиграбельность, сдвигает баланс в сторону некоторых стратегий и даже добавляет совершенно новые пути к победе. Опытные игроки могут объединить хоть все три дополнения, хотя первые партий 20 я бы делать этого не советовал: уж слишком многогранной получилась базовая версия.

Большая, красивая и многогранная евро-настолка для тех, кому хочется максимум возможностей прийти к победе В жанре настольных евро-игр, где обычно нет прямого противостояния, что-то революционное...-9

«Зов предков» – самое понятное и простое в использовании расширение. Оно позволяет полностью или частично заменить все карты вождей, племени или животных на персонажей с другими свойствами. Новые лидеры, например, позволяют чаще строить мегалиты, двигать поселения и сбрасывать лишние карты ради бонусов. А коллекционирование животных приносит больше пользы – их свойства теперь постоянно срабатывают в фазу затмения.

Еще появилось 10 новых карт культуры, которые относятся к одному из двух типов – «Процветание» или «Распри». Первые символизируют благополучие и обилие ресурсов: основной игрок получает главный большой бонус, но остальным при этом тоже что-то перепадает. Карты второго типа тоже позволяют другим игрокам скопировать чужой бонус, но придется заплатить цену в виде победных очков.

Большая, красивая и многогранная евро-настолка для тех, кому хочется максимум возможностей прийти к победе В жанре настольных евро-игр, где обычно нет прямого противостояния, что-то революционное...-10

«Наскальные рисунки» добавляет специальные планшеты, на котором игроки будут буквально создавать изображение священных животных. Новое основное действие позволяет с помощью стираемых маркеров закрашивать точки и соединять линии. Завершенные сегменты рисунка приносят бонусы, а самая длинная линия – победные очки. Также в коробке есть компоненты, которые упрощают интеграцию рисования в свою стратегию – новые карты племени, культуры, вид животных и планшет мегалита.

Это дополнение чуть сложнее замешать в игру: если она и так вам кажется насыщенной механиками, еще один планшет, возможно, будет перебором. Однако в целом игровой процесс не усложняется, правила понятные, а подготовка не занимает много времени. Золотая середина для тех, кому хочется добавить в партии что-то новенькое.

Большая, красивая и многогранная евро-настолка для тех, кому хочется максимум возможностей прийти к победе В жанре настольных евро-игр, где обычно нет прямого противостояния, что-то революционное...-11

Наконец, «Реки и Лодки» – самое необычное расширение, в котором игроки будут плавать, ловить рыбу и отмечать природные ориентиры. Здесь существенно меняется карта местности: во время подготовки создается река, а к ней присоединяются оставшиеся тайлы региона. Добавляется новая миниатюра – лодка, которая может шустро передвигаться и помогает строить общины, а ее положение в конце раунда позволяет получать различные бонусы. Еще появился новый тип животных, морские коровы, а также тип соплеменников – воины.

«Реки и Лодки» несколько перегружают подготовку к партии и общие правила. Раскладывать тайлы местности надо по специальной многоэтапной инструкции, а еще приходится держать в голове дополнительные нюансы. Однако и без того красивая игра с этим расширением становится еще симпатичнее: все эти маленькие лодки, рыбы, вулканы и деревья радуют глаз. А поле региона оказывается намного ценнее из-за новых бонусов и геймплейных механик. Кроме того, это расширение добавляет прямые конфронтации. Воители могут атаковать чужие поселения и прогонять их, поэтому с большим количеством участников в это дополнение играть особенно интересно.

Большая, красивая и многогранная евро-настолка для тех, кому хочется максимум возможностей прийти к победе В жанре настольных евро-игр, где обычно нет прямого противостояния, что-то революционное...-12

Для самых больших фанатов выпустили три маленьких модуля – «Верные Друзья», «Северное Сияние», «Священные Земли». Каждое такое дополнение добавляет несколько карт и какую-нибудь простую, но интересную механику. А еще есть «Мамонт» – самое маленькое и милое расширение в мире настольных игр. По карте мира начинает путешествовать большое животное, а племя, которое сможет совладать с мамонтом, получит двойной бонус с территории.

«Вечная Зима» – уникальная в жанре настолка, авторы которой решили ни в чем не ограничивать игроков. Если вы не любите кризисность, вам нравится как можно больше всего и сразу, эта евро-игра почти наверняка понравится. Тут масса реиграбельности и возможностей побеждать, а еще очень необычная, красиво оформленная тема. Но стоит быть готовым к умеренно сложным правилам: с новичками за «Вечную зиму» лучше не садиться.