Как манипулирует патриарх Кирилл

583 прочитали

Патриарх Кирилл заявил, что на Западе происходят гонения на церковь, а вера в Бога перестала быть нужной для людей. Об этом он сказал во время проповеди в Иоанновском ставропигиальном монастыре в Петербурге. Почему же его слова являются очередной манипуляцией?

Патриарх Кирилл заявил, что на Западе происходят гонения на церковь, а вера в Бога перестала быть нужной для людей.

Первая манипуляция

Патриарх сообщает, что "агрессивное безбожие" порабощает Запад, при этом он не называет конкретных стран:

Все это происходило и происходит до сих пор на фоне наступающего агрессивного безбожия, которое порабощает многие так называемые христианские страны, которые уже перестали быть, по сути дела, христианскими.

Это первая манипуляция, потому что Запад очень неоднороден и религиозные организации чувствует себя по-разному в зависимости от страны. В католических странах, таких как Польша, Хорватия и Португалия, христианские церкви до сих пор имеют сильные позиции. США является одной из самых христианских стран Запада, и показатели религиозности в США выше российских. В то же время в Германии, Франции и Великобритании наблюдается продолжающийся не первый век процесс обмирщения культуры.

Вторая манипуляция

Затем патриарх укоряет западные страны в гонениях на церковь и в том, что западные люди протестуют из-за упадка веры:

Вера исторгается из жизни людей. Церкви закрываются, перепрофилируются, причем иногда кощунственно — на месте храмов и монастырей возникают рестораны и увеселительные заведения. И что? Где протесты? Почему можно протестовать, защищая права людей, что правильно, и почему же не протестуют, когда открывается прямое гонение на церкви, на святыни, когда христианство исторгается из жизни людей?

Не совсем ясно, на каком основании должны проходить протесты, если никто не нарушает свободу вероисповедания и совести. Уход веры из жизни людей - это процесс, который происходит по воле самих людей. Если бы веру искореняли посредством санкций и разных типов дискриминаций, как это происходило в СССР, то можно было бы говорить о нарушении прав верующих - достаточном основании для протестов. Однако патриарх возмущается лишь тем, что происходит естественная секуляризация общества.

При этом патриарх сам себе противоречит, приводя примеры, которые подрывают его тезис о "гонениях на церковь":

И если еще случаются какие-то уважительные жесты в адрес христианства, то чаще всего они связаны с сохранением культурных памятников, некоторых культурных традиций, но практически не связаны с живой верой. Конечно, есть еще и места и массовых паломничеств, и проявление религиозных чувств, но они все более и более маргинализированы и все более и более оттесняются на периферию жизни общества.

В этом заключается вторая манипуляция патриарха. Он называет закрытие храмов и использование их в светских целях - гонением на церковь, что не соответствует понятию "гонений", потому что церковь сама отдает храмы в распоряжение светских лиц. Верующим никто не мешает исповедовать свою веру. В Германии даже существуют христианские партии, которые часто занимают сильные места на выборах.

Третья манипуляция

Затем патриарх Кирилл решил поиграть с историческими фактами, слегка их переврав, дабы намекнуть, что у нас особый путь. Он задает вопрос - почему Россия, борясь с Богом в СССР и переняв западную культуру в петровские времена, сохранила монастырь, который ранее был закрыт?

"А вот теперь самый главный вопрос: что же все это означает? Ведь по всем законам общественного развития, политической логики ничего не должно было остаться от нашей веры, от нашей Церкви, от этого монастыря. Но те, кто так думал, и те, кто на это работал, ушли в небытие".

Во-первых, никакой тотальной вестернизации Российской империи при Петре Великом не было. В основном элита подчинилась новым культурным правилам, а их численность была в разы меньше численности крестьян и купцов.

Во-вторых, борьба с религией в СССР привела к тому, что к моменту начала Великой Отечественной войны верующими себя считали 50% населения. В последующие десятилетия борьба с религией не носила столь радикального характера. Более того, религиозные деятели подстроились под атеистическую пропаганду и успешно ей противостояли. Это отмечали даже карикатурщики:

Патриарх Кирилл заявил, что на Западе происходят гонения на церковь, а вера в Бога перестала быть нужной для людей.-2

В 90-е годы многочисленные кризисы создали пограничное состояние у всего населения - благодатная среда для повышения религиозности. Поэтому нет ничего странного в том, что церковь в свое время получила второе рождение.

Замечание по закрытым храмам

Патриарх Кирилл осуждает Запад, что там храмы переходят в руки светских людей, которые делают из них рестораны и центры развлечений. Это действительно происходит, но, с моей точки зрения, это гораздо лучше, чем оставление храмов на волю природных стихий.

К примеру, так выглядит Вознесенский монастырь в Старице (16 век). Он заброшен, хотя является объектом культурного наследия.

 Вознесенский монастырь в Старице
Вознесенский монастырь в Старице

В западных странах многие храмы тоже давно заброшены, однако практика передачи храмов в светские нужды, с моей точки зрения, несет в себе больше уважения к культурной постройке, чем оставление сооружения на произвол судьбы.

⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.

⚡ Задать вопрос автору, читать дополнительные материалы о религии - в моем телеграме.