"Не хочу носить хиджаб". Как таджикская девушка сбежала из семьи, чтобы жить обычной жизнью

История о таджикской девушке, которая пошла против диких семейных традиций.

Манижа (не путать с певицой Манижей, та старше на 12 лет) родилась в Таджикистане, но теперь гражданка России. Она приехала в РФ вместе с семьей несколько лет назад. Но Манижа решила, как это сейчас принято говорить, интегрироваться и адаптироваться к культуре и традициям нашей страны. В отличие от подавляющего большинства своих соплеменников, которые предпочитают, живя в России, оставаться внутри диаспоры.

Она не хочет покрывать себя хиджабом и подчиняться мужчинам, она мечтает о получении образования, рисовании и создании своего видеоблога. Разумеется, родители со своими обычаями и традициями были категорически против. Однако, девушка была довольно сообразительной и не рассказывала им до поры до времени о своих планах.

Семья Манижи - мама, папа и пять детей - переехали в Россию 11 лет назад. Теперь все они граждане России и живут в Псковской области. Манижа сейчас совершеннолетняя, а когда они только приехали, ей было всего семь.

В Таджикистане Манижа закончила только первый класс, и больше не училась. Она говорит, что ее семья уже стала российскими гражданами, но им так и не удалось адаптироваться к местной культуре и интегрироваться в обществе. Родителям Манижи не было особо важно, чтобы их дети получили образование в российской школе.

В их семье не было много денег, но на еду и одежду хватало. Трудилась в основном мать. Отец почти не работал, и если и работал, то все заработанные деньги оставлял себе. Сначала мама была сапожником, а ее старшая дочь помогала ей. Потом на огороде выращивала огурцы и помидоры, за которые на рынке можно было заработать 2–3 тысячи рублей в день.

"Отец у нас по жизни такой – ему привычнее отдыхать и на всех жаловаться, чем самому что-то делать. На счастье, мои братья не такие, они в дело вкладываются – старший брат работает продавцом в "Пятерочке", а младший занимается ремонтом обуви. Мама и сестра в прошлом даже на мойку автобусов ночью ходили, а я целые сутки проводила с отцом", рассказывает девушка

У Манижи есть два старших брата и две старших сестры. С одним из братьев она и сейчас общается. С сестрами у девушки взаимоотношения прохладные: они более консервативные, строгие. Они не одобряли ее действия и ее выбор.

До меня очень долго доходило, что такая жизнь мне не нравится. Но вот когда меня без моего ведома обручили, я решила, что пора бежать. Однажды мы с сестрой шли куда-то гулять, и тут возникает парень, ему 21. Мы виделись всего пару раз, а тут выясняется, что я уже обручена. Я подхожу к сестре: "Что за штука, почему никто меня не спрашивал?" Она говорит: "Ну мы же его встречали, и ты была в восторге".

У нас принято, что девушка должна быть скромной, и если она скажет, что готова выйти замуж, это будет считаться позором. Ну вот, если она не хочет, то она просто скажет: "Если ты меня отдашь этому мужчине, я уйду из жизни". Это значит, что она отказывается. Но если она спокойно говорит: "Пап, делай, как считаешь нужным", значит, она согласна. Вот так надо говорить, не напрямую. А я всегда в хорошем настроении, так что смысл? Могли бы же спросить меня нормально, честно.

Манижа подошла к отцу и прямо сказала, что не хочет замуж за этого человека. Без всяких традиционных отмазок, типа "убью себя". А отец говорит: "Как это, мы уже согласились, уже все продумано, в сентябре после твоего дня рождения будет свадьба. Ты не можешь отказаться, иначе ты нас опозоришь".

Мама и младший брат были на ее стороне, но отец был непреклонен и стоял на своем. И тут она осознала, что не хочет проводить жизнь, подчиняясь мужу и рожая детей.

– Не потому, что я не люблю детей, но рожать в 18 лет – это дикость. У нас в Таджикистане сразу после свадьбы начинают спрашивать про детей. Иногда даже такое бывает, что девушку могут бросить, если у нее не появится ребенок в первый-второй год брака. Давят на парня родители, общество, говорят, что что-то не так с его девушкой.

И вот он либо разводится, либо берет вторую жену, чтобы она родила ему ребенка.

"Я просто не хочу так жить! Я хочу работать, зарабатывать, двигаться вперед. Мечтаю стать блогером, а еще мне ужасно нравится рисовать, снимать видео про макияж, собирать свою аудиторию – чтобы меня любили. Вижу, как люди добиваются успеха, и понимаю, что и у меня есть мечты, цели, не только замуж выходить. Мне всегда казалось, что мне не хватает внимания. И вот эта мечта помогла мне уйти из дома."

Девушка придумала план, как сбежать. Она завела себе аккаунт в ТикТоке, начала рассказывать о своей ситуации и просила людей о помощи. Одна подруга помогла ей сделать банковскую карту, и Манижа решила собирать деньги через соцсети и ТикТок. Она писала своим подписчикам, просила их делиться ее историей с блогерами, и многие откликнулись.

Одна из подписчиц запросила доказательства, что Манижа не врет, и девушка прислала ей запись разговора с семьей. Ее старший брат посоветовал отобрать у нее телефон, а мама высказала свое мнение, сказав: "Пусть муж, когда она выйдет замуж, решает, что делать с телефоном". Я потом сказала маме: "Ты что, серьезно? Что если он окажется нехорошим человеком и начнет меня бить? Как я буду звонить тебе или папе без телефона?"

"Но моя мама считает, что даже если твой муж бьет тебя, все равно нельзя уходить из семьи. Но я вообще-то не очень хочу вступать в брак, даже если найду кого-то, кого полюблю. Я считаю, что женитьба - это необязательное дело."

Вот девушка и решила: "Дождусь своих 18-ти лет, и вот в этот самый день – пиу! – уеду отсюда". Но за пару месяцев до этого дня начали ее держать все в узде. Выходить на улицу не разрешали, дома сидеть приказали. Раньше она вообще куда хотела ходила, к племяшке, на улицу, а теперь только по делам, ну, типа в магазин.

Стала она тогда осторожной, днем телефон не брала, только ночью. Вот и наступил последний месяц до ее побега. Манижа стала как будто самая спокойная на свете. Отцу не фыркала, свои жизненные планы не выкладывала. Родители вообще не думали, что она сбежит.

В один день Манижа сказала маме, что идет на почту оплатить счета за свет и воду. Она набросала в рюкзак только джинсы и толстовку, потом села в машину со своими друзьями. Перед тем как уехать, она позвонила в полицию, чтобы не волновались – мол, сама уезжает и все в порядке.

Я спросила полицейского: "Что мне делать? У меня строгая семья, они начнут меня искать". Он сказал: "Поговорите с родителями".

Когда приехали в Петербург, тот самый полицейский позвонил ей и сказал, что близкие написали заявление на розыск – он посоветовал обратиться в полицию, сообщив о том, что все в порядке, и отправить ему свою фотографию.

Поздним вечером, Манижа с друзьями пришла в участок писать заявление, а писать по-русски она практически не умела – полицейский помог с заявлением. Они были очень удивлены: раньше ни с чем подобным не сталкивались.

Манижа рассказала, что не смогла сама написать заявление, потому что почти не училась в школе в России – закончила только первый класс в Таджикистане.

– Когда мы переехали в Псковскую область, мама пыталась меня устроить в школу, но там требовалась какая-то справка, которую нужно было взять по месту моей прописки, а это было аж за 30 километров от нашего дома. И никто из нас не хотел туда ломиться, так что мы просто отложили это дело. До 10 лет я вообще просто играла с детьми на улице, а потом мы переехали в частный дом, и до 13 лет у меня вообще не было друзей.

На следующий день Манижа отправила фотку полицейскому из Пскова, а через два дня выходит на улицу, а тут навстречу – ее сестра и мама. Они были в шоке: дочь без хиджаба, в джинсах, без длинного платья, и еще с подругой. Они решили развернуться и убежать – и тут девушку хватают за рюкзак.

"И тут начались разные штуки, слезы, мама падает на колени: "Мы тебя не выдадим замуж…" Это было ужасно тяжело морально. Представь себе, твоя мама на коленях на улице, мама с которой прожила 18 лет.."

"Нет, я не вернусь обратно. Это моя жизнь, я решила так. Я не хочу носить хиджаб, религия для меня не актуальна". Но они не могли поверить: как так получилось, что я, такая хорошая девочка, бросила хиджаб и ушла из дома? Они думали, что мои подруги что-то мне подсунули, какую-то наркоту.

На следующий день, Манижа рассказала, что ее близкие позвонили и сказали, что они принимают ее такую, какая она есть, и пригласили попрощаться. Манижа пошла, хотя ее подруга предостерегала от этого.

Оказалось, что опасения подруги были не напрасны: на встрече был брат Манижи, который затолкал ее в такси и увез домой. По словам Манижи, весь пять часов пути до Пскова она молча сидела с неподвижным лицом, но оставалась спокойной. Когда они прибыли домой, первым делом ей накинули на голову платок.

- Они мне что то говорили, а я в ответ ни слова. Когда приехали – моя сестра сразу повязала мне платок. Ну просто невероятно, как можно быть таким равнодушным – совершили уголовное преступление, человека похитили, а они только о платке на моей голове беспокоятся!

Брат взял меня за руку и повел в дом. Его рука так тряслась, что я испугалась, что он меня ударит, хотя раньше мне никто и не поднял руку. Он сказал: "Пойдем спать, завтра разберемся".

На следующий день они начали задавать вопросы: "Ты сама решила это делать или подруги тебя уговорили?" Я ответила: "Я сама так решила, мне нравится". Тогда брат, с которым я ладила, сказал: "Ладно, пускаем ее, другого выхода нет, задерживать ее бессмысленно".

Моя мама с сестрой всегда в своем репертуаре с их своими странными идеями: "Как мы можем позволить ей уйти, это же позор для нас!"

Утром я была в длинном платье - а потом, спокойно, его сняла. Мои близкие купили мне билет обратно в Питер.

Манижа признает, что телефон, который ей подарили в 13 лет, сыграл важную роль в ее жизни: благодаря ему она общалась в соцсетях, учила русский язык и смогла выбраться из привычного круга, который для нее строили родные. Родные про ее общение в соцсетях не знали, так как считалось, что в соцсетях сидеть опасно и неправильно для девушки.

"В телефоне был интернет, и я начала знакомиться с новыми людьми".

Я пишу им, а они спрашивают: "Сколько тебе лет?" – "13". – "Почему ты так странно пишешь?" Начали ко мне приставать друзья, помогают мне с русским. Я быстро все ухватываю. В первом классе училась в Таджикистане, там буквы похожи на русские, поэтому читать умею. Но писать правильно не умею, стыдно стало общаться: все-таки что-то не так. Поэтому начала искать уроки на ютубе. Если что-то непонятно, пишу подругам. Чем больше я разговаривала с народом, тем лучше стала писать.

Маниже добрые русские люди помогли купить учебники и тетрадки, чтобы подтянуться для вечерней школы. Она мечтает заработать денег на оборудование, чтобы стать видеоблогером.

Ей было не легко социализироваться, но она сильная и готова бороться, чтобы не вернуться в прошлое.

Не сдаётся перед трудностями, всегда борется. Страшнее то, от чего убегает. Готова на всё, лишь бы не вернуться в семью со средневековыми традициями.

Арт-видео.инфоТо, о чем невозможно молчать
71,6K подписчиков