170,2K подписчиков

Новые мощности БАМа – основа развития промышленности

151 прочитал

Модернизация БАМа – один из крупнейших современных инфраструктурных проектов. Его значение для развития транспортной отрасли и экономики в целом трудно переоценить. Речь не только о росте пропускной способности магистрали и количестве грузов или пассажиров, которые по ней можно будет перевезти. Новые мощности БАМа – это основа для долгосрочного развития обрабатывающей и добывающей промышленности, связь с новыми рынками Азиатско-Тихоокеанского региона.

50 лет назад появление БАМа было сродни выходу в космос – гигантская магистраль, которую проложили в совершенно неосвоенных землях. Несмотря на то что БАМ сегодняшний – это не новая стройка на пустом месте, масштаб работ все так же огромен.

Только на завершающемся в этом году втором этапе расширения Восточного полигона, куда входят БАМ и Транссиб, компании «Нацпроектстроя» возводят порядка 1000 км вторых путей БАМа. Плановые объемы холдинга на третьем этапе – строительство еще 1500 км. То есть на втором и третьем этапах будет построено больше половины всей магистрали: сейчас протяженность БАМа – 4300 км. Модернизация требует строительства множества новых искусственных сооружений, например мостов и тоннелей, отвечающих современным требованиям по весу поездов. Не менее масштабная задача – замена оборудования электроснабжения, связи, внедрение цифровой автоматики. После консолидации порядка 100 ведущих компаний в области строительства железных, автомобильных дорог, мостов и тоннелей, портов и объектов энергетики холдинг «Нацпроектстрой» обладает колоссальными ресурсами для того, чтобы выполнить в срок все эти задачи.

Проект развития БАМа отличается разнообразием требований к нагрузкам на пути, к условиям работы (климатическим, сейсмическим, геологическим). В нем содержатся высокие целевые показатели в части обеспечения пропускной и провозной способности магистрали. По плану на третьем этапе необходимо обеспечить пропускную способность магистрали в 210 млн т к 2030 г., 255 млн т к 2032 г. и 270 млн т к 2035 г.

Технологии для эффективности

Широкое применение новых технологий позволяет существенно повысить эффективность столь масштабных проектов, как БАМ. Речь, например, об экономии расхода металла и бетона, снижении сроков и стоимости выполнения работ, материалоемкости, трудоемкости, росте производительности и безопасности производства.

Самые современные и эффективные решения на БАМе применяются на всех стадиях, от проектирования до эксплуатации.

Так, инженерные изыскания на БАМе проводят с использованием цифровой топосъемки и созданием цифровых моделей местности и будущего пути. Трехмерная модель отображает существующую инфраструктуру, геологическое строение, размещение инженерных коммуникаций. Данные, которые содержит модель, можно использовать для цифрового проектирования всех составляющих железнодорожной инфраструктуры, а это широкие возможности контроля параметров объектов.

Для изысканий, а также авторского надзора хорошо себя зарекомендовали современные беспилотные летательные аппараты. С их помощью на объектах большой протяженности, расположенных в труднодоступных местах, можно эффективно отслеживать отклонения от проектных решений, вести детальный мониторинг производства работ.

В процессе строительства второй ветки БАМа наши компании применяют ряд инновационных технологий. Для стабилизации земляного полотна используют геосинтетические материалы, которые обеспечивают гидроизоляцию на обводненных участках. Укладывают бесстыковые пути – это снижает вибрацию, поезда по таким путям идут плавно и бесшумно. На неустойчивых скальных склонах монтируют армогрунтовые конструкции, которые защищают дорогу от камнепадов.

Для эффективного энергоснабжения магистрали мы устанавливаем цифровые тяговые подстанции, оснащенные микропроцессорными защитами.

Следует отметить, что проект модернизации БАМа – сочетание нового строительства и модернизации существующей инфраструктуры. Сложность таких проектов в том, что действующую инфраструктуру нужно модернизировать и бесшовно связать с новыми участками.

Полигон для новых решений

Сочетание уникальных условий работы, опыта и компетенций строителей делают современный БАМ полигоном для новых решений и технологий, которые активно применяются в отрасли и в реализации новых проектов, в том числе зарубежных.

Например, на БАМе мы внедряем современные цифровые системы интервального регулирования движения поездов отечественного производства. Оборудование эффективно работает в широком диапазоне температур, способно обеспечить максимальную пропускную способность линий, автономность и безопасность перевозок в самых жестких условиях. Что немаловажно – при минимальном обслуживании, ведь магистраль пролегает через большие и малонаселенные пространства.

Такие решения как нельзя лучше подходят для больших международных транспортных коридоров, потребность в которых сегодня особенно велика. В частности, «Нацпроектстрой» уже внедрил российские цифровые системы на железных дорогах Монголии, Казахстана, Узбекистана.

Особенность крупных международных маршрутов состоит не только в больших пространствах и различных климатических зонах, но и в необходимости стыковки стандартов разных стран – у многих из них свои требования к безопасности, регламенты. Многообразие технологических принципов может разрушить концепцию единого транспортного коридора и серьезно снизить его эффективность. Пространство России и ее ближайших соседей объединено общей колеей, благодаря чему организация движения на этой территории эффективна и не представляет технических проблем.

Это преимущество важно не потерять. Однако при работе в странах, где действуют другие стандарты, например в Иране или Китае, неизбежно возникают вопросы интеграции. Например, для решения таких проблем в Евросоюзе вводят единые стандарты и унифицированные спецификации, подчас перестраивая транспортные системы целых стран. Но это не единственный путь. В случае коридора Север – Юг, идущего через Иран, интеграция более трудоемка, но найти компромисс и выработать стандарты, приемлемые для всех сторон, возможно и здесь. Например, с помощью современных микропроцессорных систем, обеспечивающих оперативный обмен информацией и стыковку на цифровом уровне.

Особое внимание при организации «цифровых» перевозок мы уделяем вопросам кибербезопасности. Поэтому решения, применяемые на БАМе, оснащены специальными комплексами защиты, которые блокируют внешние кибератаки, позволяют контролировать доступ и вести мониторинг. С учетом современных реалий такие системы также окажутся востребованы и в международных проектах.