Продолжаем историю русской супермодели голубых кровей, которая так и не смогла построить свое личное счастье, несмотря на редкую красоту и знаменитых поклонников.
Начало истории здесь.
Первой платонической влюбленностью Натали стал Серж Лифарь, последний из фаворитов Дягилева, артист балета украинского происхождения, эмигрировавший в Европу в 1923 году.
Настоящее имя — Сергей Михайлович Лифар, настоящая любовь — только балет, и места рядом с ним Натали не нашлось. Хотя для самого Сержа это решение было непростым — он действительно очень любил Натали, а после разрыва их платонических отношений сохранил нежную дружбу с ней.
После Сержа Натали Палей закрутила вполне целомудренный роман с писателем Жаном Кокто. Сплетники приписывали этим отношениям еще одну драму Палей, говоря о ее неудачной беременности от Кокто, но вряд ли это хоть насколько-то правда. Жан Кокто имел нетрадиционную ориентацию и никогда этого не отрицал.
Расставшись с писателем, Натали решила заодно и развестись с Лелонгом. Свободные отношения супругов давно отдалили их друг от друга, и причин оставаться вместе уже не оставалось.
Натали уехала в Голливуд, чтобы попробовать свои актерские способности на экране. Но после нескольких лент, вышедших с ее участием, княжна поняла, что таланта ей на этом поприще не хватает.
Увлечение кино привело Натали и в театр, где она познакомилась с Джоном Уилсоном, театральным продюсером, за которого вышла замуж в 1937 году.
Второй брак княжны тоже не отличался моногамностью — супруги сразу договорились о том, что ограничений в выборе партнеров не будет. Впрочем, оба супруга были вполне довольны — Уилсон не испытывал влечения к женщинам, а Натали по-прежнему избегала плотских отношений.
В 1940-х Палей увлеклась Антуаном де Сент-Экзюпери, оказавшимся в эмиграции вместе с женой Консуэло. Об их нежном романе свидетельствуют письма Экзюпери, адресованные возлюбленной.
В письмах писатель подчеркивал невозможность совместного будущего, но признавался в любви — «в третий, и, возможно, в последний раз». Спустя два года после начала романа Экзюпери погиб, а в жизни Натали появился другой известный писатель.
Отношения с Эрихом Мария Ремарком стали, пожалуй, самыми длительными в жизни Натали и самыми драматичными. Ремарк, искавший спасения от разрушительной любви к Марлен Дитрих, нашел его в новом увлечении.
Правда, поначалу Натали не подпускала к себе писателя слишком близко, а позже роман превратился в долгую череду расставаний, возвращений, обвинений и нежных признаний. Десять лет ревности и любви закончились окончательным разрывом, когда Ремарк женился на Полетт Годдар, а Палей вернулась к мужу.
Вскоре Джон Уилсон, скатившийся к тому моменту в беспробудное пьянство, умер от цирроза, и в жизни Натали, как ей казалось, больше не осталось никакого смысла. Ей 56 лет, карьера давно осталась в прошлом, отношения так и не принесли ей счастья, детей княжна так и не родила.
Глубочайшая депрессия превратила Натали Палей в настоящую затворницу. Она практически не выходила из своей нью-йоркской квартиры, не принимала гостей и прекратила все общение даже с близкими когда-то друзьями.
Постепенно сдавало здоровье — из-за диабета Натали начала терять зрение, а однажды поскользнувшись в ванной, сломала шейку бедра и осталась в больнице Рузвельта, где ее оперировали. Оттуда княжна Палей уже не вернулась. Через 20 лет добровольного затворничества, прикованная к кровати, беспомощная и одинокая, она тихо умерла, забытая всеми.