1K подписчиков

Что такое аудиофилия? Эмоциональная глухота и эрудиция?

293 прочитали

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.

Напоминаем Вам, что ознакомиться с нашей аудиотехникой вы можете на сайте audio-tube.ru

Сегодня у нас сборная очередная, интересная статья, посвященная аудиофилии как хобби...

Отдельно отмечаем, что мнение Demograf Audio может не совпадать с мнением автора статьи.

Автор: В. Дворыкин

Итак, поехали!

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.

Эти заметки были начаты по прочтении статьи Михаила Кучеренко в ноябрьском (1997 г.) номере «Class A (хотя задуманы были раньше, во время моих хождений за «чистым звуком»).

Честное признание г-на Кучеренко в том, что усилиями «изготовителей» тестов покупатель садится между двух стульев: доверяет абстрактной... информации из журнала... и не получает честной информации от (допустим) чистосердечного продавца», стало толчком, усадившим за письменный стол...

Признаюсь: в железе» я, как и подавляющее большинство читателей и покупателей, дилетант.

Но так уж сложилась жизнь: музыка в свое время стала отдушиной, бегством от удушья так называемого «застоя». Шостакович не только погружал в другой мир, но становился своего рода обезболивающим средством.

Нина Симон была пиром души. Пако де Лусия давал почувствовать свободу. Зависть и тоска томили душу, но это были сладостные зависть и тоска. Приходили друзья. Слушали. Уходили, переполненные теми же чувствами.

Техника соответствовала тому времени и карману: стереорадиола «Симфония», проигрыватель «Вега» с ГЗМ-007. Пластинки...

Одно время волею событий я был оторван от записанной музыки. Волею уже других событий вновь вернулся к записям.

Стал искать подходящий источник. Обнаружил засилье «Sony» и быстрое распространение CD.

Что удивило больше всего, так это одновременное появление молодых продавцов-консультантов, монологи которых отличались напористой уверенностью и большим количеством информации. Смущало одно звук...

Позже я обнаружил, что болезнь, названная «аудиофилией», реальность.

Очевидно, что большинство покупателей обращаются к консультациям. По многим причинам: нет знаний и опыта, нет времени бегать по магазинам и сравнивать и т. п.

На человека сваливается водопад из названий фирм, яркой рекламы, квазипрофессиональных тестов пытаясь выбрать, он очень быстро начинает задыхаться от обилия информации; но однажды, вдруг, человек доверяется продавцу и покупает «самое лучшее».

К тому же ему внушают: «исходя из ценовой категории». От этого он еще больше счастлив: толково потратил деньги! И уносит, счастливый, покупку домой. И там, наверное, наслаждается музыкой...

Наслаждается?

И здесь, на мой взгляд, главная проблема, которую старательно обходят аудиофилы-профессионалы. Публика это всегда нечто очень разнокалиберное, «неспетое».

В случайной массе всегда есть люди с музыкальным слухом и тонким вкусом, есть полные противоположности, есть и что-то среднее между первыми и вторыми.

Соответственны и эстетические потребности людей. Тонкие ручейки из этой толпы направляются в залы консерваторий потреблять нечто высокое, требующее большой духовной работы.

Ручьи пошире текут в концертные залы за не таким высоким. А кто-то довольствуется, скажем, «партийной зоной»...

Проблема, видимо, в том, что для немузыкального слуха прекраснейшая музыка не имеет того смысла, в котором обладатель музыкального уха может утвердить одну из духовных сил своего существа.

Иммануил Кант в «Антропологии с прагматической точки зрения» заметил:

«Отсутствие музыкального слуха, в то время как чисто физический слух не поврежден, когда ухо воспринимает только звуки, а не тона... это труднообъяснимое уродство...»

Кант, скорее всего, прав. Каждому свое! Но и каждый по-своему счастлив. Один слушая Джесси Норман. Другой Шуфутинского.... И если это проблема, то она имеет прямое отношение к так называемой аудиофилии.

Тех, кто слушает Джесси Норман, трудно обмануть. Но именно они в этом безбрежном море аппаратуры обречены на долгий и мучительный поиск.

Те, кто слушает Шуфутинского, идут в объятия обмана сами...

В рядах же аудиофилов-фанатов и аудиофилов-профессионалов, подозреваю, немало тех, кто хорошо слышит только звук. Но равнодушен к музыке.

Мой личный опыт говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев так оно и есть: экспертами (советчиками) часто выступают люди, у которых сочетаются эмоциональная глухота и высокая профессиональная эрудиция. Гремучая смесь!

Звук для этих людей стал своего рода «игрой в бисер». Даже не сам звук, а его «проблема».

Более того, не встречая оппонентов, аудиофилы-профессионалы, похоже, начинают страдать «манией-грандиозо».

Иначе как расценить, например, такое откровение: «Это счастливое сочетание любви к эфемерно-возвышенному и осязаемо-механическому делает их людьми более гармоничными, чем остальная часть человечества...

Каждый настоящий аудиофил немного философ, поскольку в той или иной мере познал единство противоположностей формы и содержания, сути и воплощения»?

С одной стороны, игры увлеченных проблемы самих увлеченных.

Но, поскольку аудиофилы-профессионалы, как правило, заняты в соответствующем бизнесе, то они начинают заниматься профанацией и надувательством неискушенного покупателя.

Многие, похоже, делают это искренне, поскольку, повторяю, слышат только звук.

Не случайно на моем пути встречались и такие, кто аргументировал [свою точку зрения] только данными приборов. Эрудиция полностью заменила эмоции...

... Однажды и я стал жертвой обаяния продавца и рекламы специализированных журналов, настойчиво советовавших купить «Marantz».

Купил «Marantz CD-63 Mk II». Через месяц принес назад: обнаружился заводской дефект не работал выход на головные телефоны.

Сладкоголосый продавец после короткой полемики с упоминанием соответствующих статей нового закона о защите прав потребителя, — нехотя меняя аппарат, бросил: «Нашли что покупать!.. «Denon DCD-1015» вот это вещь!».

Еще через год узнал, что тот «сладкоголосый» поменял «ориентир» накануне: в салон приходили аудиофилы и продемонстрировали «1015-й», правда не сообщив при этом, что аппарат подвергся специальной настройке...

Впрочем, «Marantz» стал единственной покупкой.

После того как почти за два года [я] выслушал не один десяток продавцов и разного рода «специалистов» по звуку, перечитал десятки журналов по «хай-энду» (ради тестов в том числе!), посетил несколько выставок в конце концов, встретил увлеченного самодельщика, который вызвал доверие.

Он-то и взялся модернизировать мою «Симфонию».

Как я понял, он «выжал» максимум возможностей из тех элементов, которые были в «Симфонии».

Убрал обратную общую связь выходного каскада переключил из ультралинейного в триодный режим, оставив 3 Вт мощности. Входные лампы поменял на ЕСС-83 фирмы «Совтек».

Были убраны темброблоки, цепочка на пути каскада, тонкомпенсация, регуляторы громкости, балансы и прочее. Сигнал пошел напрямую.

Убрана была и цепочка, которая выравнивала частотную характеристику громкоговорителя (технически выравнивала: импеданс повышался в 3-5 раз, из-за этого резко выделялся среднечастотный диапазон: чтобы этого не происходило, в самом усилителе параллельно первичной обмотке трансформа тора стояла цепочка RC, но она выравнивала, приглаживала звук был гладким, мутным и невнятным). Поменяли провода и кабели, в том числе и те, что в пайке.

Подверглись переделке и колонки: вместо заводских бы ли установлены широкополосный и высокочастотный динамики английского производства по двухполосной схеме.

Корпуса проклеили изнутри со всех сторон толстым линолеумом кроме передней панели и заполнили синтепоном в силу того, что задняя стенка без фазоинвертора.

Переделали заодно и «Marantz CD-63 Mk II»: выбросили выходной каскад...

Настраивалось все просто, но долго. Замена каждого элемента резистора, катушки индуктивности, ВЧ-головки, кабеля влекла за собой постоянные прослушивания.

Особо стоит сказать о главной «самоделке» корректоре RІАА. Трансформатор питания тор.

Выпрямитель-кенотрон, который обычно применяется для питания усилителей мощности (5ЦЗС), так как он имеет минимальное внутреннее сопротивление среди подходящих кенотронов.

Сам корректор построен на шести октальных лампах старого образца. В активной части схемы двойные октальные триоды.

На выходе одинарные октальные триоды. Все каскады сделаны по двойной дифференциальной самобалансирующейся схеме.

Другие особенности корректора: отсутствует общая обратная связь; также местная; отсутствуют катодные повторители во всех каскадах. Выходной каскад может использоваться как ступень линейного предварительного усиления.

Стоит заметить, что выбраны лампы не случайно. В одной и той же схеме проверялись разные типы ламп. Октальные «показали себя»: они «играют» лучше...

Впрочем, обнаружилась и проблема (технологическая); чрезвычайно сложным оказался подбор октальных ламп, поскольку они изначально не предназначены для усиления слабых сигналов и имеют (в большом количестве экземпляров) микрофонный эффект, а также внутренние шумы. Чтобы найти качественную, нужно немало перебрать...

После всех мучений фонокорректору дали «имя»: «Alio Modo» по названию фирмы автора модели Андрея.

Теперь у меня была совсем другая «Симфония»! Теперь я с удовольствием слушал не только радиостанцию «Орфей» на УКВ и CD, но и проигрыватель LP, поскольку особенно выиграло именно звучание «винила»! Теперь я наслаждался музыкой.

При этом меня увлекало не «точное позиционирование тарелочки в пространстве», а «Carmina Burana» Карла Орффа, не «локализация контрабаса», а «Stabat Mater» Россини, etc...

Здесь, после «etc.», стояла точка и моя подпись.

Было это в первых числах мая, когда я еще пребывал в некотором раздумье над выбором адресата.

Но затем случилось то, что на некоторое время нарушило уют моего мучительного опыта и заставило вновь сесть за эти записки и дважды переписать «финал».

Один из моих товарищей по несчастью» принес корректор RIAA «Колвир РС00505° (и «колвировские» же межблочные кабели «МК 044Ѕ» и «МК 0465» в придачу) и предложил сравнить с моим «Alio Modo».

Включали поэтапно. Сначала слушали «Alio Modo». Затем «РС0050Ѕ». Сперва, впрочем, сменили кабели изменения были очевидны: звук стал насыщенней и чище. Потом подключили «РС00505»...

Мы ставили пластинку за пластинкой: Марию Каллас сменил хор Минина, исполнявший рахманиновскую «Литургию», за «Фантастической симфонией» Берлиоза (Г. Рождественский) последовал концерт для виолончели с оркестром Дворжака (Мюнш и Пятигорский), за «Шахерезадой» Римского-Корсакова (Райнер) Метель» Свиридова (Федосеев).... Симфоническую музыку сменил джаз. Затем еще раз классика...

Мой «Alio Modo» звучал замечательно. Он, если сравнить с живописью, давал акварельный звук.

«РС0050Ѕ» звучал с графической тонкостью и ясностью, передавая скрытые доселе оттенки и движения души, раздвигал комнату до размеров Большого зала консерватории и дарил «чудные открытия»...

Скажу только о двух из них.

Запись «The Awakening» группы «The Ahmad Jamal Trio» (1970 г., «Impulse!») звучала на «Alio Modo» глухо, голос рояля Джамала был невыразительным, словно инструмент задвинули в угол.

В свое время я отложил пластинку с диагнозом «неудачная запись».

Но, поскольку она попалась под руку, показал гостю на «Alio Modo». Кабели «МК 0445» и «МК 046S» звук улучшили, но эмоций это улучшение не вызвало ни у меня, ни у гостя. Не звучал рояль...

А у меня в тот момент, надо сказать, на видном месте лежал журнал «Аудио Магазин» No 2 (19)98тот, в котором «Диалоги с Квортрупом».

И вот на третьем часе нашего знакомства с «крошкой» «РС0050Ѕ» мой гость вдруг подскочил: «Квортруп! Что Квортруп? Читай: лучшей будет та аудиосистема, которая лучше всего справится с самыми плохими записями. Где твой Джамал?»

Нашли Джамала. После первых же тактов мой гость встал и торжественно заявил: «Поздравляю с прекрасной записью!» Рояль Джамала звучал! И звук был ясным, и игра вдохновенной...

Но гораздо большее потрясение (уже ушел гость) я испытал, поставив на проигрыватель каприсы Паганини в исполнении Сергея Стадлера (запись 1983 г., «Мелодия», звукорежиссер М. Кожухова).

Во Вселенной (не в комнате!) зазвучал неведомый мне инструмент, который обрушил на меня десятки, нет, сотни разных звуков, возбудив столько же чувств.

Казалось, играет не скрипка играет особый орган с выточенным и пронзительным звучанием, столько там было разных оттенков и штрихов.

Потрясение не проходило долго. Потом вдруг пронзила какая-то неясная догадка. Взглянув на конверт, я прочел:

«Каприсы Н. Паганини записаны С. Стадлером на скрипке работы Антонио Страдивари».

А ведь раньше не нашлось той силы, которая заставила бы меня прочесть эту незаметную строчку внизу текста.

Такой силой стал РС00505»...

О чем я и написал в этих заметках. И даже поставил точку.

Прошло три дня, неделя, другая, третья. И вот Андрей принес свой межблочный кабель.

Мы включили «Alio Modo», и случилось еще одно чудо: скрипка Паганини в руках Стадлера запела так проникновенно и нежно, что пришла тщеславная мысль о достигнутом совершенстве... Круг замкнулся: я вернулся к нашему «Alio Modo». И к моим заметкам...

И вот что я вам скажу, друзья: во всех этих танцах вокруг аудиофилии», в этой безумной гонке за тенью есть, конечно, рациональное зерно.

В физиологии высшей нервной деятельности известно такое понятие «растормаживание».

Оно означает: если в стимуле, к которому вы привыкли, чуть-чуть изменится хотя бы один признак, органы чувств с новой силой примутся изучать старый и знакомый для них материал, открывая в нем новые черты.

Вот почему, приобретая аппаратуру, раздвигающую возможности [слышания] исполнительских нюансов, истинные филофонисты устремляются переслушать всю свою коллекцию заново...

Правда и в том, что «заболеть» может всякий. Похоже, на каком-то этапе болезнь коснулась и меня. Но, видимо, лишь коснулась.

И эти заметки в определенном смысле попытка вытеснить «болезненные» проявления, или, если угодно, попытка уйти от того состояния, когда в погоне за чистым звуком» тебя оставляет «сладостный» и «мучительный» восторг, или же ты чувствуешь, что уже на грани его утери...

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.-2