234 подписчика

Второй акт

Любимое развлечение Кантена Дюпьё в его фильмах – показывать насилие и ставить под сомнение реальность.

Любимое развлечение Кантена Дюпьё в его фильмах – показывать насилие и ставить под сомнение реальность. Второе косвенно присутствовало в картинах «Шина» и «Оленья кожа», но полностью проявило себя в «Даааааали!» и «Яннике». Фильм «Второй акт» доводит идею сомнения в реальности до предела и показывает постоянно растущее чувство неуверенности в происходящем максимально широко: сначала происходят некие формальные события, но персонажи постоянно с них соскакивают, чтобы обсудить, что их роли дегенератские, и они вообще не хотят этим заниматься. Сложно рассказать о фильме, не срываясь в спойлеры (а это всё-таки не наша цель), но происходит наслоение реальностей на реальность. Это пока один из самых сложных (не для восприятия, а по структуре) фильмов Кантена Дюпьё из всех, что у него были.

Другой вопрос, насколько он при этом получается глубоким. С фильмами такого рода всегда есть иллюзия, что они как бы говорят не об искусстве, а о реальном мире, подразумевая, что актёры – это на самом деле символ всех на свете людей. Но при этом как бы говоря и о киноискусстве: кино и жизнь на деле очень тесно переплетается. Однако фильм  «Второй акт» – не то чтобы новое слово в жанре. Изумительнее всего эфемерность кинодокумента вскрыл Джафар Панахи в ленте «Белый шар», где героиня вырывается из фильма, снимает гипс и идёт домой, ругаясь на всё вокруг, при этом всё ещё находясь в контексте художественного произведения. В более попсовом варианте это, конечно, регулярные сломы четвёртой стены или даже «Очень страшное кино», в котором условность происходящего подчёркивается всеми участвующими.

То есть радикальность Дюпьё вовсе не радикальность, если идти из истории кинематографа. Фильмы ещё с Чарли Чаплина и его выдающегося появления в «Детских автомобильных гонках» ставили под сомнение реальность киновселенной. Это не просто не ново, а даже  до смешного вторично, если подходить к этому как к некой попытке в оригинальной форме высказаться о человечестве в рамках кино. Но это вряд ли так.

Дюпьё очень любит снимать жанровое кино. Не деконструировать его, а прямолинейно идти по жанровости, не бросая кокетливых фраз о том, как жанровые дефиниции забавно выглядят в реальной жизни. Нет, лента «Шина» – это честный слэшер, картина «Оленья кожа» – честный стивенкинговский триллер, «Жвалы» – фильм о дружбе с инопланетной хтонью, и далее и далее. И «Второй акт» – это такой же честный представитель жанра фильма о фильме, с неожиданностями в духе этого жанра. От которых можно получить искреннее удовольствие, если не ждать какой-то глобальный мета-комментарий, который, наоборот, только портит происходящее.

И актёрская игра в этом отношении стопроцентно честна со своим зрителем, подмигивая и дурачась, не показывая себя слишком серьёзной – даже в самые кризисные моменты сюжета. Центральный квартет персонажей работает феерически, никого выделить отдельно нельзя: что усталая Леа Сейду, что самодовольный Версаль Линдон, что хулиган с флёром простодушности Рафаэль Кенар, что Луи Гаррель, который выступает в роли…Луи Гарреля. Но Луи Гаррель – это отдельный персонаж, вполне кинематографичный, его можно любить на экране. Но самое важное на самом деле не они; один спойлер себе позволим – главный герой всё же Мануэль Мийо. Следите за ним, любите его. Он совершенно прекрасен.

В этот раз Кантен Дюпьё сам стоял за камерой, поэтому – он сделал буквально то, что хотел. А хотел он в первую очередь актёрский фильм, в котором никакая операторская и постановочная требуха его не отвлекает. То есть существуют знаковые моменты, вроде финала, но в остальном именно с операторской точки зрения пластика не самая выдающаяся – не феерический «Даааааали!».

Среди художников значатся верный товарищ Жоан Ле Бору и художник по костюмам Джастин Пирс. Что он делал, не совсем понятно, но, вероятно, вещи проходили какой-то каст, просто стороннему наблюдателю непонятно для чего: для большей выразительности актёры могли прийти буквально в том, что они носят. А вот локейшн-менеджер Тибо Нарделла невероятен – это не то чтобы броская фактура, но она идеально ложится на идею фильма и в целом очень здорово выглядит.

«Второй акт» фильм загадочный и запутанный, и даже подталкивающий к глубоким раздумьям, если вы прежде не видели ничего подобного. Если видели, то он предоставит забавное развлечение. Правда, как обычно, где-то посередине, и, в принципе, значимость и крутость Кантена Дюпьё подталкивает к её поиску. Дерзайте, ищите свои версии того, что всё это значит!

АВТОР: Беляева Марина