Канавинский вокзал. Станция «Сталинская»

845 прочитали
Макет Канавинского вокзала, 1:60. Автор Н.Г. Юткин.
Макет Канавинского вокзала, 1:60. Автор Н.Г. Юткин.

Московско-Нижегородская железная дорога начала работать в 1862 году. Конечным ее пунктом стал Московский вокзал в Канавино. Неподалеку от Нижегородской ярмарки.

К тому времени в семи верстах от Канавино уже 13 лет работал Сормовский судостроительный завод. Завод быстро рос, и ему требовались рабочие. Многие канавинцы и жители села Гордеевка потянулись на заработки.

Только таскаться в такую даль каждый день дело скучное. И вот заводское начальство стало хлопотать о строительстве ответвления от главной железной дороги. Маршрут Канавино-Сормово.

Вид на вокзал с восточного фасада. Именно перед ним проходили пути.
Вид на вокзал с восточного фасада. Именно перед ним проходили пути.

В 1878 году была открыта новая ветка с двумя промежуточными станциями (Новое Сормово и Варя). Поначалу на ветке не имелось паровоза. Тяга была конная. Но уже в 1879 году по железной дороге пошли настоящие поезда с паровозами.

Поезда отправлялись три раза в сутки. Видимо, подгадывая под три заводские смены. Или просто равномерно утро-обед-вечер.

Первоначальное здание вокзала в Канавино не сохранилось. Да и было ли оно? Достоверно известно, что в июле 1903 года директор-распорядитель Сормовских заводов выпросил у городской управы в аренду участок земли (у нынешнего Сормовского поворота). Аренду согласовали на 12 лет с оплатой 405 рублей в год.

Вид с северного торца. Видны железнодорожные пути.
Вид с северного торца. Видны железнодорожные пути.

Здесь в 1904 году и выстроили здание вокзала пассажирской станции «Канавино».

О том, как назрела проблема открытия вокзала говорят цифры. В первый год работы железнодорожной ветки ходил всего один вагон три раза в сутки. В 1905 году по этой же «железке» бегали 10 пар поездов в сутки. Причем именно поездов с вагонами трех классов.

Теперь к вопросу о названии «Сталинская». Понятно, что это переименование состоялось в 1930-е годы. Здесь уже нужны были не только пассажирские перевозки. Завод «Красное Сормово» значительно разросся.

Да что там завод. Со станции «Сталинской»/«Канавинской» до 1960-х годов шли пригородные поезда уже не только в близкое Сормово, но и в Балахну, и в Заволжье.

Плюс-минус тот же вид, что и на предыдущем фото.
Плюс-минус тот же вид, что и на предыдущем фото.

Позже железнодорожную сеть переформатировали, вокзал закрыли. До 1990-х годов здание под какие-то нужды использовалось Горьковской железной дорогой. А в 1990-е было приспособлено под ресторан.

Ныне ресторанный бизнес ушел в другие помещения, а здание вокзала используется какой-то конторой. Не знаю уж и какой.

По мне, так главное, что домик всё еще стоит. По его расположению можно даже прикинуть, как шла железная дорога. Мимо фасада прямо вдоль Сормовского шоссе.

Вид на здание бывшего вокзала с западного фасада.
Вид на здание бывшего вокзала с западного фасада.

Красиво строили. Не надо ломать.

-------------

Все публикации рубрики "История Нижнего Новгорода":