1,2K подписчиков

Темперамент, настроение и восприятие музыки аудиофилами

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.

Напоминаем Вам, что ознакомиться с нашей аудиотехникой вы можете на сайте audio-tube.ru

Сегодня у нас сборная очередная, интересная статья, посвященная восприятию музыки и влиянию настроения, характера при прослушивании музыки.

Отдельно отмечаем, что мнение Demograf Audio может не совпадать с мнением автора статьи.

Автор, источник: Недоспасов В.А. Музыкальная психология и психотерапия. 2009. № 3. С.27-32.

Поехали!

Темперамент и восприятие музыки

Способность музыки порождать эмоции известна очень давно и, пожалуй, не требует специальных доказательств.

Как говорил выдающийся дирижёр, компози­тор и пианист Леонард Бернстайн, «музыка - это масса красивых нот и звуков, так хорошо соединённых, что доставляют удовольствие, когда их слушаешь».

Из­вестно, что музыка способна влиять на сердечную деятельность, мышечную рабо­тоспособность, сенсорные процессы, внимание и память.

Неслучайно с по­мощью музыки более или менее успешно пытаются управлять функциональным состоянием работающих: укорачивать период вырабатывания, предупреждать развитие утомления, ускорять восстановление работоспособности.

Использование музыки в качестве психотерапевтического средства выделилось в музыкотерапию, применяемую при лечении соматических заболеваний.

Постепенно накапли­вается опыт использования музыки как мощного фактора сенсорной активации со­зревания мозга у детей.

В то же время остается малоисследованным вопрос об индивидуальном вос­приятии музыки; не ясно, почему одни и те же музыкальные произведения вызы­вают устойчивые положительные эмоции у одних людей и оставляют равнодуш­ными к ним - других.

Высказана гипотеза, которая связывает темп и музыкальный склад с такими индивидуальными свойствами темперамента, как экстраверсия-интроверсия и эмоциональная лабильность.

Предполагается, что интроверты должны быть более восприимчивы к медленной музыке, а экстраверты - к быст­рой, эмоционально неустойчивым людям больше соответствует минорная музыка, а эмоционально стабильным - мажорная.

Эта гипотеза привлекательна потому, что основывается на четко различающихся музыкальных компонентах: темпе и ладе, которые представлены всего лишь четырьмя вариантами; в то время как ме­лодии, ритмы и оркестровый колорит, например, имеют бесчисленное множество вариантов, что не позволяет их удовлетворительно систематизировать.

Проводи­мая автором этой гипотезы параллель между свойствами темперамента и индиви­дуальным восприятием музыки пока не имеет экспериментального подтвержде­ния.

Эти обстоятельства и привели к попытке экспериментально обнаружить зави­симость между некоторыми индивидуальными чертами личности и восприятием отличающихся темпом и ладом фрагментов музыкальных произведений.

Методы исследования

На аудиокассете были записаны 16 коротких, не продолжительнее одной минуты, фрагментов академической и рок-музыки, которые составили четыре блока.

В каждом блоке представлены быстрый и медленный мажор, быстрый и медлен­ный минор Испытуемым предлагали оценить эти фрагменты в соответствии с ут­верждениями: «моё обычное настроение чаше всего соответствует именно такой музыке» (прямой вариант - 8 фрагментов) и «моё обычное настроение такой му­зыке не соответствует» (обратный вариант - еш3 8 фрагментов).

Оценка совпаде­ния или несовпадения обычного настроения с прослушанным фрагментом произ­водилась с помощью регистрационной шкалы: «вовсе нет» (1 балл в прямом вари­анте и 4 балла - в обратном), «пожалуй, так» (соответственно 2 и 3), «зерно» (3 и 2) и «совершенно верно» (4 и 1).

Таким образом, максимальная оценка, которую могла получить любая из четырех комбинаций лада и темпа, например быстрый мажор, оказывалась равной 16 баллам, а минимальная - четырём.

Комбинация, получившая наибольшую оценку по сумме всех четырёх однотипных фрагментов, признавалась индивидуально предпочитаемой, если общая сумма данного лада и данного темпа также была наибольшей у этого испытуемого.

Введение такого ог­раничения не позволило выявить тип музыкального восприятия у 6,8% испытуе­мых, поскольку максимальная сумма баллов, отданная какому-либо определённо­му фрагменту, не совпадала с меньшей суммой этого лада 'или темпа по сравне­нию с альтернативными вариантами.

С помощью описанного метода, а также личностного опросника Айзека (EPI) исследованы 118 студентов в возрасте 18-23 лет. среди которых 82 женщи­ны и 36 мужчин.

Полученные результаты обработаны статистически методом сравнения средних величин, сопоставленных с помощью критерия Стьюдента.

Результаты исследований

Тип музыкального предпочтения удалось выявить у 110 из 118 испытуемых (93,2%). Большинство испытуе­мых предпочли мажорный лад (67,3%), остальные (32,7%) - минорный.

Медленный темп, соответствующий обычному настроению 53.6%, в то время как быстрый - 46,4%, т.е. по этому компоненту музыки оценки распределились примерно поровну.

Предпочтение определенного лада или темпа в большинстве случаев оказалось статистически значимым (р<0,05).

Средний уровень экстраверты оказался существенно большим у тех, кто предпочитает быстрый темп музыки, тогда как предпочитающие медленный темп относятся скорее к интровертам.

Уровень невротизма оказался наибольшим среди предпочитающих медленный минор и наименьшим у остановивших свой выбор на быстром мажоре.

Соответствующие различным свойствам темперамента особенности музыкального предпочтения: Стабильные экстраверты или сангвиники предпочитают мажорный лад и скорее быстрый темп, чем медленный Высшую оценку у них получил быстрый мажор, а меньшую - медленный минор.

Стабильные интроверты или флегматики тоже предпочитают мажорный лад, однако более восприимчивы к медленному темпу: медленный мажор получил у них высшие оценки, а быстрый минор-наименьшие.

Нестабильные интроверты или меланхолики сделали почти такой же выбор, что и флегматики, с той лишь разни­цей, что средние оценки по всем четырем комбинациям лада и темпа у них оказа­лись выше. чем у флегматиков.

Интересно отметил, что нестабильные экстраверт. ты не обнаружили какого-либо предпочтения или неприятия. Это единственный вид темперамента, при котором не удалось обнаружить ни одного статистически значимого различия в музыкальном выборе.

Обсуждение результатов

Как видно из подученных данных, гипотеза, соотносящая предпочтительное восприятие музыки с определенным типом темперамента, находит подтвер­ждение лишь отчасти.

Действительно, стабильные экстраверты из четырех музы­кальных вариантов предпочитают быстрый мажор, противопоставляя ему в каче­стве наименее приемлемого для себя варианта медленный минор.

Но, если при выборе музыкального лада они вполне решительны, то ври выборе темпа уже не столь уверены: мажор, пусть даже медленный, для них не менее приятен, чем бы­стрый темп минора.

Стабильные интроверты предпочитают медленный мажор и менее всего рас­положены к восприятию быстрого минора, однако и быстрый мажор в оценке флегматиков нисколько не уступает медленному, казалось бы, более подходящему для них по этому компоненту минору.

Можно предположить, что сангвиники, как и флегматики, свой музыкальное предпочтение в первую очередь связывают с ла­дом н только потом - с темпом.

И те, и другие отличаются достаточно сдержан­ными оценками прослушанных фрагментов: по восьми, сравниваемым комбинациям, пять наименьших оценок принадлежит флегматикам и три - сан­гвиникам.

Если взглянуть на максимальные оценки по этим же восьми комбинациям, то четыре из них приходятся на холериков, а еще че­тыре - на меланхоликов.

Таким образом, высокий уровень невротизма или эмо­циональная нестабильность проявляются относительно большей впечатлительно­стью при прослушивании музыки.

Это обстоятельство и не позволяет обнаружить музыкальное пристрастие у нестабильных экстравертов. Вполне возможно, что для его обнаружения у этого типа личности может быть применим вариант музы­кального теста с увеличенной продолжительностью звучания каждого фрагмента.

В то же время эмоциональная нестабильность у интровертов-меланхоликов не мешает обнаружить предпочтение медленного мажора быстрому минору хотя остается неясным, какой музыкальный компонент имеет для них большее значение лад или же темп?

Выводы

  1. Метод музыкального выбора позволяет выявить предпочтения опреде­лённых комбинаций лада и темпа у сангвиников, флегматиков и меланхоликов, но не позволяет сделать это у холериков.
  2. Сангвиники соотносят свое обычное настроение с быстрым мажором флегматики и меланхолики, т.е. интроверты вообще, - с медленным мажором и достаточно четко дифференцируют их соответственно с медленным минором и быстрым минором.
  3. Стабильные интроверты н экстраверта более сдержанны в оценках, тогда как высокий уровень невротизма совпадает с более высокими оценками прослу­шанных фрагментов.

Литературе

  1. Бернстайн Л. Концерты. - Л.: Сов. композитор. 1991.
  2. Лобзин B.C., Решетников MM. Аутогенная тренировка. - Л.: Медицина, 1986.
  3. Т.Н. Маляренко, Ю.Е. Маляренко. Г.А. Кураев и др. Активация созрева­ния мозга у детей е помощью пролонгированного сенсорного притока. - Тамбов, 1994.
  4. Новицкая Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека // Психол. журнал, 1984. - Т.5. - №6. - С. 79-85.
  5. Полякова В Б О физиологических механизмах влияния музыки на неко­торые соматические и вегетативные функции: Автореф. дис. канд. - Пермь, 1968.
  6. Петрушин В И. Теоретические основы музыкальной психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрия. - 1991. - Т 91. - Jfe3. - С.96-99.
  7. Руководство по физиологии труда. - М.: Медицина, 1983.
Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте. Добро пожаловать на Dzen канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.