54,7K подписчиков

Почему авторы Дзен-каналов должны извиниться за фейк об экс-заминистра обороны Шевцовой

110 прочитали

Об информационной гигиене и людях, которые не там, где цветы и пчелы.

Почти год многие жалуются на то, что Дзен превратился в фарфорового друга, куда сливают фейки, статьи, играющие на низменных чувствах граждан: злоба, зависть, ненависть и т.д.

Яркий тому пример - история с экс-замминистра обороны Татьяной Шевцовой, которая, уверяли нас авторы многих Дзен-каналов, "сбежала во Францию". Это тот самый случай, когда одна бабушка на завалинке сказала, а миллионы граждан поверили.

Некрасиво считать чужие деньги, но люди продолжают зарабатывать на фейках, которые охотно потребляют граждане в возрасте 50+.

О том, почему нет информационной гигиены и можно ли победить фейки на Дзен, - в этом крайне субъективном обзоре.

Авторы Дзен-каналов, я вас всех обманула. Фото: ТАСС
Авторы Дзен-каналов, я вас всех обманула. Фото: ТАСС

Кейс Шевцовой

Перестановки в Минобороны стали темой номер один в Дзен. Все восторге от нового министра обороны Андрея Белоусова, который стал популярней Shaman на этой платформе. Люди восторгаются гражданским министром, руководящим военным ведомством. Столько похвалы в адрес чиновника я давно не слышал.

Насколько в Дзен любят Белоусова, настолько же ненавидят, тех, кто до него занимал ключевые посты в оборонном ведомстве. В их числе, экс-замминистра обороны Татьяна Шевцова.

После ее отставки, многие Дзен-каналы писали о том, что она якобы сбежала во Францию. Народный гнев достиг пика - миллион дочиток. Заработок рекой потек в карманы тех, кто запустил этот фейк.

Почему фейк? Слово ТАСС.

Скриншот ТАСС
Скриншот ТАСС

Неужели этот тот самый случай:

Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!

Отмечу: большинство каналов, разгонявших фейк, теперь помалкивают о том, вынужденная иммиграция Шевцовой из серии: "Проснитесь, вы се....е".

Никто не скорректировал информацию, никто не извинился перед читателями. А зачем? Бюджет проеден - расходимся.

Кручу-верчу, запутать хочу
Кручу-верчу, запутать хочу

К сожалению, в погоне за вниманием и рейтингами, некоторые авторы забывают о своей ответственности перед читателями, публикуя непроверенные и недостоверные сведения. Поражает легкость, с которой они создают и распространяют ложную информацию. Поражает также и то, что платформа не банит такие статьи, а отправляет их в море широких рекомендаций.

Что в итоге? Кино, игры, путешествия, кулинария - где-то там, на задворках фабрик по производству фейков.

Так выглядит сенсация в Дзен
Так выглядит сенсация в Дзен

В случае с новостью о Шевцовой, очевидно, что авторы не потрудились проверить факты, а скорее всего, намеренно исказили информацию, чтобы создать сенсацию.

Важно понимать: когда авторы каналов на платформе с такой большой аудиторией, как Дзен, распространяют недостоверную информацию, они не только обманывают своих читателей, но и сеют раздор в обществе. Люди, доверяющие этим каналам, начинают верить в ложные факты - порой страдают невинные люди: они тонут в хейте.

Авторы Дзен-каналов, вы что-то о дискредитации слышали?
Авторы Дзен-каналов, вы что-то о дискредитации слышали?

Также кейс Шевцовой показал, что большинство авторов Дзен-каналов не могут нести ответственности за сказанное и признавать своих ошибок.

Никто не извинился. А должны. Это не только вернет им часть утраченного доверия, но и покажет, что они готовы нести ответственность за свои действия.

Извинение должно быть искренним и подкрепленным обещанием более тщательно проверять информацию в будущем.

А что люди?

Кстати, люди сами виноваты: зачем что-то перепроверять - раз написали, значит правда. Почему?

Для многих факты, найденные в Сети, кажутся более достоверными, чем те, что показывают по телевизору. Им трудно представить, что в интернете каждый может стать «журналистом», и не всегда с благими намерениями.

Что там в Дзене? Почитаю!
Что там в Дзене? Почитаю!

Сами виноваты?

Скажу прямо: да, в каком-то смысле сами виноваты. И вот почему. Мы живем в эпоху информационного изобилия, и никто не освобожден от ответственности за то, чтобы выбирать, что читать и чему верить. Это как с питанием: мы же не едим все подряд, а тщательно выбираем продукты, изучаем состав, сроки годности. Так почему же с информацией должно быть иначе?

Информационная гигиена требует времени и усилий. Нужно учиться фильтровать источники, проверять факты, не поддаваться на провокации и манипуляции. Это как с тренировками: если хотите быть в форме, придется потрудиться. И вот здесь, возможно, основная проблема.

Я не верю, но доверяю...
Я не верю, но доверяю...

Почему же многие граждане не могут соблюдать информационную гигиену?

1. Лень и привычка к пассивному потреблению информации

В интернете огромное количество источников. Нужно выбирать, проверять, сомневаться. А это трудно, особенно если всю жизнь привык к тому, что за тебя уже все проверили.

2. Недостаток навыков критического мышления

Критическое мышление — это не то, чему учат в школе, к сожалению. Это навык, который нужно развивать самостоятельно. И здесь проблема: многие просто не знают, как это делать.

Конечно, нельзя всю вину возлагать на интернет-пользователей. Существует множество факторов, которые делают их уязвимыми к дезинформации. Но важно понимать, что часть ответственности за то, какую информацию мы потребляем, лежит на нас самих.

Посмотрим, кого еще отправили во Францию
Посмотрим, кого еще отправили во Францию

Так что, если в следующий раз вы услышите очередную «сенсацию», не спешите писать комментарии. Найдите первоисточник. Кто знает, может эта сова не то, чем кажется. Все может быть: