Театр “проводников смыслов”. Часть 2.

(Начало здесь...)

...Сам текст экскурсии требовал стихов, а позже и песен. А это тоже требовало уже от меня определенной смелости. Однако и поэзия и исполняемые песни вплелись в маршрут так, как будто изначально в нем подразумевались. Пришлось учитывать и декорации. Пока стоял арт-объект “Живая карта России”, все мои экскурсии начинались непреложно от него. Кроме того, никогда я не позволял себе проводить свою группу не через Главный вход, а через КПП с туалетами, хотя этот путь объективно короче. Для меня такая мезансцена был сравнима с тем, как спектакль показывать в гардеробе.

Очень скоро, особенно с появлением жаркого солнца, подобрались реперные точки остановок по пути в 75 павильон. А до этого и по самому 75 павильону. Внутри, прежде всего, с учетом массового передвижения остальных посетителей. В результате, практически никогда я не “бился за территорию” со своими коллегами. И старался лишний раз не мешать им своим “представлением”. Поскольку говорю я громко. Делаю это намеренно. Нет ничего отвратительнее “шепчущего экскурсовода”, который убежден, что если он сам себя хорошо слышит, то и вся группа должна слышать также. Такие горе-гиды представления не имеют, как шумовой фон, являющийся нормой в 75-м, просто растворяет их голос до того, что даже людям с хорошим слухом приходится “вслушиваться”, что уж говорить о стариках.

160 экскурсий за 6 с половиной месяцев, это 25 двухчасовых спектаклей в месяц. Внушительный театральный опыт. Конечно, такое количество не могло не перерастать в качество представляемого. С какого-то момента началась плотная работа с аудиторией. Мы должны были вместе создавать нашу единую Историю. Вместе испытывая в конце экстатическое единение с Божественным. Тогда наступало настоящее театральное или сторителлинговское счастье, когда ты возвращался в Гостевой центр, как актер после бенефиса.

Очень скоро я принял, как аксиому. Не метать бисер перед свиньями. Если группа в массе своей не была настроена на сотворчество, я без сожаления прогонял для них базовый текст, а потом крестился, когда экскурсия заканчивалась. Сказать по справедливости, таких было не много. И все же “своих” ты начинаешь чувствовать от самого начала маршрута. Как люди реагируют на расставляемые тобой “приманки”. На попытки пошутить с ними. Нежные эксперименты чуть-чуть проникнуть в их “интимное пространство”. Случались и обломы. Когда, вроде группа “твоя” но, вдруг в первой трети маршрута ты их “теряешь”. Но все это искупает “твой” зритель, с которым проходишь от 1939 года, “Рабочего и колхозницы” до стенда Татарстана в зале А. Где ты уже “на волне” читаешь очень удачно мною найденное стихотворение поэта фронтовика Михаила Анчарова “Ты припомни Россия…” Во-первых, оно актуально. Во-вторых, очень рифмуется с тем, о чем мы рассказываем в 75-м павильоне.

Надо сказать, что я сам вдохновлялся своими спектаклями, отчего появились два десятка статей о двадцати наиболее близких мне регионах. К слову, это не было пересказом сценария. Это были самостоятельные статьи. Я уж не говорю о десятках статей о самом Форуме и моих впечатлениях от него. Однако, то, что это действительно своеобразный Театр для меня стало очевидным, во-первых многие мои представления неоднократно сопровождались аплодисментами. А во-вторых, когда уже под конец работы Форума на мои экскурсии стали приходить люди, которые уже проходили со мной по 75-му павильону. И видели все то, что я им представлял. Стало быть им важно было поучаствовать в чем-то большем, чем просто набор излагаемых мной фактов. Им хотелось прикоснуться еще раз именно к Ритуалу представления. Еще раз создать единую Историю.

Ну и отдельными медалями на мою сторителлинговскую грудь я бы выделил следующее. Однажды после экскурсии молодой человек, примерно старшеклассник, спросил у меня: “А как стать экскурсоводом? Я и не думал, что это так интересно…” А еще я проводил экскурсию для школьников 6-8 классов (это самая сложная, самая индифферентная аудитория, испорченная доступностью множества технологий), она вдруг оказалась “своей”. А в конце, когда мы прощались, несколько девчонок выкрикнули: “Кирилл Палыч, вы - лучший!” Вот тут… чуть до скупых мужских слез не дошло…

В общем, это примерно все, чем я в первом приближении хотел бы поделиться с вами. Наверняка будет еще множество “послесловий”. Молодое же поколение я еще раз хотел бы предупредить. Очень скоро черные коробочки на поясе или в кармане у экскурсантов вытеснят с рынка “просто гидов-экскурсоводов”. И в профессии и в индустрии остануться те, кто примет законы “иммерсивного Театра проводников смыслов”, будет их изучать и им следовать. Кто не верит… Встретимся через пару лет…

(Начало здесь...)  ...Сам текст экскурсии требовал стихов, а позже и песен. А это тоже требовало уже от меня определенной смелости.

....................................

Мой канал ВК... https://vk.com/gopius

……………………………………………………..

Сказки и былины о войне и героях. Для детей и взрослых…

https://dzen.ru/a/Y45TOB1a-A_5nlzw

Трагедия и героизм буквы “Z”.

https://dzen.ru/a/YuX0ZmE41EdN8WTN

Полное собрание сочинений…

https://dzen.ru/a/Y6vU1z58TWxEtmqr