178,2K подписчиков

Парад в противогазах, прыжки с парашютом и поедание булок с вареньем: как раньше проходил Сабантуй

Искандер Измайлов о «сексуальных аллюзиях» праздника и о том, почему Сабантуй еще не в списке ЮНЕСКО

«Сабантуй прошел длительный исторический путь от сельского праздника земледельческой общины до общенационального. Теперь необходимо развивать и совершенствовать методику его проведения, вывести на мировой уровень, например, как карнавал в Рио-де-Жанейро», — пишет в статье для «БИЗНЕС Online» старший научный сотрудник Института истории им. Марджани Искандер Измайлов. 6 июля, в Москве прошел Сабантуй, по такому случаю постоянный автор газеты рассказал, как менялись традиции его празднования и почему он был «праздником для мужчин».

   Искандер Измайлов.   
Фото: «БИЗНЕС Online»
Искандер Измайлов. Фото: «БИЗНЕС Online»

Сабантуй никогда не был застывшей структурой

Не все народы смогли сохранить и модернизировать свои традиционные календарные праздники, многие потеряли их в ходе развития, заменили на христианские, пусть иногда и в снятом виде (например, Новый год) и т. д. Но татарский Сабантуй остался и развивается.

А кому из вас известно, что такое сабантуй? «Сабантуй — какой-то праздник? Или что там — сабантуй? — Сабантуй бывает разный, а не знаешь — не толкуй», — это диалог на привале героев поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин». Помните, как продолжается разговор в поэме? Под словом «сабантуй» лирический герой понимает некоторое происшествие на войне, причем разделяет их по величине и значимости. Если солдат остался жив после бомбежки — это всего лишь «малый сабантуй». Если остался в живых после обстрела из миномета — «средний сабантуй». А вот если тебя окружают немецкие танки — вот тогда наступает «главный сабантуй». «Сабантуй — тебе наука, Враг лютует — сам лютуй», — т. е. поэт использует малоизвестное ему и читателям название праздника в качестве мерила ужасов войны.

Несмотря на то что в школьной программе утвердилось представление о герое поэмы Василии Теркине как о неунывающем советском солдате, в его словах явно присутствуют некие антивоенные нотки, которые до него были характерны разве что персонажам, скажем, «Бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека или «На западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка. У Твардовского тоже простой солдат Теркин называет ужасные и кровавые события военной жизни непонятным для русского слуха названием праздника. Потому что русским словом это «веселье» назвать язык не поворачивается.

На беду для этого кошмара нашлось татарское слово. Откуда его узнал Твардовский и почему взял именно его, литературоведение умалчивает. Оно больше трактует его творчество в стиле «о подвигах, о доблести, о славе», а не объясняет, как этот жуткий опыт войны понимал сам автор. Но вопрос он задал очень правильный: а что нам известно о Сабантуе? Откуда он возник, как эволюционировал и как превратился в то, что стало национальным татарским праздником? К сожалению, отсутствие источников не позволяет четко установить ни время зарождения Сабантуя, ни процесс оформления его обрядности. Многие исследователи — Николай Загоскин, Гайнетдин Ахмеров, Альфред Халиков, Ренарт Кашафутдинов, Рауфа Уразманова, Дамир Шарафутдинов и др. — предложили свои версии исторических корней праздника, и одно можно сказать точно: Сабантуй никогда не был застывшей структурой, а постоянно развивался вместе с самим татарским народом — носителем его духа и традиций.

Сексуальные аллюзии Сабантуя

Вероятнее всего, Сабантуй сформировался в период существования Волжской Булгарии, создав синтез кочевой и земледельческой культур. Первое письменное упоминание праздника зафиксировано доктором филологических наук Фаритом Хакимзяновым, который обнаружил с этим словом эпитафию, датированную 1292 годом. Она найдена в древнем татарском селе Иске Салман Алькеевского района Татарстана.

О самом празднике или его проведении нам, к сожалению, ничего неизвестно, но, судя по названию и аналогиям из других земледельческих культур, вполне можем предположить, что это был праздник, посвященный первой борозде. Но развитая земледельческая культура татар и их предков позволила Сабантую приобрести черты аграрного праздника, который проводится в честь начала весенних полевых работ. Само появление пахотного орудия — сабана, давшего название празднику, — в Волжской Булгарии относится к X веку. Он явно имел множество сексуальных аллюзий и всегда был праздником силы и молодости, в некоторых культурах он напрямую сопровождался ритуальными играми, имевшими целью оплодотворить землю и придать ей живительные силы.

Что-то такое вполне могло практиковаться и у наших предков. Недаром другой весенний праздник — Кукəйле (Йомыркалы) уен (Игры с яйцами) — расположен близко к Сабантую и, вполне возможно, когда-то составлял единый обрядовый комплекс. Но потом они разделились, и Кукəйле уен оказался как бы аналогом христианской Пасхи.

Другое письменное свидетельство о Сабантуе — рукописный календарь из села Митряево Азнакаевского района РТ. В нем говорилось о проведении в селе праздника 4 апреля 1775 года. Здесь мы уже можем судить более определенно, поскольку на рубеже XIX и XX веков историк и этнограф Загоскин подчеркивал, что Сабантуй, с одной стороны, был мирным земледельческим праздником, с другой — носил отпечаток праздника героического. Тюркские кочевые традиции отразились в нем в виде состязательных соревнований — национальной борьбы (корэш), конских скачек, джигитовке и беге. Эти соревнования прямо восходят к тюркским боевым искусствам — конским скачкам, стрельбе из лука и борьбе, которые и сейчас присутствуют в праздничной культуре тюркских народов Евразии. Иными словами, древность и традиционность Сабантуя у татар и их предков не вызывает никаких сомнений.

Праздник для татарских женщин Джиен

Сабантуй не единственный праздник у татар в весенне-летнем цикле. Длительное время в этот период традиционным торжеством был Джиен. Именно он являлся общинно-родовым праздником и проводился группой деревень, связанных между собой социально-историческими и культурно-бытовыми отношениями. Татарские этнографы и лингвисты Гумер Хисамутдинов и Назия Бурганова выявили более 100 джиенных округов только в Заказанье и Предкамье, у каждого из которых был свой центр проведения общинного праздника. Именно Джиен, который в разных общинах праздновался от конца мая до начала июля, содержал многие обрядовые элементы — борьба, скачки и другие виды соревнований, которые сейчас ассоциируются с Сабантуем.

Этнограф Карл Фукс очень точно уловил различие между Сабантуем и Джиеном, отмечая важнейшую роль последнего в брачных взаимоотношениях татар. По его мнению, Сабантуй был праздником для мужчин, а Джиен был «посвящен» татарским женщинам, чтобы они, «удаленные у татар от всякого сообщения с мужчинами», стали «известнее последним».

Социально-экономические изменения в жизни татар в XVII–XVIII веках привели к тому, что территория традиционного празднования Джиенов постепенно сузилась до пределов Заказанья. А празднование Сабантуя, наоборот, становится популярнее у различных групп татарского народа. Наибольшее распространение Сабантуй получает в крупных городах, где отсутствовала «джиенная организация», а татарское городское население формировалось из различных населенных пунктов. В ХVIII–ХIХ веках Сабантуи уже праздновались в Казани, Уфе, Оренбурге и Астрахани, где существовали крупные татарские общины. В этот период начался процесс постепенного поглощения Сабантуем Джиена. Новый синтетический праздник стал вбирать в себя всю обрядовую практику, а главное — соревновательную ее часть.

Нельзя исключить того, что процессы эти начались стихийно в Казани, где служилые татары были во многом оторваны от общины, как и от праздника «первой борозды», но хотели проводить веселый праздник с молодецкими соревнованиями. Название Сабантуй стало выразительным и во многом избавлено от общинной традиции, что способствовало его распространению в других регионах расселения татар, особенно в городах. Секуляризация советского общества и массовая коллективизация в ТАССР привели к вытеснению из праздничной культуры традиций празднования Джиена. С 1930-х Сабантуй постепенно сменил его в татарских деревнях, хотя в некоторых регионах они продолжали собираться до середины XX века.

Когда Сабантуй начали праздновать женщины и русские?

Самое активное участие в проведении Сабантуя принимали татарские купцы и промышленники, стремившиеся объединить своих единоверцев. Показательно, что распорядителями на казанских Сабантуях были бургомистры — члены Казанской татарской ратуши, органа городского самоуправления казанских татар. Они строго следили за порядком и решали спорные вопросы между участниками состязаний.

Размах, содержание и красочность всего действа на майдане во многом зависели от материально-финансовых пожертвований купечества. Татарские баи выделяли деньги на организацию праздника, подарки и награды победителям. Например, батыр Сабантуя, победивший на майдане, мог получить большие деньги от щедрых купцов. Драматург Галиаскар Камал успешное проведение в 1910-м Сабантуя в Казани по сравнению с предшествовавшими годами связывал с активной финансовой поддержкой, оказанной состоятельными казанцами.

Традиционными состязаниями Сабантуя были борьба, конные скачки и забеги людей. Во многих деревнях празднование старались проводить в разные дни, чтобы смогли участвовать и люди из соседних деревень. Вероятно, с этим связан и постепенный перенос казанского Сабантуя на более поздний срок: в 1834 году с 25 мая на 1 июня, в 1845-м — с 8 на 15 июня, в 1874 году — с 31 мая на 7 июня, в 1907-м — с 1 на 8 июня.

На столичные Сабантуи стекались жители окрестных деревень. Кроме того, в Казани праздник открывался ближе к полудню, а не после утренней молитвы, как в сельской местности. В городах праздник проходил несколько дней: в Казани — в течение недели, в Уфе и Оренбурге — два-три дня. Место проведения в городах было одно и то же, менялось в редких случаях. Например, в Казани Сабантуй издревле проводился на Арском поле, затем место перенесли за Новотатарскую слободу.

В первой половине XIX века Сабантуй становится общегородским праздником, в котором принимают участие все горожане вне зависимости от веры, сословия и национальности. По сведению Фукса, в 1834 году татары организовали проход по казанским улицам для приглашения на праздник всего общества.

С середины XIX века Сабантуй в Казани устраивается на крупных промышленных предприятиях, где в том числе работали татары. В 1855 году к традиционному месту празднования в Новотатарской слободе добавились Адмиралтейская и Пороховая слободы. Причем празднование в рабочих слободах было даже демократичнее. Татарский писатель Фатых Амирхан, побывавший на Сабантуе в Пороховой слободе, наряду с прекрасной организацией праздника отмечал такие его особенности, как, во-первых, присутствие на майдане большого количества женщин, а во-вторых, то, что половина участников праздника была русскими. Амирхан с удовлетворением отметил, что праздник становится общим для обоих народов.

Что писала пресса о Сабантуе в начале ХХ века

С начала XX века Сабантуй из земледельческого и общинного действа укрепился в статусе общенационального праздника и стал важным элементом формирования татарской нации. Татарская интеллигенция видела в сохранении многовековых традиций Сабантуя мощный задел для национального единения всех татар вне зависимости от места их проживания. Популярная татарская газета «Казан мухбире» в 1906 году написала актуально звучащие и сегодня слова: «По нашему мнению, Сабантуй является истинно национальным праздником. Хотя, по словам аксакала, на празднике стало меньше народу: если организаторы не будут привлекать к Сабантую молодежь, то и молодое поколение, и Сабантуй потеряют многое. Для сохранения самобытности нации необходимо сохранить духовно-нравственные праздники».

Татарская пресса, будучи в своем расцвете в 1905-м, вообще уделяла пристальное внимание Сабантую. На страницах газет и журналов публиковались анонсы с программой предстоящего праздника, где часто писали о запрете участвовать в нем в алкогольном опьянении. По завершении веселья печатались подробные репортажи с Сабантуев в Казани, Уфе, Оренбурге, Астрахани и других российских городах.

В статьях обязательно указывали победителей соревнований, интересные и забавные случаи, имена организаторов и благотворителей. Вообще, благотворительность была важной частью Сабантуя. Денежные средства, собранные во время праздника, расходовались на нужды малоимущих единоверцев.

С идеями модернизации праздника с 1907 года выступал «Восточный клуб» («Шәрек клубы»), объединивший весь цвет татарской интеллигенции того времени. Один из его организаторов Гайнетдин Ахмаров в своей статье отмечал: «Если у одной нации угасают свои обычаи, их постепенно подменяют обычаи другого народа, что ведет к исчезновению самой нации. Это многократно испытано на историческом опыте».

«Восточный клуб» не только вел пропаганду народных обычаев, но и сам организовывал Сабантуи в Казани, стараясь следовать духу времени. Во время праздника проводились музыкальные и литературные вечера, устраивались драматические представления, читались просветительские лекции на актуальные темы, оформлялись подписки на татарские газеты и журналы. В 1915-м газета «Юлдуз» с воодушевлением писала, что на Сабантуе «Восточного клуба» во время состязаний и награждения победителей народные музыканты играли на скрипке и мандолине.

Соревнования по поеданию булок с вареньем и прыжки с парашютом

А что состязания Сабантуя, они менялись? Да. К борьбе, скачкам, лазанью на столб, бегу в мешках, ставшими уже традиционными, добавлялись новые соревнования. В начале XX века в программу обязательно включались велосипедные гонки, которые особенно полюбились городским татарам.

Масштабные изменения Сабантуй претерпевает в советский период, постепенно обретая знакомые нам очертания традиций и состязаний. В годы Гражданской войны на Сабантуях организовывали сбор средств в пользу семей фронтовиков и беспризорных детей. К традиционным состязаниям праздника — борьбе, конным скачкам, перетягиванию каната — добавлялись новые, такие как, например, в 1917-м соревнования по поеданию булок с вареньем. В том же году впервые в программе празднования Сабантуя появился день для состязаний женщин и детей.

В 1920–1930-е годы происходит значительная политизация Сабантуя, позиционирующегося как праздник трудового народа. Организацию его берут на себя партийные и советские органы, которые вносят в народный праздник актуальную идеологическую составляющую. 25 июня 1920-го Татарская АССР масштабно отпраздновала день своего образования. Празднование продолжилось и во время Сабантуя — 2 июля. С 1920-го сроки проведения старались совместить с годовщиной образования республики. В первые годы праздник сопровождался большими митингами, на которых выступали руководители республики.

Сабантуй все больше приобретает черты народного спортивного праздника с татарским колоритом. Например, в 1925 году он, приуроченный к пятой годовщине Татарской АССР, проводился как народная олимпиада и сопровождался выступлением кавалерийского эскадрона Татаро-башкирской военной школы и парадом физкультурников. В 1926-м в Казани был проведен детский Сабантуй с участием воспитанников детских домов и пионерлагерей.

Физкультурно-спортивная составляющая стала неотъемлемой частью Сабантуя, сдавались нормы ГТО и ГСО, были прыжки с парашютом, походы в противогазах и др. Корэш выходит из узких рамок праздничного народного состязания и постепенно оформляется как спортивная дисциплина. В 1928 году в Казани было проведено первое официальное соревнование по борьбе корэш.

К 15-летию образования Татарской АССР Сабантуй собрал около 50 тыс. человек

Другими характерными особенностями советского Сабантуя стали масштаб празднования и расширение его географии. В 1935 году, к 15-летию образования Татарской АССР, в Казани провели торжественный Сабантуй, в котором ежедневно принимали участие около 50 тыс. человек, включая гостей со всего Советского Союза. Открытие праздника началось с подъема красного флага под гимн СССР, в конце давали салют.

Сабантуй как символ народного духа праздновался и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Он проводился в Казани 18 июля в 1942-м и 23 июля в 1944 году. Первый послевоенный Сабантуй состоялся 26 июня 1945-го в парке культуры и отдыха в столице РТ. В программу были включены татарская борьба, бег, национальные игры, подъем на столб, бой с мешками, перетягивание каната, пляски, игры на народных инструментах.

В 60–80-е годы XX века складывается современная форма проведения Сабантуя. Едиными стали сроки проведения, расширились игры и спортивная составляющая. При этом увеличилась «заорганизованность» в его проведении, желании превратить «общесоветский» праздник в фестиваль «трудовых достижений» и искусственно включить в него выступления нехарактерных для него хоровых коллективов и т. д.

В современных условиях национальный татарский праздник приобрел определенную системность. Теперь это сельские и районные Сабантуи, городские и общероссийский. С начала 1990-х география перестала ограничиваться только Татарстаном. Праздник перешагнул границы республики, распространился от Москвы до самых до окраин страны. Например, проходит он и в Магадане, где несколько тысяч татар регулярно проводят его с 1993 года.

С начала XXI века его начали проводить за рубежом — в Париже и Хельсинки, Лондоне, Нью-Йорке, Канберре, Стамбуле. Более чем в 30 странах. Словом, его отмечают везде, где есть активная татарская община.

Сабантуй нужно превратить в праздник уровня карнавала в Рио-де-Жанейро

В 2002 году правительство Татарстана приняло постановление об участии официальных делегаций и творческих коллективов республики в проведении Сабантуев в регионах России. Это повысило статус праздника у местных властей, авторитет республики и местных татарских общин.

Доброй традицией стало участие в Сабантуе президентов нашей страны. Первым стал Борис Ельцин, приезжавший в Казань в 1996-м, а затем, конечно, Владимир Путин. Он приезжал на Сабантуй в 2000 и 2002 годах, а в 2019-м поздравил всех с праздником, отметив, что он объединяет людей, «как и столетия назад», его отмечают «веселыми народными гуляньями, спортивными состязаниями, концертами, играми и конкурсами». «Уверен, что в богатой и разнообразной программе [празднования] Сабантуя все найдут себе занятие по душе, с большим удовольствием отведают замечательные блюда национальной кухни», — сказал Путин. Это достойное признание национального праздника.

   Владимир Путин на торжествах по случаю национального праздника «Сабантуй», 2000 год.   
Фото: kremlin.ru
Владимир Путин на торжествах по случаю национального праздника «Сабантуй», 2000 год. Фото: kremlin.ru

Сабантуй — наше национальное достояние. Он прошел длительный исторический путь от сельского праздника земледельческой общины до общенационального праздника, демонстрирующего миру единство народа, его культурные традиции и устремленность в будущее. Теперь необходимо развивать и совершенствовать методику его проведения, вывести на мировой уровень, как, например, карнавал в Рио-де-Жанейро и др. И, разумеется, он достоин быть представленным в числе других объектов нематериального наследия нашей планеты в ЮНЕСКО.

Искандер Измайлов, Бахтияр Измайлов
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции