73,8K подписчиков

«5НМ». Экспедиция за кусочком Марса

398 прочитали

НАСА находится в глубоких раздумьях относительно того, стоит ли вообще затевать эпопею с доставкой на Землю марсианского грунта. Больно дорого выходит подобная экспедиция на Марс. Речь идёт о миллиардах долларов. На настоящий момент подобное мероприятие уже требует не менее 7,5 млрд долларов финансовых вливаний, что втрое превышает изначально заложенный бюджет.

Даёшь Марс! (Живой Космос).
Даёшь Марс! (Живой Космос).

В этой связи не лишним будет вспомнить один исторический факт – экспедиции по доставке образцов марсианского грунта на Землю предлагались (и при этом строго секретились!) ещё в 70-х годах прошлого века. Давайте вспомним, как это было.

Поехали.

24 сентября 1970 года АМС «Луна-16» впервые в истории доставила на Землю образцы лунного грунта, собранные в автоматическом режиме. Подобные роботизированные экспедиции были необходимы для смягчения горького «послевкусия» от поражения СССР в лунной гонке.

(Для справки: в ходе реализации программы «Луна» в период с 1958 по 1976 год было произведено 45 запусков, из которых 31 закончились неудачно. Были ли хоть какие-то шансы у «Луны-25» после почти полувекового перерыва?)

Воодушевлённое успехом «Луны-16», ОКБ Лавочкина решило шагнуть ещё дальше. И доставить на Землю образцы марсианского грунта!

Проблема состояла в том, что АМС с необходимыми характеристиками должна была быть намного тяжелее и сложнее, чем любая из ранее отправленных на Луну. Главным образом из-за того, что перелёт до Марса – дело небыстрое. К тому же, на Красной планете гравитация существенно выше, чем на Луне. По этой причине было решено запускать аппарат с помощью ракеты Н-1. Той самой, которая должна была доставить первых советских космонавтов на поверхность Луны.

К тому времени Н-1 уже два раза пытались запустить, и оба раза неудачно. Но ожидалось, что в конечном итоге она будет введена в эксплуатацию к середине десятилетия.

Амбициозный марсианский проект получил предварительное название «Марс-5НМ», и сразу же привлёк внимание Георгия Бабакина (главного конструктора ОКБ Лавочкина), а также «министра космоса» Сергея Афанасьева. Последний видел в этом проекте великолепный инструмент для повышения авторитета Советского Союза в космосе после лунной неудачи.

Проект «Марс-5НМ» предполагал, что будет создан огромный 20-тонный космический аппарат, состоящий из двух сегментов – орбитального модуля массой 3,6 т («Орбитальный аппарат», ОА), созданного на базе АМС «Марс-69» и «Марс-71», и посадочного модуля массой 16 т («Посадочный Аппарат», ПА).

Несмотря на своё название, ОА не должен был выходить на орбиту вокруг Марса. Его задачей была корректировка траектории движения КА при полёте к Марсу.

     АМС «Марс-5НМ» по сравнению с человеком. Из открытых источников.
АМС «Марс-5НМ» по сравнению с человеком. Из открытых источников.

Перед прибытием к Красной планете посадочный и орбитальный модули должны были разделиться. OA должен был пролететь над Красной планетой, транслируя телеметрию с посадочного модуля на Землю во время его спуска и посадки.

ПА был тяжелее лунного модуля КК «Аполлон», и должен был войти в марсианскую атмосферу, используя асимметричный аэродинамический щит. Этот щит должен был иметь диаметр 6,5 метра, по плану разворачивался бы в космосе, и работал до высоты 11 километров благодаря интересной конструкции, состоящей из 30 сегментов.

После входа в плотные слои атмосферы щит должен был отсоединиться, и ПА приземлялся на поверхность, используя четыре посадочных двигателя, работающих на жидком топливе.

Из-за массы ПА, и существовавшей тогда неопределённости относительно плотности марсианской атмосферы, использование парашютов считалось нецелесообразным.

Предполагалось, что ПА будет оснащён двухступенчатой ракетой массой 750 кг, предназначенной для отправки на Землю около 200 граммов марсианских образцов в капсуле массой 15 кг.

На сбор марсианского грунта отводилось трое суток. После чего взлётная ступень с образцами должна была взлететь на орбиту вокруг Марса высотой 500 км. Там она должна была находиться десять месяцев, ожидая благоприятного выравнивания между Землёй и Марсом, чтобы отправить капсулу с образцами на Землю.

Однако мечты мечтами, но реализация такой задумки оказалась гораздо сложнее, чем ожидалось.

     АМС «Марс-5НМ» в разрезе. Из открытых источников.
АМС «Марс-5НМ» в разрезе. Из открытых источников.

В 1973 году уже было ясно, что АМС «Марс-5НМ» не будет готова к 1975 году, поэтому было предложено запустить ещё одну АМС, названную «Марс-4НМ», чтобы проложить путь будущему монстру.

В состав АМС «Марс-4НМ» должен был входить орбитальный аппарат, аналогичный орбитальному аппарату «Марса-5НМ», и марсоход, созданный на базе «Луноходов».

Осуществление подобной экспедиции позволило бы протестировать несколько технологий, связанных с АМС «Марс-5НМ», включая аэродинамический щит.

К сожалению, в мае 1974 года было принято решение о прекращении всех работ по ракете Н-1, что поставило крест на возможности реализации проектов «Марс-4НМ» и «Марс-5НМ».

Однако члену Академии наук СССР Александру Виноградову удалось убедить (при поддержке Афанасьева) всемогущего Дмитрия Устинова (министра обороны и члена ЦК КПСС) в необходимости всё же привезти на Землю марсианский грунт.

Устинов дал НПО Лавочкина пять лет на проектирование, постройку и запуск новой экспедиции. Теперь проект назывался «Марс-5М».

Ракеты Н-1 не было, и поэтому новой АМС пришлось решительно «похудеть». По сравнению с исходными 20 т, «Марс-5М» должна была иметь массу всего 8,5 т, из которых 2 т выделялось на взлётную ступень.

Однако для ракеты «Протон», самой мощной на тот момент ракеты-носителя в СССР, это было слишком много. Поэтому было решено использовать для новой экспедиции трёхпусковую схему. Предполагалось, что ракета «Протон» выведет АМС на орбиту вместе с разгонным блоком («Блок ДМ»). Второй пуск выведет ещё один блок, который состыкуется на низкой околоземной орбите с АМС и направится к Марсу. Ну и наконец, третий «Протон» должен отправить на Марс модуль, который пристыкуется на марсианской орбите к капсуле с образцами, после чего они вернутся на Землю.

     Зонд «Марс-4НМ» с марсоходом. Из открытых источников.
Зонд «Марс-4НМ» с марсоходом. Из открытых источников.

Также рассматривалась возможность размещения образцов на околоземной орбите, чтобы их можно было захватить в ходе выполнения пилотируемой экспедиции, и таким образом избежать возможного заражения нашей планеты марсианскими микробами и наоборот.

Излишне говорить, что этот проект было невозможно реализовать с помощью технологий того времени (даже сегодня это было бы проблемой огромных масштабов).

Миссия «Марс-5М» требовала, как минимум, трёх автоматических стыковок, чего никто никогда не делал с АМС.

Это была невероятно сложная задача. Но из-за давления руководства главный конструктор НПО Лавочкина Сергей Крюков постарался сделать проект жизнеспособным.

Окончательный вариант плана по доставке марсианских образцов появился в январе 1976 года. Последняя его версия предполагала использовать чуть более массивную АМС: 9,34 т. Планировалось, что для экономии массы капсула массой 7,8 кг не будет использовать парашюты в атмосфере Земли, и упадёт на Землю без всяких вспомогательных приспособлений.

Однако время шло, и технологические, политические и экономические проблемы проекта стали весьма очевидны, особенно на фоне продолжающихся неудач советских АМС на Марсе.

Миссия «Марс-5М» была, в итоге, отправлена ​​в бездонные глубины советской бюрократии, а Крюков уволен Афанасьевым.

НПО Лавочкина, однако, тем временем перешло к следующему проекту: «УМВЛ», «Универсальный корабль Марс-Венера-Луна». В ходе реализации этого проекта предполагалось объединить программы исследования Луны, Марса и Венеры на базе единого космического корабля, который можно было бы адаптировать к требованиям каждой миссии.

Конструкция «УМВЛ» станет, в итоге, основой для создания неудачных АМС «Фобос», «Марс-94» и «Марс-96».

«Марс-5НМ» был проектом, который оставался секретным до самого исчезновения СССР. Однако, несмотря на прошедшее время, вокруг него все ещё сохраняются определённые загадки. Например, известно, что в конце 70-х годов были построены модели и различные части зонда, но на сегодняшний день местонахождение и состояние этих частей неизвестно.

В США существовал аналогичный проект под названием «Вояджер» (не путать со знаменитыми одноименными АМС, исследовавшими внешние планеты), который должен был использовать ракету «Сатурн-5» для запуска двух КА к Красной планете.

Какое-то время в начале 1970-х годов, совпавшее с политической разрядкой между двумя сверхдержавами, некоторые советские учёные предлагали договориться с Америкой, и использовать «Сатурн-5» для выполнения совместной экспедиции на Марс.

К сожалению, программа «Сатурн-5» была остановлена после запуска «Скайлэб», что сделало мероприятие такого масштаба невозможным.

Рост напряжённости между двумя странами, который случился в конце 70-х годов прошлого века, похоронил любую возможность реализации совместного проекта.

Всем добра.

Хотите узнать больше? Посетите наш сайт и поддержите проект!