Система или Метод (Станиславского)?

Последнее время увлекшись темой театра (и в связи с написанными мной театральными пьесами и в связи с работой на Форуме “Россия”, где, как-то сами собой проводимые мной экскурсии превратились в законченные двухчасовые представления со своей драматургией, сценарием и ритуальностью), стал посматривать видеоролики с выступлениями, а иногда и мастер-классами различных театральных деятелей. Что-то открывало для меня новое, что-то нет, что-то даже раздражало.

Обратить внимание здесь хочу вот на какой, как мне кажется, принципиальный момент. Не удивительно, что многие просмотренные мной театральные деятели касались и вспоминали имя Константина Сергеевича Станиславского. Вот только многие из них (в том числе великий и ужасный Питер Брук) допускали критическую, фундаментальную ошибку, называя Систему Станиславского “методом”.

Я, как человек, привыкший во всем доходить до самой сути, движимый простым сторителлинговским наитием, полез в словари. И вот, что я там обнаружил…

Система. Происходит от др.-греч. σύστημα «составленное; составление». Множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Метод. Из др.-греч. μέθοδος «метод, наука», далее из μετά (варианты μετ-, μέθ-) «между, среди; после» + ὁδός «дорога, путь», из праиндоевр. *ked-/*sed- «ходить». Совокупность теоретических принципов и практических приёмов для осуществления чего-либо.

Система то, что “составлено”, совместно ставлено. Именно она способна проявлять “состояния” (о множественном толковании этого слова мы писали не раз). Система сеть взаимосвязанных, взаимозависимых, взаимодополняемых взаимодействий множества элементов. В таком виде она сочетается со словом “История” (опять же, принимая древнегреческую этимологию этого слова “результат исследования человеческих отношений”). Тогда как “метод”, всего лишь линейный сюжет, который может быть рожден Системой, как и множество других “линейных сюжетов”, “методов”, иногда даже противоречащих друг другу.

Поэтому, то, что явил нам Станиславский - это безусловно Система во всей ее многообразности, атмосферности и смысле. Именно такая Система родила множество театральных методов различных театральных деятелей, которые получив “свою дорогу”, начали считать, что никаких других не существует, или они тупиковые. Однако, в данном случае с высоты системности, общности, люди опустились в практическую плоскость “линейности”, на каковом уровне кругозор неотвратимо сужается, хотя, возможно, практическая польза возрастает.

И все же, понимая и принимая “Систему Станиславского” именно, как Систему, возможностей, путей и дорог появляется несравнимо больше, чем у тех, кто следует тому или иному “методу”...

На сегодня - все!

 Последнее время увлекшись темой театра (и в связи с написанными мной театральными пьесами и в связи с работой на Форуме “Россия”, где, как-то сами собой проводимые мной экскурсии превратились в...

...........................................

Мой канал ВК... https://vk.com/gopius

……………………………………………………..

Сказки и былины о войне и героях. Для детей и взрослых…

https://dzen.ru/a/Y45TOB1a-A_5nlzw

Трагедия и героизм буквы “Z”.

https://dzen.ru/a/YuX0ZmE41EdN8WTN

Полное собрание сочинений…

https://dzen.ru/a/Y6vU1z58TWxEtmqr