Поляки очень любят говорить о невероятной крутости своих предков в сабельном бою. Верить этому или нет - личное дело каждого, но просто помните, что гордые ляхи частенько склонны к самовосхвалению на пустом месте, и вообще - гонор поперед шляхтича родился...)
Лично я ни в каких источниках, кроме собственно польских, не встречал славословий польским саблистам. И московиты, то бишь русские, и татары с сюзеренами-турками, и венгры, и немцы (все ближайшие соседи) на эту тему молчат, будто воды в рот набравши. Может, стыдятся, а может, попросту сказать нечего...)
Тем не менее известно, что собственная школа боя, т.н. крестовка, у ляхов в XVI-XVIII веках была. Sztuka krzyzowa - "искусство креста", так ее называют сами изобретатели. К сожалению, название - единственное, что от этой техники боя дошло до нашего времени.
В отличие от Западной и Центральной Европы, где сохранилось огромное количество трудов даже по средневековому и ренессансному фехтованию (по одной только Дестрезе - порядка 50 томов!), в Польше источников на национальный сабельный бой... Нет. Практически ни одного. Только обрывочные записи и несколько гравюр. Древние и славные шляхтичи-предки, по обыкновению чванясь, не посчитали нужным оставить потомкам хоть какие-то записи по технике обучения - если они у них вообще были... Поэтому современные польские реконструкторы "восстанавливают" технику родной сабли, опираясь на куцые и скудные описания дуэлей и боев в книгах и летописях. А там только и сказано, что, мол, один пан зарубил другого пана...
Впрочем, ура-патриотам, которые наверняка довольно похихикивают, читая эти строки, я напомню, что данных по русскому средневековому фехтованию хоть на саблях, хоть на мечах, хоть на чем-то другом, нет вообще. У ляхов-то хотя бы название осталось...
Основные отличия крестовки
Все, что относится к крестовке, проходит по разряду "принято считать" и "мы так думаем", но тем не менее ряд основных моментов, пожалуй, выделить можно.
Во-первых, крестовка - очень простая. В ней (по мнению современных польских реконов) всего штук шесть ударов и столько же защит, плюс некоторое количество несложных уколов (тогдашними саблями колоть было несподручно). Основной упор идет на скорость, а не на хитрые финты.
Во-вторых, само название стиля идет от основного, так сказать, формирующего элемента. Сейчас считается, что в крестовке часто использовалась связка из двух ударов - вертикального и горизонтального, либо вертикального удара и горизонтального блока (или наоборот). При этом сабля как бы прочерчивает в воздухе крест. Другой вариант происхождения слова - от изобилия защит парированием, когда сабли скрещивались (вот хоть стреляйте, не могу назвать эту манеру эффективной и правильной).
В-третьих, в польском сабельном фехтовании часто применялась т.н. "венгерская защита" - клинком острием вниз. Это защита методом "слива", она позволяет вражескому оружию после столкновения клинков соскользнуть вниз. После этого следует доворот руки - и короткий кистевой или локтевой удар-контратака. Хороший прием, но технически не самый простой - его надо выполнять очень быстро.
"Венгерская защита" в польском сабельном фехтовании была не от хорошей жизни - тогдашние сабли имели чаще всего простую гарду-перекрестье. Классический блок оружия, острием вверх, часто приводит к тому, что острие вражеского меча падает вдоль твоего клинка и ранит тебя в кисть, чаще всего в большой палец. Поэтому так рекомендуется делать только с саблей с хорошей гардой-корзинкой. Ну или парировать умеючи...))
Больше... А что больше? Ничего, кроме этого, доподлинно о крестовке неизвестно. Та техника боя, которую выдают сейчас за подлинно-аутентичную польские реконструкторы, ими по сути придумана, исходя из параметров оружия, более-менее логичной для него техники и скудных описаний часто даже не из летописей, а из романов. Некое рациональное зерно в этом, несомненно, есть - но не более того.
Но стоит помнить, что тот же Генрих Сенкевич вовсе не был современником героев своей Трилогии...))
дневник ролевика.