7 июля в России отмечают народный праздник Ивана Купала. Отмечают его и в других странах: в Белоруссии, на Украине, в Польше, в Литве и Латвии, в Финляндии и даже в Японии. Он имеет глубокие корни, уходящие в язычество. До Христианства на Руси верили в божество Купало- Бог Летнего Солнца и плодородия, и праздник был связан с летним солнцестоянием и отмечался 21 июня. С принятием Христианства праздник совместили с Рождеством Иоанна Крестителя, к тому же их даты совпадают и события перенесли на 24 июня или 7 июля по новому календарю. Новый праздник должен был вытеснить прежний, но оба праздника просто слились. Нынешние название праздник получил благодаря Иоанну Крестителю. Он крестил людей, в том числе и Христа, т.е купал их в реке Иордан, отсюда второе его имя- Купала.
Точнее торжества отмечались в ночь с 6 на 7 июля. Ночь была насыщена бурными событиями.
Важной частью праздника на Руси было массовое купание: считалось, что купальская вода такая же целебная, как и крещенская.
Так же особой частью праздника был костер на берегах рек. Его разводили от "живого" огня, т.е добытого путём трения. Разжигали огонь в сумерках и поддерживали до самого утра. Вокруг костра прыгали, водили хороводы, пели песни и устраивали танцы. Молодые пары перепрыгивали через костер взявшись за руки и если не разжимали рук, то это сулило скорое замужество.
Другой важной частью торжества были венки. В венки вставляли свечки и пускали на воду. Считалось, что если венок не потонет и свечка не погаснет, то девушку ждало замужество. Так же венки сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома.
В праздник верили в силу трав. Считалось, что травы защищают от порчи, болезней, эпидемий. Собирали травы в праздник, веря, что в этот день растения получают большую силу от солнца и земли.
В древности проводился еще один необычный обряд- публичное осуждение. Ему подвергались те, кто за год нарушил общественные правила или нравственные нормы. Громкие перебранки служили залогом того, что все обиды сгорят в купальском огне и больше не будут отравлять жизнь.
Пока одни купались и веселились, другие ходили на поиски сказочного цветка папортника. Ведь по преданию он расцветает только в эту ночь. Ради него смельчаки готовы были вступить в противоборство с нечистью, которая по сказаниям оживала в купальскую ночь. Все потому, что волшебный цветок наделял своего обладателя множеством преимуществ: человек мог понимать язык животных, видеть под толщей земли клады, открывать любые замки одним прикосновением, становиться невидимым, повелевать стихиями и злыми духами. Ради этого стоило рискнуть!
Конечно, никто не смог найти цветок папортника. Растение, размножающееся спорами, никогда не цветет. Но наши предки из-за этого особо не унывали. Верили, что и другие растения в купальскую ночь тоже обладают волшебством.
Наши предки ассоциировали папоротник с богом-громовержцем Перуном, даже называли " перунов огнецвет". Это лишь одно из многих названий папоротника, ещё его именовали разрыв-трава, чистоус, чертова борода, золотник.
Существует сказка о происхождение его названия. Однажды царь разослал приглашения посетить его всем жителям страны. Собрался туда и один крестьянин с женой и сыном. Но у них не было нарядной одежды, поэтому по дороге они зашли в лес, где ребенок испачкался разноцветными ягодами, мать украсила себя цветами, а отец сплёл венок из разных листьев и надел на шею. Семейство не ударило в грязь перед вельможами! Правитель даже поинтересовался у мальчика , что это у его отца на шее. Робкий ребенок хотел сказать: "Папин воротник", но получилось совсем неразборчиво, и царь услышал: "Папоротник".
На самом деле в основе названия лежит славянское "портъ" или греческое pteron, оба эти слова означают одно и то же - крыло. Листья папортника действительно напоминают крылья птиц.
Сегодня день Ивана Купала продолжают праздновать, но уже не так громко и скорее шутливо. Но нет-нет да и вздохнем о сказочном цветке папортника, который открывает двери к сокровищам и может указать на подземные клады.