ПЕСНИ СТАЛИ ПРОЩЕ?

103 прочитали
В британской газете The Guardian пару дней назад появилась статья, в которой рассказывается об изменениях, которые произошли в песнях с 1950 года.

В британской газете The Guardian пару дней назад появилась статья, в которой рассказывается об изменениях, которые произошли в песнях с 1950 года. Также в статье есть попытка анализа того, почему такие изменения произошли.

«Ученые говорят, что изменения, произошедшие с песнями за последние 70 с лишним лет, отчасти могут быть вызваны появлением новых жанров популярной музыки», - говорится в статье.

Когда-то в 50-е в одной из песен, исполняемой Бингом Кросби (Bing Crosby), была строчка “won’t you play a simple melody” («не сыграешь ли мне простую мелодию»)”.

Сегодня, похоже, это пожелание легко осуществляется: исследования показывают, что мелодии современных хитовых песен менее сложны, чем мелодии песен прошлых лет. Ученые говорят, что такие изменения могут – по крайней мере, частично, – быть вызваны появлением стадионного рока, диско и хип-хопа.

Мэдлин Хамильтон (Madeline Hamilton), соавтор исследования, проведённого Лондонским университом Королевы Марии, говорит, что результаты не означают, что музыка деградировала. «Я предполагаю, что другие аспекты музыки становятся всё более сложными, а мелодии – более простыми, чтобы компенсировать это», – рассуждает Хамильтон. – «В предыдущие десятилетия музыка часто создавалась с помощью ограниченного количества инструментов, что означало, что сложность, как правило, добавлялась посредством вокала. Современные же треки включают в себя множество слоев и звуковых текстур».

В статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, Хамильтон иеё соавтор доктор Маркус Пирс (Dr.Marcus Pearce) описывают, как они изучали песни, попадавшие в первую пятерку музыкального чарта синглов Billboard на конец года.

Они изучали каждый год в период с 1950 по 2022 год. Среди песен, попавших в «разбор», были:

“Heartbreak Hotel” - Elvis Presley,

“Hey Jude” - The Beatles,

“Vogue” - Madonna,

“Poker Face” - Lady Gaga,

“Irreplaceable” - Beyoncé.

Всего анализировалось восемь характеристик, связанных с высотой тона и ритмической структурой мелодий. Результаты показали, что средняя сложность мелодий со временем снижалась: два больших снижения произошли в 1975 и 2000 годах; также небольшой спад был зафиксирован в 1996 году.

Хамильтон заключила, что одним из объяснений может являться рост популярности новых музыкальных жанров: так, первый спад произошел примерно в то время, когда стали популярны стадионный рок и диско. «Падение же, произошедшее примернов 2000 году, скорее всего объясняется – по крайней мере, частично, - ростом популярности хип-хопа», - говорится в исследовании. – «Мелодии в песнях этого жанра обычно довольно простые». Небольшой спад в 1996 году, добавила Хамильтон, также может быть связан с хип-хопом, хотя ещё одним возможным фактором является появление новых цифровых технологий, которые позволили легко воспроизводить фрагменты и фразы в песнях.«Мы думаем, что это привело к увеличению количества повторов в мелодиях», - говорит исследователь.

Но упрощение мелодий, как оказалось, не обязательно отражает полную картину, происходящую с песнями. Анализ показал, что в хитовых песнях последних лет увеличилось количество нот – точнее говоря, количество нот, исполняемых в секунду, – и особенно это стало заметно начиная с 2000 года. «Если у вас мелодия с большим количеством нот в секунду, это в некотором роде ограничивает её сложность», - делает вывод Хамильтон. – «Ведь, на самом деле, если вы поёте медленную песню, то вы можете использовать более неожиданные интервалы, делать больше мелодических нюансов».

Интересный момент: команда исследователей также заявила, что исследования не выявили никаких признаков изменения«тембрального или гармонического состава музыки с 1960 года». По словам Хамильтон и её коллег, это может быть связано с тем, что в новом исследовании рассматривались только лидеры хит-парадов. «Мы понимаем, что в будущих исследованиях необходимо расширять аналитический спектр, включая в него больше аспектов, характеризующих музыку», - говорит она. – «В данный момент мы собираемся добавить в рассмотрение аккордные сетки. Мы также хотим включить в исследование больше песен, чтобы посмотреть, сохраняется ли тенденция в отношении мелодий для более широкого круга музыкальных произведений».

Понятно, что подобные исследования не являются «истиной в последней инстанции», но толк от них какой-то, как мне кажется, всё-таки есть…