178,2K подписчиков

Иван Грачев: «Главы ШОС выкинут с территории Евразии все внешние неевразийские силы»

718 прочитали

Договорятся ли РФ и Китай по «Силе Сибири-2» и почему премьер-министр Индии не приехал в Астану

«Наши корабли караулят, чтобы украинцы не взорвали потоки, по которым в Турцию поставляется газ, а Турция тем временем Украине поставляет оружие. Тем не менее встреча Путина с Эрдоганом на саммите ШОС — образчик того, какие накопившиеся сложные проблемы пытается решать организация», — пишет главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. В статье для «БИЗНЕС Online» постоянный автор газеты подводит итоги прошедшего на этой неделе саммита ШОС в Астане, объясняет, зачем в организацию принимают Беларусь и почему Польша «мечтает» стать главным транспортным хабом «на переходе» от Востока к Западу.

   «На этой неделе в Астане состоялся саммит лидеров стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС)».   
Фото: kremlin.ru
«На этой неделе в Астане состоялся саммит лидеров стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС)». Фото: kremlin.ru

Зачем создавали ШОС

На этой неделе в Астане состоялся саммит лидеров стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Чтобы была понятна динамика ее формирования, напомню, что изначально в 1996 году была основана «Шанхайская пятерка», в которую входили Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия. У англосаксов есть теория: кто господствует в Евразии — тот господствует в мире. Обычно ее придерживался Збигнев Бжезинский. Поскольку наша страна на момент создания «Шанхайской пятерки» была в очень тяжелом состоянии и в военном, и в экономическом, и в моральном планах, все тогда бежали наперегонки к Западу. В том числе и Центральная (по-нашему, Средняя) Азия.

РФ ничего противопоставить этому процессу тогда не могла. Присоединиться к Китаю было приемлемым, но на тот момент не из самых хороших решений, да и хороших решений у нас тогда не было в вопросах сохранения контактов с Средней Азией с хоть какой-то перспективой на будущее. В 2001-м, который считается уже годом образования ШОС в нынешнем виде, в объединение вступил Узбекистан, но никаких принципиальных изменений не произошло, только название сменилось.

Радикально положение вещей поменялось в 2017-м, когда в объединение вступили Индия и Пакистан. Это штука важная, поскольку, если бы организация была чисто китайской, никогда, ни при каких обстоятельствах Индия бы в ШОС не вошла. Формирование же сдвоенного второго мирового полюса с такими центрами, как Россия и Китай, придало организации дополнительную гибкость, позволив принять одновременно таких противников, как Пакистан и Индия. С этого момента в ШОС собрался весь экономический и военный «крупняк» Азии.

Совершенно очевидным было то, что такой альянс рано или поздно будет ставить задачи как минимум евро-азиатские, как максимум глобальные. Вначале общеполитическую, а потом практическую версию использования ШОС для решения масштабных задач делает актуальной возврат к идее РИК (Россия — Индия — Китай) как ядра объединения и основы эффективной работы организации, о чем я писал в прошлой своей статье. Это во-первых.

Во-вторых, то, о чем говорил Владимир Путин в своих недавних выступлениях (скорее всего, у него уже был разговор на эту тему с китайским лидером Си Цзиньпином): если мы хотим хоть какого-то порядка в биполярном мире, начинать надо с обеспечения, насколько это возможно, порядка и безопасности в Евразии. Это логично с учетом положения России и Китая. Для этого ШОС — лучшая из возможных организаций, лучшее из того, что имеется для решения такой задачи.

Польша призадумалась, как ей устраиваться в мире, где безопасность будет устанавливать блок ШОС

Если говорить о безопасности, самый важный пункт в повестке ШОС-2024 — вступление в организацию Беларуси. В МИД Казахстана отметили, что решение о завершении процедуры приема Беларуси в члены ШОС и предоставлении ей статуса государства — члена организации станет «историческим», передает ТАСС. Ожидаемое принятие Беларуси, которая граничит с Евросоюзом, «подчеркивает, насколько за последние несколько лет изменились задачи ШОС». Такую точку зрения, разделяемую многими западными СМИ, выразила эксперт по внешней политике Китая Ева Зайверт, работающая в берлинском Институте изучения Китая им. Меркатора. «В отличие от Ирана, принятие Беларуси не принесет существенного расширения экономического и военного сотрудничества. Потому я могу утверждать, что это в большей степени геополитический шаг», — отметила она.

Казалось бы, Беларусь не самая большая страна, но значимо то, что она принципиально европейская, от Азии в ней ничего нет. Ее вступление в ШОС прямо фиксирует движение в сторону установления порядка и безопасности на базе принципов ООН на всей территории Евразии.

Характерный момент, что незадолго до саммита ШОС глава Польши Анджей Дуда поспешил к главе КНР Си, и англоязычные эксперты утверждают, что Дуда во время визита клялся и божился, что его страна будет верным сторонником инициативы «Один пояс — один путь». И это несмотря на то, что Польша — всем известный верноподданный сателлит США.

Мне давно было любопытно, как Польша станет изворачиваться в биполярном мире. Так вот, западная пресса пишет, что поляки мечтают быть главным транспортным хабом на переходе от Востока к Западу. Интересно как, ведь попасть в Польшу можно только через Россию, Украину или Беларусь. Так что визит Дуды к Си, судя по всему, означает, что Польша очень сильно призадумалась, как ей устраиваться в мире, где в значительной степени порядок и безопасность будет устанавливать блок ШОС, центром которого, вероятнее всего, станет РИК.

С территории Евразии надо выкинуть все внешние неевразийские силы

По итогам саммита в Астане ожидается подписание 24 различных документов, главным из которых должна стать Астанинская декларация. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил прессе, что в ней лидеры государств ШОС обратятся к планете с новой парадигмой безопасности. По словам казахских экспертов, декларация отразит «консолидированные подходы» стран-участниц по актуальным региональным и международным проблемам, включая вопросы безопасности, установления прочного долгосрочного мира, экономического сотрудничества и охраны окружающей среды.

Я полагаю, основная суть документа в том, что на территории Евразии сами евразийцы будут устанавливать порядок в соответствии с законами, выбранными ООН. Думаю, контактируя напрямую, главы ключевых стран ШОС договорятся о том, что с территории Евразии надо выкинуть все внешние неевразийские силы. Примечательно, что все лидеры коалиции подчеркивают, что организация будет поддерживать именно ооновские принципы, а не какой-то порядок, основанный на их правилах. Потому на ШОС пригласили генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша.

Думаю, помимо главного документа, в котором будут зафиксированы базовые принципы и задачи ШОС и который будет иметь решающее значение для последующих ходов, в рамках двусторонних встреч лидеры альянса постараются по максимуму обсудить между собой наболевшие вопросы.

   «В ходе ШОС Путин встретился с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом».   
Фото: © Gavriil Grigorov/Kremlin Pool / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com/
«В ходе ШОС Путин встретился с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом». Фото: © Gavriil Grigorov/Kremlin Pool / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com/

Пока Путин и Эрдоган ведут переговоры, Турция поставляет оружие Украине

В ходе ШОС Путин встретился с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. К сожалению, проблем между нашими странами возникло довольно много (с платежами, с поставками для строительства атомной электростанции «Аккую» и не только). Естественно, всю часовую беседу президентов не разглашают, но из того, что дошло до СМИ, очевидно, что Турция пытается вырулить так, чтобы она и к антироссийским санкциям присоединилась, и в то же время вела с нами совместные проекты.

Эрдоган не зря упомянул и потоки газа, и строительство АЭС «Аккую», и сооружение АЭС в Синопе, а также говорил о доведении товарооборота до $100 млрд, признавая, что сейчас из-за определенных трудностей он упал до $55 миллиардов. Взять, к примеру, ситуацию с «Аккую». Там среди поставщиков необходимых материалов для строительства проекта есть и представители западных стран, которые начинают нарушать все обязательства. При этом Россия обещала все построить вовремя и старается выполнить обещания.

Или по газу. Наши корабли караулят, чтобы украинцы не взорвали потоки, по которым в Турцию поставляется газ, а Турция тем временем Украине поставляет оружие. Тем не менее лидеры России и Турции ведут диалог. Президент Путин не отказывается и от поездки в Турцию. Его встреча с Эрдоганом — образец того, какие накопившиеся сложные проблемы пытаются решать на конференции ШОС.

Но не только Путин так поступает. Си кучу договоров подписал с Токаевым. Взаимоотношения Китая с Казахстаном требуют отдельного анализа, касающегося и логистики, и энергетики, хай-тек, технологической привязки Казахстана к Китаю. Для России, безусловно, представляет интерес то, что в данном плане делается. Это еще один пример того, что будет обсуждаться участниками встреч в двухстороннем порядке.

О чем Китай и Россия договорились по «Силе Сибири – 2»

Что касается Путина и Си, несмотря на то что на встрече лидеров стран ШОС присутствовали вице-премьер России Александр Новак, зампредседателя правительства РФ Алексей Оверчук с нашей стороны, а также их китайские коллеги, по тому, как шел разговор, складывается впечатление, что многие вопросы Китай и Россия в целом решили еще в мае. А эта встреча была скорее закрепляющей и в большой степени ритуальной.

Лидеры России и Китая дали указания ответственным компаниям двух стран согласовать условия поставки газа по «Силе Сибири — 2» «в возможно короткие сроки», заявил, общаясь с журналистами, Новак. Этот же вопрос Путин обсуждал и с главой Монголии, через территорию которой предполагается поставка до 50 млрд куб. м газа в год из ресурсов Западной Сибири в Китай.

Российский президент отметил, что РФ и КНР «последовательно» реализуют план развития экономического сотрудничества до 2030 года, что по различным направлениям расширяются гуманитарные обмены, растет взаимный туристический поток. «В прошлом году он составил свыше 1,2 миллиона поездок. А в январе — мае текущего года только каналом безвизового группового туризма воспользовались более 260 тысяч человек», — озвучил цифры Путин. Он также напомнил, что ждет Си Цзиньпина на саммите БРИКС в Казани.

Примечательно, что на встречу стран ШОС не поехал индийский премьер-министр Нарендра Моди. Одна из формальных причин в том, что у него нет твердого большинства в парламенте и ему надо как-то организовывать правительство с учетом того, что позиции его не так крепки, как раньше.

«Хотя Моди не будет присутствовать на саммите ШОС, Индия не хочет сужать свои возможности и полностью отказываться от участия в форуме. Перед саммитом ШОС в Астане Моди беседовал с президентом Казахстана Токаевым, выразил неуклонную поддержку ШОС со стороны Индии и пожелал удачи участникам саммита», — пишет индийское издание The Federal. С российским президентом Моди планирует поговорить тет-а-тет, когда приедет в Москву 8 июля, сообщает индийская пресса. На мой взгляд, важен факт того, что он собирается в Россию. И, думаю, основные вопросы он намерен решать в Москве.

В сумме, я думаю, этот саммит ШОС полезен и для России, и для других стран-участниц. Астанинская декларация станет общефилософским документом, который будет иметь весьма серьезные последствия для Евразии.

Иван Грачев

Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции