62,1K подписчиков

Царь, псалмопевец и пророк

250 прочитали

Автор nekojiru

Лоренцо Монако. Давид. 1408 г.
Лоренцо Монако. Давид. 1408 г.

Мальчик-пастух, ставший царем Израиля, сложная и противоречивая фигура в Ветхом Завете. Его жизнь была полна приключений, он прошел путь от главаря шайки разбойников до государственного деятеля. Давид в годы своего правления объединил Израиль и перенес столицу в Иерусалим. Это значимая фигура в искусстве, творцы во все века уделяли немало внимания этому персонажу, и если вам приходит на ум только его поединок с Голиафом, давайте вспомним, какие еще сюжеты с участием Давида распространены в живописи и скульптуре.

1. Давид, помазываемый Самуилом.

Шнорр фон Карольсфельд Юлиус. Помазание Давида
Шнорр фон Карольсфельд Юлиус. Помазание Давида

Этот сюжет придется начать издалека. Юность пророка Самуила пришлась на неспокойное время - вновь израильтяне потерпели поражение от филистимлян (негодники-филистимляне еще и захапали в этот момент святыню, Ковчег Завета. Это важно упомянуть). Все эти несчастья произошли, конечно, из-за морального и духовного падения народа израилева. Самуил собрал всех на покаяние, моральный дух подрос и филистимляне были свергнуты. Самуил в качестве верховного судьи стал править освобожденным народом, но передать власть сыновьям не смог - эти ребята были безнравственны и вообще так себе, видимо, мудрому Самуилу было не до родительских обязанностей. Тогда Господь избрал на царство Саула и Самуил его помазал. Но долгое правление человека непременно развращает, Саул тоже впал в грех.

Помазание Давида Самуилом. Фреска лоджии Рафаэля дворца понтифика в Ватикане, 1519
Помазание Давида Самуилом. Фреска лоджии Рафаэля дворца понтифика в Ватикане, 1519
«Доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя» (1Цар. 16:1)

Упомянутый Иессей был отцом Давида, сыновей у него было немало, человек семь. Младшего, пастушка Давида, он не спешил предъявлять пророку, но тот, забраковал всех старших, поняв, что избранником Бога оказался именно младший.

Самуил помазывает Давида на царство (Парижская псалтырь)
Самуил помазывает Давида на царство (Парижская псалтырь)

2. Давид, играющий на арфе.

Лукас ван Ленден. Давид играет перед Саулом. 1646 г.
Лукас ван Ленден. Давид играет перед Саулом. 1646 г.

Дух Господень перешел после помазания на Давида, а Саул остался наедине со злыми духами, которые вгоняли его в беспросветную тоску. Чтобы как-то справиться со сплином, царь Саул повелел разыскать себе искусного музыканта. Разыскали Давида, и тот утешал Саула богоугодными песнопениями.

Есть немало изображений уже великовозрастного Давида, играющего на разных струнных инструментах: арфе, киноре, лире. Любовь к поэзии и музыке царь сохранил на всю жизнь.

3. Давид, убивающий льва и медведя.

Снова напали на израильтян надоедливые филистимляне, царь Саул отправил придворного музыканта восвояси и стал собирать армию. Оба войска расположились стенами друг против друга, не решаясь напасть, но один филистимлянин богатырского телосложения и не меньшего самомнения известный как Голиаф заявил:

«Зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами…» (1Цар. 17:8–9).

Саул посулил победителю огромное денежное вознаграждение, налоговые послабления и руку старшей дочери. Желающих вступить в поединок не нашлось. Думаю, последний пункт был уж очень спорный. Давид, пришедший проведать братьев, которые служили в войске Саула, вызвался поучаствовать.

“И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из-за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином.
И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей.
И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада,
то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его;
и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго.” (1Цар. 17:32–36)

Собственно, про взаимоотношения львов и медведей с Давидом больше ничего не написано, но средневековым скульпторам и миниатюристам сюжет понравился и они его творчески развили.

4. Давид и Голиаф.

а) Битва

Историю этого поединка все знают: мощный Голиаф, облаченный в панцирь и медные наколенники, вооруженный огромным мечом, и щуплый Давид, отказавшийся от тяжеловесной, сковывающей движения брони, и на битву захвативший лишь камни и свою пращу. Кстати, и художники, и скульпторы иногда ошибочно изображали Давида в доспехах. Голиаф посмеялся над противником, но Давид недолго думая заметелил ему в башку камнем, Голиаф рухнул, а Давид выхватил меч Голиафа из ножен и отрубил хвастливому филистимлянину голову.

б) Триумф Давида.

ногда эДавид возвращается с поля битвы, его с восторгом встречают сограждане, герой на копье или мече несет голову Голиафа. Итот сюжет трактовался художниками как прообраз Входа Христа в Иерусалим.

5. При дворе Саула.

Конечно, после столь доблестного подвига народный герой оказался при дворе. А тут еще и брак с царской дочерью маячил. Как-то Давид сумел отмотаться от старшей дочери и женися на младшей, Мелхоле, которой, видимо, он искренне нравился, ведь она помогла ему бежать. Бежать Давиду пришлось, потому что Саул возненавидел Давида за его неслыханную популярность в народе и задумал убить героя. Об этом предупредил Давида сын Саула Ионафан, а жена Мелхола посодействовала с побегом.

6. Приношение Авигеи.

Скрываясь от царя Саула в горах, Давид сколотил настоящую шайку, которая добывала себе пропитание “военными методами”. Как-то в горах встретил Давид жену богатого землевладельца Авигею, он устроился на службу к землевладельцу Навалу, но когда пришло время платить, то муж Авигеи отказался сие делать. Давид пообещал вернуться вместе со всей шайкой и всех переубивать. Авигея набрала всяких вин, яств и скота и отправилась уговаривать разбойников смилостивиться. Давид с бандой смилостивились, вернувшись домой Авигея обнаружила, что мужа ее разбил паралич - божья кара и все такое. Через семь дней злой Навал помер, а счастливая вдова, собрав служанок, потрусила вслед за Давидом и стала его женой, поправив изрядно расшатанное финансовое положение Давида.

Утомившись метаться по горам и пустыням, Давид поступил на службу филистимлянскому царю Анхусу и уже под царскими знаменами нещадно гонял и грабил бедуинов. В это время царь Саул потерпел сокрушительное поражение от филистимлян, его три старших сына, включая приятеля Давида Ионафана, были убиты, Саул же покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч.

Давиду приносят новость о смерти Саула. Миниатюра Жана Фуке из рукописи «Иудейских древностей» Иосифа Флавия (1470)
Давиду приносят новость о смерти Саула. Миниатюра Жана Фуке из рукописи «Иудейских древностей» Иосифа Флавия (1470)

7. Давид, пляшущий перед Ковчегом.

После гибели Саула часть израильских старейшин поддержала его четвертого сына Иевосфея, а другая часть - помазанного ранее Давида. Началась гражданская война, продлившаяся 7 лет. Победу одержал Давид. Филистимляне, узнав, что их вассал стал царем Израиля, решили поймать его и наказать, как мятежника. В результате Давид разгромил их на голову и вернул упомянутый ранее Ковчег Завета. Так Давид обрадовался возвращению святыни, что скакал вокруг, не стесняясь народа, в исподнем. Он не стеснялся, а вот его первая жена, Мелхола, расстроилась, что ее избранник так недостойно себя ведет.

“Мелхола, дочь Саула, вышла к нему навстречу, [и приветствовала его] и сказала: как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек!” (2Цар. 6:20–21)

Давид сразу ее разлюбил, у него к тому моменту жен было пруд пруди. У Мелхолы не было детей, что с теми возможностями родовспоможения, возможно, значительно упростило и продлило ее жизнь.

8. Давид и Вирсавия.

Шнорр фон Карольсфельд Юлиус. Давид и Вирсавия.
Шнорр фон Карольсфельд Юлиус. Давид и Вирсавия.

Еще один сюжет, полюбившийся художникам, история любви Давида и Вирсавии. Хотя какая там любовь. Давид прогуливался по крыше своего дворца и озирал владения. Заметил он купающуюся красивую женщину и велел привести мадам к нему в опочивальню, не сильно смутившись, что у нее имелся муж, Урия Хеттеянин, военачальник, который как раз находился в зоне боевого соприкосновения. Вирсавия забеременела от Давида сразу же и царь стал ломать голову, как замести следы преступления. И осенила его гениальная мысль, Давид вызвал Урию на доклад о делах военных, а также предложил ему отпуск на пару дней. С женой время провести. Урия отверг сие предложение, сказав, что негоже отдыхать и с бабами тешиться, когда товарищи в бою гибнут, и ускакал сражаться дальше. Давид остался озадачен, надо было решать проблему иным способом. Он написал командиру Урии, чтобы такого доблестного воина отправили, например, в отряд какой штурмовой на самое горячее направление. Там Урия и погиб, Вирсавию Давид забрал себе. Она, кстати, стала матерью Соломона. За эту проделку досталось тогда Давиду от пророка Нафана.

В одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил её для человека, который пришел к нему.
Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек. (2Цар. 12:1-7)

Пророк Нафан обличает Давида. Парижская псалтырь.
Пророк Нафан обличает Давида. Парижская псалтырь.

9. Давид и Авессалом.

Драматичные отношения сложились у Давида с одним из сыновей - Авессаломом. Началось все с того, что старший брат Амнон изнасиловал сестру Авессалома по имени Фамарь. Тут стоит уточнить, жен много, а Давид один. Амнон от одной жены, а Фамарь и Авессалом - от другой. Авессалом задумал отомстить Амнону, тем более, что тот вовсе остался безнаказанным. Задумано - сделано. Авессалом пригласил брата на какое-то религиозное мероприятие и последующую пьянку, тот с удовольствием согласился. Не знал наивный Амнон, что из шатра Авессалома ему уже не выйти. После убийства Авессалом бежал, но со временем отец с сыном примирились.

Николло де Симоне. Пир Авессалома
Николло де Симоне. Пир Авессалома

Через какое-то время Авессалом поднял восстание против Давида, решив что тот дюже засиделся на троне. Восстание было подавлено, а сам Авессалом погиб самым позорным образом. Он убегал от преследователей на коне, муле или осле, но его длинные волосы запутались в ветвях дерева. Бездушная скотина побежала дальше, а всадник так и остался висеть, дожидаясь своих убийц. Точнее, убивать Авессалома Давид запретил, но это не помешало им пронзить царского сына стрелами.

Автор nekojiru Мальчик-пастух, ставший царем Израиля, сложная и противоречивая фигура в Ветхом Завете.-21

В жизни царя Давида немало приключений, это перечень самых основных и наиболее часто встречающихся в искусстве.
Заходите в наш телеграмм
t.me/...rik