46,1K подписчиков

Образы на воде, буквы в языках пламени… Чудеса Ивана Купалы в ретроснимках

Летнее солнцестояние и наивысший расцвет природы — эти вещи олицетворяет отмечаемый белорусами и всеми восточными славянами 7 июля народный праздник Купалье (Иванов день или Ивана Купала).

Летнее солнцестояние и наивысший расцвет природы — эти вещи олицетворяет отмечаемый белорусами и всеми восточными славянами 7 июля народный праздник Купалье (Иванов день или Ивана Купала).

По мнению ряда историков и этнографов, культурологов Купалье имеет дохристианские корни, однако позже вплетается в христианскую канву и соотносится с образом Иоанна Крестителя, который «окунал», «купал» новообращенных христиан в воде. Празднество, сохранившееся в наиболее архаичном виде на северо-западе Украины и на белорусском Полесье (включая юг Минщины), вбирает в себя массу обрядов, связанных с растениями, водой, огнем и травами. Окунитесь в этот волшебный мир мифов и сказок, опираясь на снимки Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов.

Купалье в Вязынке, Е.К. Козюля, Молодечненский район Минской области, июль 1982 г. С древних времен Купалье считался одним из самых «молодежных» праздников: на белорусском Полесье избирали самую красивую девушку и обряжали ее в гирлянды из цветов и трав: та с завязанными глазами раздавала избравшим ее заранее приготовленные венки, по которым гадали о будущем участников действа.
Купалье в Вязынке, Е.К. Козюля, Молодечненский район Минской области, июль 1982 г. С древних времен Купалье считался одним из самых «молодежных» праздников: на белорусском Полесье избирали самую красивую девушку и обряжали ее в гирлянды из цветов и трав: та с завязанными глазами раздавала избравшим ее заранее приготовленные венки, по которым гадали о будущем участников действа.
Народный праздник Купалье в Заславле в разгаре, Е.Ф. Коктыш, Минская область, июль 1980 г. Согласно поверьям найденный цветок папоротника помогал овладеть нечистой силой, понимать ее, поэтому образы последней часто разыгрывались участниками празднества.
Народный праздник Купалье в Заславле в разгаре, Е.Ф. Коктыш, Минская область, июль 1980 г. Согласно поверьям найденный цветок папоротника помогал овладеть нечистой силой, понимать ее, поэтому образы последней часто разыгрывались участниками празднества.
Костер на Купалье, В. Межевич, Минская область, июль 1989 г.
Костер на Купалье, В. Межевич, Минская область, июль 1989 г.
Юная пара — участники народного праздника Купалье, В. Межевич, июль 1989 г. В ночь на Ивана Купалу выбирались «суженые» и совершались брачные обряды: прыгали через костер взявшись за руки, обменивались венками, символами девичества, пары искали цветущий папоротник и купались в утренней росе.
Юная пара — участники народного праздника Купалье, В. Межевич, июль 1989 г. В ночь на Ивана Купалу выбирались «суженые» и совершались брачные обряды: прыгали через костер взявшись за руки, обменивались венками, символами девичества, пары искали цветущий папоротник и купались в утренней росе.
Участницы праздника Купалье в парке культуры и отдыха города Любань, «Голас Любаншчыны», Минская область, 6 июля 2021 г. Купалье у восточных славян имело резко выраженную «женскую» направленность, было посвящено интересам будущего замужества и материнства: в этот день «опахивались сельские дороги, чтобы «сваты скорее приезжали», или прокладывали борозду к дому парня, чтобы он «быстрее посватался». Эти обычаи в стародавние времена имели не просто символический, но и самый практический характер.
Участницы праздника Купалье в парке культуры и отдыха города Любань, «Голас Любаншчыны», Минская область, 6 июля 2021 г. Купалье у восточных славян имело резко выраженную «женскую» направленность, было посвящено интересам будущего замужества и материнства: в этот день «опахивались сельские дороги, чтобы «сваты скорее приезжали», или прокладывали борозду к дому парня, чтобы он «быстрее посватался». Эти обычаи в стародавние времена имели не просто символический, но и самый практический характер.
Участницы народного праздника Купалье плетут венки у костела Божьей Матери Ружанцовой и Святого Доминика в деревне Раков, Воложинский район, Минская область, А. Хитров, БелТА, 23 июня 2008 г. Во время праздника венок чаще всего уничтожали: бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома, относили на кладбище и так далее. Иногда венок сохраняли, используя для лечения, защиты полей и огородов от осадков и вредителей.
Участницы народного праздника Купалье плетут венки у костела Божьей Матери Ружанцовой и Святого Доминика в деревне Раков, Воложинский район, Минская область, А. Хитров, БелТА, 23 июня 2008 г. Во время праздника венок чаще всего уничтожали: бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома, относили на кладбище и так далее. Иногда венок сохраняли, используя для лечения, защиты полей и огородов от осадков и вредителей.
Народный праздник Купалье в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта в Озерце Минского района, Е. Мазурчик, газета «Прысталiчча», 9 июля 2022 г. На Купалье через костры не только прыгали, но ладили и очищающие костры: молодежь стаскивала со всего села огромное количество хвороста и устраивала высокую пирамиду, в центре которой возвышался шест, на него насаживали колесо, смоляную бочку, череп коня, коровы. Символ высокого шеста, с установленным на нем колесом, в целом соотносился с универсальным образом мирового дерева Иггдрасиля, характерного и для германо-скандинавской мифологии.
Народный праздник Купалье в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта в Озерце Минского района, Е. Мазурчик, газета «Прысталiчча», 9 июля 2022 г. На Купалье через костры не только прыгали, но ладили и очищающие костры: молодежь стаскивала со всего села огромное количество хвороста и устраивала высокую пирамиду, в центре которой возвышался шест, на него насаживали колесо, смоляную бочку, череп коня, коровы. Символ высокого шеста, с установленным на нем колесом, в целом соотносился с универсальным образом мирового дерева Иггдрасиля, характерного и для германо-скандинавской мифологии.
Художник по металлу из Фаниполя Дзержинского района Минской области В. Каноник у своей работы «Вилейское Купалье», изготовленного из металлолома и установленной на автозаправке «Беларуснефть — Минскоблнефтепродукт» в родном регионе, газета «Узвышша», июнь 2022 г. Русалки — завсегдатаи восточнославянских мифов — были особенно активны на Ивана Купала: они якобы кидались в людей камнями, щекотали до смерти и топили, по другим легендам — соблазняли молодых парней, заманивали их на глубину.
Художник по металлу из Фаниполя Дзержинского района Минской области В. Каноник у своей работы «Вилейское Купалье», изготовленного из металлолома и установленной на автозаправке «Беларуснефть — Минскоблнефтепродукт» в родном регионе, газета «Узвышша», июнь 2022 г. Русалки — завсегдатаи восточнославянских мифов — были особенно активны на Ивана Купала: они якобы кидались в людей камнями, щекотали до смерти и топили, по другим легендам — соблазняли молодых парней, заманивали их на глубину.

Автор: Андрей Мегас