Глаза имеют особое значение в искусстве различных времен и культур, часто символизируя различные аспекты человеческой природы и мира в целом. Например, в египетском искусстве глаз имел божественное знание и защиту, изображаясь как глаз Хоруса или глаз Ра. В исламском искусстве глаз в виде служит защитой от злых духов и сглаза. В японской культуре использовался в печатях и иконах как символ защиты и удачи. В античных греческих и римских скульптурах тоже часто можно заметить огромное внимание уделённое глазам, но сейчас они выглядят «пустыми» - без зрачков или иных деталей, которые придают реалистичность. Почему же такое произошло?
Долгое время преобладало мнение, что античные скульптуры дошли до наших дней в неизменном виде. Мастера классицизма, стремясь к подражанию непреклонной цветовой палитре и величественной холодности мраморных статуй, были убеждены, что таким образом они воссоздают подлинность древних произведений.
Тем не менее, исследования показали, что мастера Древней Греции не оставляли свои творения лишенными жизни — напротив, они придавали им цвет. Исследователи девятнадцатого века обнаружили на статуях девушек остатки краски, указывающие на то, что волосы, губы и глаза были окрашены. С применением рентгеновских и ультрафиолетовых исследований было подтверждено, что статуи были окрашены, и благодаря современным технологиям удалось воссоздать первоначальный цветовой облик скульптур.
Со временем доказательства окрашивания были найдены и на других античных скульптурах. В начале двадцать первого века немецкие исследователи предприняли попытку восстановить первоначальный облик дюжины мраморных скульптур, что привело к созданию выставки, названной «Пестрые боги», демонстрирующей яркость и разнообразие цветов, которыми были украшены древние изображения божеств.
В отличие от мраморных изваяний, глаза бронзовых статуй древней Греции часто были не просто нарисованы, а вставлены в виде инкрустаций. В 1972 году у побережья Калабрии были подняты бронзовые статуи, известные как «воины из Риаче». Эти статуи имели высокое художественное качество и были выполнены с большим мастерством. Однако, в результате времени и воздействия окружающей среды, из статуй выпали оригинальные глаза, которые, как предполагается, были сделаны из кристаллов или стекла. Пустоты, оставшиеся вместо глаз, свидетельствуют о том, что в свое время в этих местах были использованы материалы более хрупкие и подверженные разрушению. Это историческое открытие помогло лучше понять технику и подходы мастеров того времени к созданию самих скульптур.
Мнение о том, что древнегреческие скульптуры были лишены цвета и глаз, является заблуждением. Древние греки, мастера своего дела, придавали большое значение взгляду, вдыхая жизнь в свои творения с помощью красочных деталей. Все статуи античности изначально украшались яркими красками, включая глаза, но со временем эти цвета исчезли, оставив после себя лишь бледные оттенки.
Малоизвестный, но весьма значимый аспект античной скульптуры заключается в том, что большинство мраморных статуй, известных сегодня, являются римскими копиями, созданными по знаменитым греческим оригиналам. Самих греческих скульптур, высеченных из камня, сохранилось крайне мало. Это связано с тем, что древние греки предпочитали использовать мрамор не для создания статуй, а для отделки зданий. В качестве основного материала для скульптур они выбирали бронзу — материал, который был не только дороже, но и обладал большей прочностью и пластичностью, позволяя художникам воплощать более сложные и выразительные идеи. Бронзовые статуи часто украшались золотыми элементами и деталями из слоновой кости, а в качестве глаз использовались кристаллы или драгоценные камни.
Со временем многие из этих бронзовых произведений искусства были утрачены. Сегодняшние бронзовые статуи, дошедшие до нас, часто имеют пустые глазницы — следствие действий вандалов, которые вырывали вставленные драгоценности. Кроме того, количество сохранившихся статуй сильно сократилось из-за того, что в периоды войн и разграблений греческие города лишались своих бронзовых сокровищ, которые отправлялись на переплавку.
Однако, спасенные от времени древнегреческие скульптуры, хоть и весьма редки, были обнаружены археологами в местах древних морских катастроф. Благодаря тому, что до них не смогли добраться ни охотники за античными драгоценностями, ни простые вандалы, сегодня имеется уникальная возможность любоваться их великолепием и глубиной мысли. Изучение фотографий этих статуй позволяет по-новому взглянуть на искусство древних греков. Особенно впечатляет точность и детализация изображения глаз.
Бронзовая статуя Эфеба, созданная в триста сороковом году до нашей эры, является удивительным образцом древнегреческого искусства. Особенно привлекает внимание детальная работа над глазами статуи, выполненными из карнеола и янтаря. Этот материал придает глазам особую глубину и выразительность. Бронзовые ресницы дополняют образ, придавая ему изящность и реализм. В целом, статуя излучает удивительную живость и эмоциональную глубину, что делает ее одним из величайших произведений искусства древней Греции.
Бронзовая скульптура возничего, хранящаяся в коллекции дельфийского археологического музея, привлекает внимание своими уникальными деталями. Особенно выделяется изысканная радужка глаз этой фигуры, которая выполнена из оникса, придавая ей особую глубину и выразительность. Головной убор возничего украшен серебряной инкрустацией, что придает скульптуре элегантность и изысканность. Возможно, он был также дополнен драгоценными камнями, хотя точная информация об этом отсутствует. В целом, эта скульптура представляет собой прекрасный пример древнего искусства и тщательной проработки деталей.
Ресницы и губы, выполненные из меди, добавляют изображению выразительности. Одно из самых значимых археологических открытий второй половины двадцатого века произошло в 1959 году в порту Пирей, Греция, где во время ремонтных работ канализационной системы были найдены несколько упакованных бронзовых статуй, предположительно предназначенных для морской транспортировки. Среди них особо выделяется статуя Афины высотой почти два с половиной метра с сохраненными янтарными глазами и тонко проработанными бронзовыми ресницами.
Исследователи обнаружили отдельную голову статуи философа в районе острова Антикитера. Особенностью этой находки является то, что глаза статуи выполнены из стекловидной массы, а радужные оболочки были изготовлены из бледной шпинели. Это говорит о том, что мастера, создавшие эту статую, использовали различные материалы и техники для придания реалистичности и выразительности портрету философа. Найденная голова является одним из ключей к раскрытию тайны истории глаз древних статуй и частично проливает свет на культуру и искусство, которые присущи тому времени и месту, где она была создана.
Это касается мраморных скульптур, то существуют редкие экземпляры с глазами, инкрустированными полудрагоценными камнями, хотя их количество в мире не превышает десяти. В то время как большинство античных произведений искусства смотрят с высоты своих постаментов, имея белые, лишённые жизни глаза.
>>>> Идеи для жизни | NOVATE.RU <<<
Драгоценный камень камню рознь - 10 причин, по которым бриллианты не настолько ценные, как все думают
Источник: https://novate.ru/blogs/040624/69841/