449,7K подписчиков

Воспитание детей. Спок или собственные традиции и опыт?

112 прочитали
В рабочем графике президента Путина - встреча с семьями-финалистами всероссийского конкурса. Это семейный масштабный проект, участников больше полумиллиона, более 100 000 семей подали заявки.

В рабочем графике президента Путина - встреча с семьями-финалистами всероссийского конкурса. Это семейный масштабный проект, участников больше полумиллиона, более 100 000 семей подали заявки. Финал с 5 по 8 июля. 30 самых сплоченных семей получат сертификат на улучшение жилищных условий, 300 семей-финалистов (кто не победит) получат путевки на путешествия. Очень большой проект, большое внимание со стороны государства уделяется укреплению семьи. Мне понравилось предложение Министерства просвещения, которое планирует принять новые рекомендации по воспитанию детей «от 0 до 18 лет» на каждый день. Минпросвещения совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания готовится представить специальное методическое пособие в помощь родителям. По мнению министра просвещения С.С. Кравцова, это поможет семьям спокойно принимать решение о рождении второго и последующих детей. Я вспоминаю, что в 1990-е годы у всех молодых мамочек на полке стояла книга американского педиатра Бенджамина Спока. Потому что папы, дедушки, бабушки работали, а мамы занимались воспитанием детей по американской методике. Спустя много лет у нас решили выпустить свою большую рекомендацию.

Сергей Михеев: Как идею я поддерживаю - это методические указания родителям. Родители более молодых поколений часто находятся в растерянности: «Что делать?», «Куда бежать?», «Чем заниматься?», «Как планировать?» И на этом фоне обращаются, в первую очередь, к зарубежной литературе, а отечественной литературы по педагогике, к сожалению, стало очень мало. Хотя у нас есть классические образцы педагогики, которые признаны во всем мире: Сухомлинский, Макаренко и много других авторов. У нас их почему-то забыли, зато перегрузили друг друга новомодными книжками на эту тему с указаниями западного образца.

Самая популярная в России книга по воспитанию детей называлась «Ребенок и уход за ним» Спока. Она была «настольной книгой для родителей XXI века»: все её читали, это было модно. Но потом мнения с американцами разошлись, потому что автор писал: «Если ребенок плачет, то накормите его - пусть будет нарушен график кормления. Если ребенок не может или не хочет что-то делать, то не заставляйте его это делать». То есть пускайте на самотек.

Сергей Михеев: Полная свобода с нуля лет, а дальше - что вырастет, то вырастет! По поводу Спока пусть спорят специалисты. Я тоже слышал подобные советы, но в жизни они не работают или «работают», но с негативными последствиями. Мне могут возразить и сказать, что идеальных методик не бывает. Да, это так. Но, во-первых, есть традиция; а во-вторых, есть опыт.

Идея интересная, правильная. Теперь важно, чем она будет наполнена. Как бы не получилось, что рекомендации наши, а наполнены опять Споками без ссылки на авторов! Наши советская и российская педагогические школы очень богатые, многие труды наших классиков педагогики признаны во всем мире. Но после распада Советского Союза мы бросились в бурное самоотрицание и в некритичное, местами избыточное почитание всего того, что пишут на эту тему в Америке или Европе. Говорили: «Смотрите, у них совсем другая система образования и воспитания!» А на что смотреть? Смотреть нужно на результаты, а результаты – это состояние общества, культуры, криминогенной ситуации. Если честно, завидовать нечему, если говорить об Америке! Спок воспитывал-воспитывал и воспитал!

Поэтому это будет подспорье: помимо мам, пап, бабушек, дедушек, подруг, Интернета будут методические рекомендации, с которыми можно сверяться. Но вопрос в том, чем они будут наполнены? Уверен, что и критики будет более чем достаточно. Но сама идея мне нравится. Чтобы чувствовать себя увереннее и до рождения, и по вопросу принятия решения о рождении ребёнка, и уже с родившимися детьми. Вообще по детям опыт накапливается по жизни. Самое трудное - это первый ребёнок, суматоха первых трёх лет, а потом всё налаживается.

Какую бы Вы статью написали для рекомендаций по воспитанию детей, исходя из личного опыта?

Сергей Михеев: Статья – это для учёных, для настоящих педагогов. Я бы посоветовал не играть в избыточный либерализм и сохранять здравую иерархию, потому что опыт жизни и знания дают возможность уберечь ребенка от беды. Если вы будете с ребенком на равных, тогда какой смысл ему признавать ваш авторитет? Авторитет базируется, в первую очередь, на демонстрации твоего опыта и знаний. С одной стороны, должна соблюдаться здравая иерархия для более эффективной передачи опыта и знаний, а с другой стороны - в зависимости от возраста нужно серьезно и честно разговаривать обо всём. «Есть вопросы? Давай разберемся, я попробую ответить. Если ты с чем-то не согласен, будем это обсуждать». Нужно общение.

Может показаться, что я сторонник «палочной» дисциплины, но это не так. Я не считаю, что через палку можно воспитать хорошего человека. Ребенок может вам подчиняться до поры до времени, может делать вид, что он с вами согласен, а потом отсутствие истинного понимания и уважения выльется в неповиновение и в то, что человек пойдет поперек той дороги, которая вам кажется правильной. Советов по жизни накапливается много, но статью в методические указания я писать бы не рискнул, потому что этот опыт и общий, и одновременно индивидуальный.

Как в одну методичку поместить опыты жизни разных людей с разными подходами к воспитанию? Кто-то ремнём, кто-то «пряником».

Сергей Михеев: Мы обсуждаем идею, а дальше вопрос ее содержания. Я думаю, что там будут схематичные методики. Вряд ли вам кто-то объяснит, как разрешить конкретную проблему с конкретно вашим ребенком в конкретной ситуации. Во-первых, для этого есть книги наших классиков, и я советую их читать; во-вторых, думаю, что есть такие ситуации, которые укладываются в схемы. Есть схемы, касающиеся подходов к воспитанию совсем маленьких детей – там достаточно просто. Чем старше становится ребенок, тем более индивидуальным будет подход, тем больше надо вкладывать силы и души. Известная пословица: «Маленькие детки - маленькие бедки». Сначала вам кажется, что вы сходите с ума от бессонных ночей, а когда дети подрастают и начинают быть самостоятельными, вы о прошлых годах вспоминаете с умилением, потому что понимаете, что проблем никаких не было по сравнению с тем, что начинается во время становления подросткового возраста и т.д. Настоящие трудности тогда, когда возникают вопросы понимания или непонимания. Поэтому чем старше, тем тяжелее давать схематические указания. Но для этого существует наука педагогика.

Не устарели ли упомянутые Вами Сухомлинский и Макаренко? Научная мысль не стояла на месте - появлялись новые имена. Или это такая база?

Сергей Михеев: Есть и новые имена. Я не ученый и не академик: говорю о том, что сам когда-то читал и что мне интересно. Я не считаю, что они устарели, потому что базовые принципы отношения людей, родителей с детьми, детей с родителями не меняются. В чём наука идет вперёд? Появились телефоны, компьютеры, а как это заменит воспитание? Никак. Поэтому классики всегда остаются актуальными. Если вы их почитаете, то увидите, что там очень много пишется об общих вещах, которые не устаревают. По прикладным вещам могут быть нововведения, но основные принципы жизни человечества, людей, отношения друг с другом, отношения «взрослые-дети», «дети-взрослые» почти не меняются веками. Почитайте древних греков - у них всё то же самое: что «молодежь стала плохая, стариков не уважают».

То же самое можно сказать про политику - ничего не меняется. Поменяйте фамилии - и будет, как сегодняшний день.