статья из цикла "Проекты еврейских государств"
А вот вам проект еврейского образование не где-то там очень далеко, а в принципе именно в тех местах где евреи и жили, точнее основная их масса - ашкенази, я планировал сперва вроде как написать кто же такие ашкенази, но это не так просто как кажется, могу сказать в двух словах, что до конца 19 века - это коренное население Европы исповедующие иудаизм, при этом если евреи- это совокупность этносов, то ашкенази- совокупность народностей. В широком смысле слова ашкенази это все евреи проживающие в Центральной и Восточной Европе, но исследователи начала 20- го века видели отличия внутри этой общности и приводили целый ряд классификаций субэтнических и порою этно- конфессиальных подгрупп. Учитывая, что изначально ашкеназ- искажённое Саксония, а в современном понимании "Ашкеназ- средневековая Германия в раввинистической литературе", то можно сказать. что польские евреи изначально являются ашкенази с серьёзными оговорками, но будем уже называть вещи как принято в научном сообществе.
В общем ряд проектов, которые будут описаны в этой статье, это не про поиски новых земель, а получение прав и автономий, вплоть до образования собственной государственности восточноевропейскими евреями (самой большой части еврейского сверхэтноса на конец 19-го века) именно там, где они всё обозримое прошлое и жили.
Совет четырёх земель
В юности я воспитывался среди многих людей нашего народа, в святой общине Люблина. В мои дни во время ярмарок Грамиц каждый год проходила встреча ученых, мудрецов Израиля... Я жадно впитывал их слова...
Раввин Элияху Бен Шмуэль из Люблина «Трудное путешествие из Люблина в Город отцов»
Считается, что это было некоторым прообразом еврейской государственности в этих краях, в разные времена и в разных источниках упоминается также как совет трёх земель или пяти. В двух словах и для понимания Речь Посполитая было крайне странным с точки зрения современной политологии государственным образованием. Для начала Речь Посполитая (далее РП)- это Республика и было их несколько, в том числе Рѣчь Посполитая Геновеская- то есть Светлейшая Республика Святого Георгия или просто Генуя, но в нашем случае конечно же пойдёт речь о классической- унии Польши и Великого княжества литовского (далее ВКЛ), и здесь видите ли какая картина: название Республика просто как бы подчёркивало, что данная территория не империя, то есть не Священная Римская (далее СРИ) и здесь распространялись несколько другие права. Хотя сами названия Полония- пленные и Литва- латины, подчёркивали зависимость от Империи этих территорий. Сегодня Польша одно из самых моноэтничных государств - доля поляков стремится к 99%, но данная ситуация было достигнута путём полонизации, выселения и уничтожения многих этнических обществ- по сути зачастую откровенным геноцидом этнических и религиозных меньшинств. А в начале 19-го века ситуация выглядела несколько по- другому и РП была очень многонациональным государством: поляки (славяне католики) литвины (католики белорусы), русины (православные белорусы и малорусы), немцы, латыши, эстонцы, евреи, караимы и татары. При этом немцы и евреи, как правило, были неким цеховым или кастовым образованием, и в их среде распространялись свои законы и власть, и если немецкая диаспора тяготела к римскому праву соседней СРИ, то у ашкенази, как мы догадываемся была своя атмосфера.
Еврейское население РП в свою очередь также было неоднородным и делилось но общины разные по классовой принадлежности и этническому происхождению, объединяла их религия (которая тоже не была прямо унифицированной и имела множество толков) и, вероятно, некие общие интересы (иначе зачем?). По поводу языка здесь тоже не всё так однозначно, так как доминация идиша среди ашкенази тоже несколько позднее явление, среди евреев РП были широко распространены еврейско-славянские наречия или ханаан кнаанит- Kna`anith или Lešoneynu- «наш язык».
Так вот считается, что ещё с 1514 года на территории РП существовал центральный орган еврейской власти. И называли этот орган Совет четырёх земель или Va'ad Arba' Aratzot на иврите, Еврейский сейм или Sejm Żydowski на польском, на латыни Congressus Generalis Iudaicus или Congressus Generalis Iudaeorum- Еврейский всеобщий конгрессом (знаете что меня смущает?- что мы не находим этого термина на идише).
Данный орган собирался раз или два в год в составе шести ведущих раввинов и некоторого количества делегатов от общин, всего до тридцати участников, есть мнение, что на первом мероприятии приняло участие 70 человек. Сборы проводились в Ярославе (на "древнерусском" Ярославле- небольшой город на юго-востоке современной Польши, что-то типа географического центра "четырёх земель") или реже в Люблине. Четыре земли- Великая Польша, Малая Польша, Галиция и Волынь и столицы этих земель Познань, Краков, Львов и Острог (столицей Волыни никогда не был, вероятно был городом с наибольшей общиной) отправляли большее количество делегатов. Сейм решал вопросы в сфере законодательной, административной, судебной, духовной и культурной. Утверждается. что со временем Советы стали проводится всё реже, а спектр решаемых вопросов всё уже. И в какой-то момент польский сейм в законодательном порядке запретил деятельность Совета, под предлогом неуплаты собираемых им налогов, из чего мы можем сделать вывод, что Совет носил также фискальную функцию! Окончательно Совет исчезает со страниц официальной истории с разделом Польши между Россией, Австрией и Пруссией.
В какой-то момент от совета вышли общины евреев ВКЛ и организовали Va'ad Medinat Lita- "Совет земель литовских" или "Совет Литвы".
Вопрос о том существовал ли такой Совет на самом деле для меня практически не стоит, думаю что он действительно существовал, вопрос только насколько он был компетентен внутри еврейской общины и для других субъектов и когда на самом деле он был. Моё видение, что его влияние росло со временем внутри общины и падало вне её в связи с ростом авторитета государственных структур, а существовал это "орган еврейской власти" вероятно до первой половины 19-го века.
Лига восточноевропейских государств
В августе 1914 года с началом Первой мировой войны группа еврейских общественных деятелей с участием представителей российского происхождения (Макс Боденхаймер, Франц Оппенгеймер , Адольф Фридман и Лео Моцкин) учреждает "Немецкий комитет освобождения российских евреев". Данная организация провозглашает перед собой задачу защиту евреев Российской империи от еврейских погромов и последующее освобождение и создание независимого национального еврейского государства. В ноябре 1914 года организацию переименовали в "Восточный комитет".
Правительство Германской империи начало сотрудничество с этим обществом, так как планировало через него организовать восстание этнических евреев на территории Российской империи- то есть в тылу Царской Армии. В случае успеха планируемых операций рассматривался вариант создания буферного государства между Россией и Германией с преимущественно еврейским населением на территориях отторгнутых от России, население планируемого образования до 6 миллионов населения под управлением династии Гогенцоллернов.
Но проблема была в том, что вышеупомянутая поддержка в правительстве Германии исходила от армейского командования, имевшего практический интерес в еврейском восстании для ослабления Царской армии. К тому же в Берлине не скрывали, что некая лояльность к российским евреям обусловлена мнением, что они в последующем будут легко германизированы. Учитывая этот момент и то, что никакого еврейского восстания так и не произошло (вопрос конечно же спорный, учитывая количество евреев принявших участие в революциях 1917 года) в комитете стало понятно, что никакого еврейского государства в Центральной Европе Германия создавать не будет.
Проект также получил очень резкую отрицательную реакцию со стороны польского общества, да и остальные сионисткие организации были инициативами комитета не довольны, считая её чрезвычайно опасной.
Кстати, главный учредитель Комитете Макс Боденхаймер предложил идею создания еврейского государства с названием Лига (или Федерация) Восточноевропейских государств- osteuropäischer Staatenbund, ещё в 1902 году, когда он вполне себе был одним из ведущих лидеров движения сионизма. То есть были люди изначально бывшие сионистами и в последствии ставшие территориалистами, были и наоборот, но вот этот деятель вполне себе продвигал идеи противоречащих друг другу течений одновременно.
Макс Исидор Боденхаймер был близким соратником Герцля.
Бунд
Рассматривая все эти истории нельзя пройти мимо такой организации как "Бунд" или по-русски "Союз", "Всеобщий рабочий союз в Литве, Польше и России". Это политическая партия действовавшая на территории Российской империи (и последующих государств) с преимущественно еврейским населением левосоциалистической ориентации действовавшей в период 1890-1940хх годах. Организация считала себя единственным представителем еврейского рабочего класса, то есть если сильно утрировать то это были РСДРП с национальным оттенком. Организация насчитывала до 40 тысяч членов, что достаточно много.
Идеология Бунда стояла на трёх китах основных постулатах:
1. Социализм, то есть стремление к светскому обществу без влияния религиозных доктрин.
2. Идишкейт или идишаизм- национальная идеология. Сторонники провозгласили идиш независимым от немецкого и иврита языком, и единственным национальным языком восточноевропейских евреев. С первого взгляда, идишаизм- реакция восточноевропейских евреев на появление и навязывание иврита (а далее и борьба с гербаизмом), но здесь также имелась цель поглощение идишем других наречий (множества местнячковых еврейских этнолектов).
3. дойкайт- идеология приверженности к родной земле, или если хотите антисионизм, так и читается "дойч"- и это не спроста...
Ну и опираясь на вышеперечисленное Бунд выступал за национально-культурную автономию еврейского население и сопротивление процессам ассимиляции.
Не буду пересказывать историю этой партии, скажу лишь, что она достаточно активно действовала после распада Российской империи в Прибалтике и Польше. В Польше сейм запретил её законодательно только в 1948 году, после чего ещё некоторое время сохранялась активность в странах Западной Европы.
Бунд не декларировал создание независимого еврейского государства прямым текстом, но он входил в РСДРП, а мы помним кто нараздавал суверенитете всем кому не лень после ВОР и сдаётся мне, что евреи не получили суверенитета лишь потому, что верхушка Советской России состоящая из них не видела в этом смысла.
Кстати, с началом ПМВ, движение Бунд полностью встало на поддержку своей Отчизны- Российской империи, что возможно и внесло существенный вклад в провал проекта "Лиги восточноевропейских государств".
План "Ниско-Люблин"
Уничтожение евреев на подконтрольных территориях- достаточно поздняя шиза правительства Гитлера, утверждённая в 1942 году на Ванзейской конференции, до этого главенствовали куда более гуманные концепции, например депортация на Мадагаскар, хотя опять же в правительстве Германии были главные противники отпускать евреев из страны. Существовало территориальное решение еврейского вопроса, согласно которому в Люблинском округе оккупированной Польши предлагалось создать еврейские резервации (Judenreservat).
После захвата Польши Германия получила земли Вартеланд и Западная Пруссия, которые по планам предполагалось германизировать, чему несколько мешала большая доля местного еврейского населения.
Авторство концепции еврейских резерваций приписывают Альфреду Розенбергу, а более детальный план в её рамках разработали в сентябре 1939 года Адольф Эйхманн и Вальтер Шталекер. Он подразумевал выселение евреев из Германии, Австрии, Чехии и остальных территорий Польши к востоку от Кракова в район между Бугом, Вислой и Саном с центром в Люблине. На площади резерваций размером до 1040 квадратных километров предлагалось разместить от 80 тысяч до 2 миллионов депортированных евреев.
Данный проект был опубликован в нескольких СМИ под названием "Еврейское государство".
Но позже операция перешла под эгиду Гестапо, а прибывающих евреев стали размещать в принудительных трудовых лагерях.
В октябре 1939 года в район города Ниско прибыли первые 901 переселенец- инженера, плотники для строительства казарм. Всего за октябрь было депортировано порядка 4,5 тысяч евреев, преимущественно из Австрии.
Всё имущество депортированных подлежало конфискации.
Операция по эвакуации евреев в Польшу начнется 20 октября в 22.00 с отъезда 1000 трудоспособных мужчин с вокзала Аушпанг в Вене. Евреям будет выделен общиной рабочий инструмент для основания барачного поселения в Ниско, куда в последнее время уже были отправлены трудоспособные евреи из Моравской Австрии. Им будут отправлены и продукты на четыре недели. Последующие этапы, численностью 1000 человек каждый, будут отправляться каждый вторник и пятницу. Для второго и третьего этапов будут отобраны евреи и еврейки, арестованные в Вене, дата выдворения которых до сих пор еще не установлена в гестапо. Начиная с 4-го этапа будут депортироваться целые семьи.По окончании постройки бараков в Ниско евреи, прибывшие с первым этапом, будут переводиться внутрь страны, в бывшие еврейские села этого района. Состав этапов будет комплектоваться (если это окажется возможным) общиной в Вене, ответственность лежит на руководителях эмиграционных служб. Кроме того, каждый этап будет сопровождаться 25 полицейскими (Schupo) под руководством офицера полиции, задача которых — с помощью оружия предотвратить опасность побегов.
Но в скором времени процесс был остановлен, как ни странно, из-за противодействия немецкого генерал- губернатора, не желавшего увеличивать количество еврейского населения на вверенной ему территории.
Официальной причиной объявили неспособность транспортной системы справится с объёмом перевозок, так как приоритет был отдавался репатриациям немецкого населения.
Лагерь в Ниско способен был разместить около 500 человек и в ноябре месяце избыток населения (более 4 тысяч человек) изгоняли в сторону границы с СССР. Многие изгнанники попали в Советский Союз, некоторые вернулись на территорию Польши.
Зимой 1939-1940 годов в район Ниско депортировали около 20 тысяч евреев из Чехии, западной Польши и Германии. Большое количество переселенцев погибло от голода и болезней.
Считается, что в июне 1940 года эксперимент был закрыт и остатки поселения перемещены в Остраву.
Ну и в 1942 году правительство Германии приняло решение об уничтожении еврейского населения.
Иудеополония
Иудеополония- это не столько концепция создания еврейского государства или автономии на территории Польши, хотя они несомненно имели место быть, сколько реакция, при чём зачастую крайне агрессивная, поляков на само существование данной концепции, приведшая к тому, что Польша превратилась менее чем за сто лет из страны с одной из самых больших долей еврейского населения в страну с практически его отсутствием. И здесь конечно можно тыкать пальцем в немцев, что выкос евреев в Польше исключительно их рук дело, но вот незадача, самый кровавый еврейский погром в послевоенной Европе произошёл 4 июля 1946 года в Кельце!!! Ещё был 11 августа 1945 года в Кракове!!! Да были и ещё, найдёте в интернете, хотя не всё, сами должны понимать- освобождённые от нацистов поляки занимались тем же, что и сами нацисты. Считается, что в период 1944-1947 годах пострадали до 2000 польских граждан еврейского происхождения.
В общем появления термина Иудополония приписывают весьма интересному польскому деятелю Юлиану Урсыны (медведя) Немцевичу. Этот польский писатель, драматург и яркий политический деятель успел как повоевать против царского режима, так и послужить ему после отсидки в Петропавловской крепости. Он побывал в нескольких европейских странах и даже в Америке. А ещё он был одним из создателей польской истории- он путешествовал по стране , находил древности и описывал их. Во времена Царства Польского его влияние в культурной жизни сравнивали с фигурой Великого князя Константина, во время восстания 1830 года он примыкает к повстанцам и уезжает в Лондон в качестве посла польского правительства, где и оставался в изгнании до своей смерти в 1841 году. В 1817 он пишет произведение сатирического характера "Rok 3333 czyli sen niesłychany"- "Год 3333 или Невероятный сон" где представляет Польшу в будущем еврейским государством Иудео-Полонией со столицей в Варшаве, переименованным в Мошкополис. Почему я считаю, что приписывают, так как впервые брошюра была опубликована уже после его смерти в 1858 году, а до начала 20-го века особо никому известна не была. В последствии произведение было описано как «первая польская работа, в которой в больших масштабах разрабатывалась концепция организованного еврейского заговора, напрямую угрожающего существующей социальной структуре».
Феликс Конечный в своей книге "Еврейская цивилизация" широко популярной в постсоветской Польше даёт информацию, что во время революции 1905 года евреи выдвинули требование автономной польской провинции под названием Иудополония на территории Царства Польского. Идея была декларирована на сионистских совещаниях в Вильно у раввина Ицхока Гольдберга (вероятно Ицхака Гольберга, не раввина, но члена 1-го сионистского конгресса и постоянного участника движения сионистов, который действительно в 1906 году проводил съезд участников своего движения под Вильно).
В 1912 году вышла в свет книга польского антисемита Теодора Еске-Хоинского "Узнай жида", в которой он утверждал, что евреи угрожают физической расправой на этническом уровне полякам, препятствующим созданию Иудеополонии.
Польский историк Анджей Щесняк в книгах "Иудеополония I" (2001) и Иудеополония II" (2002) озвучивает подобные угрозы и связывает идею создания Иудеополонии с проектом Боденхеймера "Лига восточноевропейских государств".
В послевоенные годы несколько евреев заняли ведущие посты в польском правительстве, что возбудило очередную волну юдофобии и слухов о существовании сионистского оккупационного правительства. Это вылилось в ряд антиеврейских выступлений.
Считается, что в 1947 в Польше находилось около 240 тысяч евреев, из них 136 тысяч были беженцами из СССР направлявшихся на Запад. А к 1948 году еврейское население не превышало 90 тысяч, это привело к тому, что правительство Польши запретило миграцию в Израиль, к тому моменту в Польше оставалось не более 80 тысяч евреев, связывающих своё будущее с Польшей. Но в 1968 году правительство в Варшаве постиг политический кризис, одними из виновников которого были назначены евреи, и как следствие более несколько тысяч подверглись выселению из страны, коммунистическая партия и органы госбезопасности были зачищены от представителей данной национальности.
В 1981 году полковник информационной службы органов государственной безопастности Польской народной республики издаёт брошюру «Judeopolonia 1944—1981 (nieznane karty historii)», направленную против оппозиции.
Ну и уже в современной независимой и крайне демократической Польше вопрос Иудополонии как отголосок прошлого, так и проект который грозит суверенитету современного государства поднимается и форсится в кризисные моменты (например сегодня в 2024 году).