176,8K подписчиков

«Подвижки к переговорам есть. Кураторы – Мединский и Козак»: как Орбан съездил к Путину за миром

Венгерский премьер уже нарвался на истерику Евросоюза. Но главное — о чем-то договорились?

«Европе очень нужен мир. Для Европы это самое важное», — говорил сегодня премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, вдруг приехавший в Москву с «миссией мира». Переговоры Орбана с президентом России Владимиром Путиным в Кремле продлились 2,5 часа и еще до завершения вызвали острую реакцию в Евросоюзе. Визит случился вскоре после встречи Орбана с украинским президентом Владимиром Зеленским, но никакого послания премьер якобы не привез, а только убедился в том, что позиции Москвы и Киева «очень далеки друг от друга». Детали — в материале «БИЗНЕС Online».

Как визит Орбана вызвал «истерию» в ЕС

Заранее визит Виктора Орбана в Москву не анонсировали, и утечки появились только в четверг вечером. С учетом сегодняшней острой реакции европейских чиновников, и для них приезд венгерского премьера в Россию мог стать сюрпризом. Переговоры Орбана и Владимира Путина еще не завершились, а в Евросоюзе уже запричитали, что премьер отправляет РФ «неправильный сигнал». «Умиротворение не остановит Путина, только единство и решимость», — заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Еще круче выступил президент Литвы Гитанас Науседа: «Если вы действительно ищете мира, вы не пожимаете руку кровавому диктатору». Зампред совбеза РФ Дмитрий Медведев ответил, назвав реакцию из Брюсселя «истерией европейских кретинов».

Все дело в том, что Орбан приехал в Москву в статусе не только венгерского премьера, но и председателя совета ЕС. Даже с учетом должности Орбан не может представлять Брюссель на международной арене, такого мандата у него нет, на всякий случай уточнил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Председательство Венгрии в ЕС, которое продлится до 31 декабря, после нынешней поездки «фактически закончилось», остро отреагировал в беседе с Reuters неназванный европейский дипломат. Кажется, визит был согласован в последний момент, предполагает американская The New York Times и называет поездку «вдвойне провокационной».

   Публике неизвестны какие-то реальные результаты переговоров украинского президента и премьер-министра Венгрии.   
Фото: © Kirill Chubotin / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com
Публике неизвестны какие-то реальные результаты переговоров украинского президента и премьер-министра Венгрии. Фото: © Kirill Chubotin / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Украинский МИД тоже поспешил заявить, что Орбан принял решение «без согласования» с Киевом. Визит случился за несколько дней до саммита НАТО, где планируется обсудить дальнейшую военную помощь Украине и вскоре после поездки Орбана в Киев и его встречи с украинским лидером Владимиром Зеленским. Кремль уточнил, что никаких посланий от Зеленского Орбан российскому президенту не передавал. Да и передавать, судя по всему, пока нечего. Публике неизвестны какие-то реальные результаты переговоров украинского президента и премьер-министра Венгрии. Известно, что Орбан попросил Зеленского подумать о прекращении огня для ускорения мирного процесса, но согласие вряд ли получил. Как выяснилось накануне, после опыта 2022 года и Кремль к прекращению огня без условий не готов.

Орбан сказал, что хотел объяснить Зеленскому, что «времени становится все меньше и важно установить мир», хотел «понять и прояснить» позицию Зеленского, выяснив, на что тот «готов пойти», когда речь идет о мире. Стал ли ближе мир на Украине после этой встречи, вопрос.

«В странах Европы просто истерика в связи с визитом Орбана в Москву. Партия войны беснуется. А весь мир с надеждой смотрит на переговоры в Москве», — прокомментировал сегодняшние события политолог Сергей Марков. «Наиболее вероятная причина визита Орбана к Путину сразу после визита к Зеленскому — просто Орбан так себя позиционирует как лидер партии мира в Европе. Вот сразу после начала председательства Венгрии в ЕС Орбан едет на Украину и в России в попытке договориться о мире», — написал Марков в своем телеграм-канале.

   Виктор Орбан: «Скоро Венгрия станет, видимо, единственной страной в Европе, которая сможет говорить со всеми».   
Фото: kremlin.ru
Виктор Орбан: «Скоро Венгрия станет, видимо, единственной страной в Европе, которая сможет говорить со всеми». Фото: kremlin.ru

«Европе очень нужен мир. Для Европы это самое важное»

Открытая часть переговоров под камеры продлилась пять минут. Открывая встречу, Путин будто специально сделал акцент на том, что Орбан в Кремле не только как давний партнер Москвы, но и как председатель Совета ЕС.

«Мне известно, что совсем недавно, по-моему, 2 июля, вы были в Киеве и вот прибыли сюда, для того чтобы обсудить все нюансы ситуации, которая сложилась на киевском направлении, на украинском направлении. Я в вашем распоряжении», — сказал президент РФ и заверил, что готов обсудить с Орбаном «нюансы» возможного мирного урегулирования.

«Я очень благодарен вам, что даже в таких тяжелых условиях вы согласились меня принять. Должен вам сказать, что стремительно уменьшается количество тех стран, которые могут поговорить и с той, и с другой стороной конфликта. Скоро Венгрия станет, видимо, единственной страной в Европе, которая сможет говорить со всеми. Я хотел бы использовать эту возможность для того, чтобы обсудить с вами ряд важных вопросов. Хотел бы узнать и вашу позицию относительно ряда важных для Европы вопросов», — ответил благодарностью Орбан. На этом открытая часть кончилась, а закрытая, в узком составе, продлились 2,5 часа.

Затем лидеры двух стран вышли к прессе с итоговыми заявлениями. Как отметил Путин, разговор был «откровенным и полезным». Однако каких-то новых деталей лидеры не раскрыли. Никаких подвижек к переговорному процессу нет, видно нежелание Киева, сразу после встречи сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Впрочем, обращает на себя внимание то, что в переговорах приняли участие помощник президента РФ Владимир Мединский, который ранее возглавлял переговорную группу с Киевом. «Подвижки к переговорам есть. Кураторы — Мединский и [замглавы администрации президента РФ Дмитрий] Козак», — написал телеграм-канал «Брифинг». Впрочем, других подобных утечек пока нет.

Что сказал Путин:

  • Киев не допускает мысли о прекращении огня, т. к. в этом случае исчезает предлог для продления режима военного положения.
  • Если Украина прекратит режим военного положения, им придется проводить президентские выборы, а там шансы у действующих властей близки к нулю.
  • Спонсоры Украины продолжают пытаться использовать эту страну и ее народ в качестве тарана, жертвы в противостоянии с Россией.
  • Необходимо не перемирие или пауза для довооружения киевского режима, Москва выступает за полное и окончательное завершение конфликта.
  • Россия настаивает на полном выводе всех украинских войск из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, это одно из условий завершения конфликта.
  • Орбан на переговорах излагал в основном западную точку зрения, в том числе по Украине.
   Владимир Путин: «Необходимо не перемирие или пауза для довооружения киевского режима, Москва выступает за полное и окончательное завершение конфликта».   
Фото: kremlin.ru
Владимир Путин: «Необходимо не перемирие или пауза для довооружения киевского режима, Москва выступает за полное и окончательное завершение конфликта». Фото: kremlin.ru

Что сказал Орбан:

  • Нужно сделать многое, чтобы приблизить завершение конфликта, пока позиции России и Украины очень далеки друг от друга.
  • Европа не может чувствовать себя в безопасности из-за конфликта на Украине, ситуация начала оказывать влияние на экономический рост ЕС.
  • «За последние два с половиной года мы поняли, что без дипломатии и без каналов связи мы не достигнем мира. Мир не наступит сам по себе, ради него нужно работать. Как раз способы достижения мира я сегодня обсуждал с господином президентом: хотел узнать, какой путь самый короткий к окончанию войны. Я хотел услышать — и услышал — мнение господина президента по трём важным вопросам: что он думает об имеющихся на данный момент мирных инициативах, что он думает также о прекращении огня, в какой последовательности их можно провести, и третье, что меня интересовало, — это видение Европы после войны», — заявил Орбан.
  • Венгерский премьер провел переговоры с Путиным в тот момент, когда Европе нужен мир, — сейчас для нее это «самое важное».

«Да, Орбан, без сомнения, может выступить переговорщиком»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали сегодняшний визит Орбана в Москву и порассуждали, какими могут быть результаты и будут ли.

Сергей Марков — политолог, общественный деятель, кандидат политических наук, директор Института политических исследований, член Общественной палаты РФ:

— Переговоры вызвали бурную реакцию в ЕС по нескольким причинам. Во-первых, потому что Орбана ненавидят в руководстве Евросоюза. Во-вторых, потому что Орбан представляет партию мира. Более того, он этими визитами позиционировал себя как лидер партии мира. А большинство в Европе представляют политики из партии войны, которые готовы воевать с Россией до последнего украинца, учитывая, что эти страны война пока особо не задевает. В-третьих, потому что Орбан является сейчас одним из лидеров Евросоюза, поскольку ближайшие полгода Венгрия председательствует в Евросоюзе. Поэтому эта поездка воспринимается многими как инициатива Евросоюза.

Да, Орбан, без сомнения, может выступить переговорщиком, поскольку он является сторонником мира и он может заниматься переговорами. По этим причинам он может быть идеальным переговорщиком, и здесь-то переговоры могут быть. Но он может быть переговорщиком как посредником. С другой стороны, воюющая сторона, которую представляют прежде всего США (и формально можно считать ей и украинское руководство) никаких переговоров о мире не хочет. Поэтому мир на Украине после этих переговоров ближе не стал.

Судя по присутствию Мединского, который единственный был [на переговорах] с папочкой, там Путин рассказал Орбану о стамбульском соглашении. И он предлагает базироваться на стамбульском соглашении, но с коррекцией. А коррекция та, что теперь все регионы, которые проголосовали за вхождение в состав России, должны войти в состав РФ и, соответственно, ВСУ должны покинуть эти регионы. В то же время это условие является для Евросоюза на сегодня абсолютно неприемлемым. А это означает, что боевые действия будут продолжаться.

Сергей Черняховский — действительный член Академии политических наук, член-основатель «Изборского клуба»:

— Бурная реакция, потому что это одни из первых переговоров официального представителя Евросоюза с нами. Насколько это будет действенно? Понятно, что, в общем-то, Орбан за урегулирование конфликта, что он формально не антироссийски настроен. Но реальные его возможности, реальная власть не особенно велика. Ему полгода всего представлять, по сути дела, Евросоюз.

Что они могли обсуждать за закрытыми дверями? Нюансы украинского конфликта. Я думаю, что вряд ли обсуждался вопрос раздела Украины и передачи Закарпатья Венгрии. Если бы Орбан это обсуждал, то в другом статусе. Тут ведь как? При том что Орбан за мирное урегулирование, все время же стоит вопрос — на каких условиях? Мир не может быть приоритетом, мир может быть желательной вещью, но что он будет означать? Скажем, урегулирование на нынешних позициях, на нынешних линиях огня неинтересно, по большому счету, ни Украине, ни России.

Орбан в первую очередь стремится к роли национального лидера Венгрии. То, что может этому содействовать и соответствовать интересам Венгрии, он будет проводить. Венгрии этот конфликт, безусловно, не нужен, как и не нужно усиление Брюсселя. Вопросы мира на Украине зависят от расстановки и баланса военных сил. Орбан не может добиться того, чтобы нацистский режим на Украине ушел. Хотя бы потому, что тем, кто его персонифицирует, война выгодна.

Знаете, у Маяковского были такие слова, но это терминология, конечно, другой эпохи: «Иди, пролетарской армией топая, / Штыки последние атакой выставь, / Фраза о мире — пустая утопия, / Пока не экспроприирован класс капиталистов». Приближение мира на Украине зависит от достижения цели по уничтожению нацистского режима.

Алексей Мартынов — политолог, доцент финансового университета при правительстве РФ, директор Международного института новейших государств:

— Почему [переговоры] вызвали такую бурную реакцию в ЕС? Это естественно. Дело в том, что вот эта старая евробюрократия имеет консолидированную позицию по украинскому кейсу. Это формула, произнесенная экс-премьером Британии Борисом Джонсоном, — «Война до последнего украинца».

По итогам переговоров в Москве Орбан сказал, что главной задачей своего председательства в Европейском совете Венгрия видит усилия по установлению мира как на Украине, так и в Европе в целом. Сегодня один из ключевых вопросов, который обсуждался между Путином и Орбаном, — это возможное видение архитектуры европейской безопасности после войны. Это характеризует Орбана как ответственного европейского политика, который использует текущий репутационный статус председателя Совета Европы для того, чтобы поговорить о будущем всего европейского континента, а не идти на поводу этой «украинской химеры», которую закрутили англосаксы и создали воронку, в которую втянули практически всю Европу, весь Европейский Союз.

И в этом смысле Орбану непросто, несмотря на статус председателя Совета Европы. Мы видим эту поднявшуюся истерию среди сетевых евробюрократов. Боррели всякие там, Урсулы и прочие. Понятно, что их это совершенно не устраивает, их абсолютно колотит от этого всего. Но здесь надо отметить, что вопрос с особым мнением Венгрии Урсула фон дер Ляйен в прошлом году разрешила, проведя через большинство в Европарламенте определенные поправки в соглашение, по которому сегодня и функционирует Европсоюз. У нас просто подзабыли, что больше 10 лет назад, после провала принятия общеевропейской Конституции вот этот проект по созданию Соединенных Штатов Европы как альтернативы Соединенным Штатам Америки был заморожен. Так Как конституцию не удалось принять (не без стараний и усилий аффилированных с Вашингтоном евробюрократов), было составлено временное соглашение, по которому вот уже больше 10 лет Евросоюз функционирует. Так вот, внутри этого документа предполагался принцип консенсусных решений по важным для Евросоюза вопросам, то есть принцип, когда по всем важным вопросам либо все за, либо если кто-то против, то продолжается дискуссия и обсуждение.

Мы помним, что Венгрия несколько раз выступала с особым мнением, тем самым блокируя и отсрочивая те или иные невыгодные для Европы решения. В том числе и по антироссийским санкциям, и по украинскому кейсу. Но с некоторых пор, после того как удалось Урсуле фон дер Ляйен скорректировать положение в части принятия решений, теперь это простое большинство. А особое мнение — это просто особое мнение. И, конечно, в сегодняшних условиях Венгрии крайне тяжело отставить свою позицию.

Но тем и ценнее, мне кажется, тот бэкграунд, который сегодня себе, как политику европейского масштаба, зарабатывает Орбан. Вопреки троцкистскому подходу евробюрократии, он все-таки думает и мыслит категориями будущего для европейского континента. А будущее прямо зависит от установления прочного мира от гарантий безопасности, архитектуры безопасности, которая, по сути, разрушена усилиями в первую очередь англосаксов через, соответственно, аффилированных евробюрократов. И тот дух хельсинкских соглашений, окончательного хельсинкского акта, по сути, сегодня не просто подвергнут ревизии, а фактически уничтожен.

Этот сегодняшний визит Орбана, обмен мнениями, как бы ни пытались это все представить в Европе каким-то особым образом, в любом случае шаг вперед. У него есть возможность, как у председателя европейского Совета, понять и выслушать из первых уст позицию нашу, российскую, по установлению прочного мира и на Украине, и в Европе в целом. А с другой стороны, у него есть возможность донести то, что в головах у евробюрократов сегодня. И мне кажется, эта встреча была крайне полезна для обоих сторон переговоров.

Что могли обсудить за закрытыми дверями? Во-первых, у них очень много общих тем, они довольно регулярно встречаются. И, кроме общеевропейской проблемы, которая называется «Украина», еще существует масса вопросов в двусторонней повестке — и экономического взаимодействия, и разных других вопросов. Поэтому они еще что угодно могли за закрытыми дверями обсуждать. Тем более они хорошо знакомы. Как Орбан отметил сегодня в начале их встречи, это уже его 11-я встреча с президентом Путиным. То есть они добрые знакомые, скажем так. Гадать, что там было за закрытыми дверьми, мне кажется бессмысленно. Двум хорошо знакомым, уважаемым джентльменам всегда есть что обсудить.

Может ли Орбан стать переговорщиком? Он ведь, по сути, уже им стал. Хотя, конечно, огромное сопротивление идет со стороны европейской бюрократии, даже по наущению своих британских хозяев, что-то «булькнул» украинский МИД по этому поводу. Что, мол, с нами не согласовывали. Но по факту-то это уже идет — это раз. Второе — сегодня это звучало в начале в публичной части — что лидер Венгрии Орбан из всех, кто так или иначе номинирует себя на роль парламентеров в этом конфликте, наименее раздражает Москву и Киев. И одновременно может общаться с Киевом и с Москвой. Таким образом он продемонстрировал определенную потенцию в этом смысле.

Напомню, на роль парламентера активно номинировал себя [президент Турции Реджеп Тайип] Эрдоган. Мы помним определенные движения в этом смысле. Но мне кажется, он поставил крест на своей роли парламентера, когда по принципиальным вопросам занял позицию одной из конфликтующих сторон, что неприемлемо, безусловно, в таком формате.

Я предполагаю, что Орбан вполне может быть такой фигурой. В любом случае, пока Венгрия председательствует в европейском Совете, у них есть достаточное количество возможностей продвигать этот мирный процесс. Другое дело, что все эти возможности, все эти усилия будут встречать серьезное сопротивление со стороны евробюрократии. Но здесь есть такая внутриполитическая борьба в Евросоюзе, и Орбан ее ведет не первый год.

Анна Скрып, Александр Гавриленко