615K подписчиков

Шпаргалка для боссов: 5 советов, как бороться с выгоранием сотрудников

Сегодня отмечается Международный день трудоголика. 43% работающих россиян хотя бы раз за свою профессиональную жизнь испытывали выгорание. При этом по статистике, выгоранию больше подвержены офисные работники. Как вовремя распознать и предупредить выгорание у сотрудников? Давайте разберемся.

    Шпаргалка для боссов: 5 советов, как бороться с выгоранием сотрудников
Шпаргалка для боссов: 5 советов, как бороться с выгоранием сотрудников

Трудоголик — человек, который постоянно работает сверхурочно, даже когда этого не требует ситуация. Он не может расслабиться и отключиться от рабочих задач.

Чем трудоголик отличается от трудолюбивого человека

Трудолюбивый же сотрудник, в отличие от трудоголика, выполняет задачи эффективно, но при этом соблюдает баланс между работой и личной жизнью. Он знает, когда нужно переключиться на отдых, чтобы восстановить силы и вернуться к делам с новыми идеями.

Трудоголизм, напротив, ведет к быстрому профессиональному выгоранию. Человек теряет интерес к работе, становится раздражительным и невнимательным. Это негативно сказывается и на качестве его труда, и на отношениях с коллегами, и на здоровье. Мешки под глазами, проблемы со сном и головные боли — частые спутники таких сотрудников.

   Freepik
Freepik

От всего этого напрямую страдает бизнес — компании просто теряют в прибыли из-за отсутствия мотивации персонала, снижения его эффективности, увеличения числа конфликтов между работниками, повышения текучести кадров.

Как же предупредить выгорание?

Как бороться с выгоранием

1. Ставьте четкие цели, отслеживайте эффективность и планируйте профессиональный рост сотрудников

Наличие четких целей и системы оценки эффективности в компании — пожалуй, главнейший фактор, которые помогает предотвратить профессиональное выгорание. Когда сотрудники понимают, к чему они стремятся, как оценивается их работа, - это дает им ощущение контроля над ситуацией.

Важно, чтобы руководство регулярно проводило оценку эффективности каждого работника и давало ему обратную связь. Так он поймет, в каком направлении нужно развиваться и какие области требуют улучшения.

Кроме того, у сотрудников должны быть возможности для профессионального роста. Это могут быть обучающие программы, наставничество, участие в проектах, которые выходят за рамки повседневных обязанностей. Когда люди видят, что им есть, куда развиваться, они не испытывают чувство застоя и профессиональной усталости.

2. Помогайте коллегам избегать перфекционизма

Перфекционизм иногда кажется компаниям полезным. Но на деле, любовь к совершенству может нанести серьезный вред. Когда сотрудник одержим желанием довести буквально каждую задачу до идеала — а обычно он недостижим — это неизбежно ведет к срыву дедлайнов, конфликтам с коллегами и общему снижению эффективности.

   Freepik
Freepik

Скажем для кого-то кощунственную вещь, но не всегда нужно по 50 раз править макеты, перекрашивать кнопки или вычищать код до совершенства! Чаще всего достаточно двух-трех «подходов», чтобы убедиться, что работа выполнена на должном уровне.

Прекрасный способ проверить это — показать результат коллегам и попросить обратную связь. Свежий взгляд другого человека поможет обнаружить недочеты, если они есть, и не затянуть процесс.

Мария Захаркина, директор по проектам ИТ-компании Proscom:

«Руководитель, который ставит задачу, должен зафиксировать понятные критерии результата и донести их до сотрудника. Только тогда работник сможет выполнить все качественно и не тратить время на мысли о том, достаточно ли хорошо он все сделал».

3. Выстраивайте в компании открытую коммуникацию и регулярно собирайте и давайте обратную связь

Когда сотрудники чувствуют, что их мнение ценится, что в компании можно свободно делиться мыслями и переживаниями, они ощущают собственную значимость и причастность к общему делу. Руководство должно создавать возможности для открытого диалога, будь то регулярные встречи всей команды, неформальные беседы или анонимные опросы.

   Freepik
Freepik

Важно, чтобы сотрудники знали, что они могут обратиться к руководителю или в HR-отдел, если, например, хотят поделиться идеями по улучшению рабочих процессов или испытывают неприятные чувства по отношению к работе.

Стоит проводить регулярные опросы, чтобы оценивать уровень вовлеченности и удовлетворенности сотрудников. Это позволяет выявлять проблемы и делать что-то для их решения.

Важно, чтобы результаты опросов были прозрачными и доступными для всех сотрудников. Так они увидят, что их мнение учитывается при принятии управленческих решений.

«У нас в компании, например, есть возможность формирования команд во главе с лидами для каждого проекта, что открывает дорогу для открытых и честных коммуникаций. Получается, «начальников» нет, есть лидеры и менторы. И можно напрямую обратиться к ним с предложением и не согласовывать сотни писем перед отправкой», – делится Мария Захаркина.

   Freepik
Freepik

4. Избегайте информационной перегрузки команды

Многозадачность и обилие информации — наша непростая действительность. В ней важно уметь ставить границы и защищать собственное личное пространство. Иначе — информационная перегрузка, профессиональное выгорание, снижение продуктивности и, как следствие, ухудшение психического и физического здоровья.

   Chilik
Chilik

Отличный способ борьбы с этим — разделение коммуникаций на рабочие и личные. Иными словами, нужно уметь отключиться от работы и просто отдохнуть. Во многих компаниях для этих целей существуют корпоративные мессенджеры. Они позволяют создавать отдельные каналы для обсуждения проектов. Это помогает сотрудникам фокусироваться на конкретных задачах и избегать переключений на личные сообщения или обсуждения, не связанные с их непосредственной работой.

Кроме того, важно выработать ритуалы окончания рабочего дня, которые помогают «выйти» из делового контекста и переключиться на личную жизнь. Это может быть простое действие: закрыть все рабочие окна и приложения или письменно подвести итоги дня. Такие практики помогают создать ментальную границу между работой и отдыхом, что особенно важно в условиях удаленной или гибридной занятости.

   Freepik
Freepik

Руководителям стоит обратить внимание на «пожирателей ресурсов» — совещания и встречи. Нужно критически оценить, действительно ли каждая из них необходима. И можно ли что-то решить другими способами, например, асинхронной коммуникацией.

Некоторые компании выбирают этот вариант, что в разы сокращает время, которое сотрудники проводят на встречах. А это, в свою очередь, позволяет сотрудникам уделять больше времени непосредственной работе и личной жизни.

5. Соблюдайте баланс между работой и личной жизнью

Да, это может звучать банально, однако это правда. Когда человек постоянно пребывает в состоянии стресса и забрасывает заботу о своем физическом и психическом здоровье, его продуктивность снижается, а качество работы ухудшается.

Понятно, что следить за сном и сбалансировано питаться — личная ответственность каждого. Но чем лучше человек отдыхает и восстанавливает силы, тем эффективнее он работает. Компании, в свою очередь, могут поддерживать эти усилия: создавать специальные зоны отдыха, закупать в офис полезные снеки.

Важно помнить, что баланс между работой и личной жизнью — это не просто вопрос физического здоровья, но и ментального благополучия. Сотрудникам необходимо уделять время хобби, семье и друзьям — всему, что помогает им восстанавливать силы.

«Да, иногда людям приходится задерживаться на работе или брать ее домой. В таком случае компания должна компенсировать это дополнительным выходным или парой свободных часов»

Если компания комплексно подойдет к решению этих задач, она сможет создать отличную рабочую атмосферу, в которой сотрудники будут эффективно работать и не выгорать. Для этого важно найти баланс между продуктивностью и комфортом персонала. Тогда каждый сможет раскрыть свои таланты и принести максимум пользы команде.