Территории, оккупированные Британией

В Лондоне говорят про удары по Крыму. Поговорим про Акротири, Фолкленды и атолл Диего-Гарсия

Публичные акторы, представляющие Запад, регулярно упоминают некий «порядок, основанный на правилах», в соответствии с которым весь мир, включая Россию, и должен существовать. Британия наиболее часто призывает планету следовать этому «порядку». Но, при ближайшем рассмотрении, указанный «порядок» как минимум в трех геополитических случаях не имеет ничего общего не только с интересами мира за пределами «золотого миллиарда», но и противоречит нормам ООН.

Одной из таких географических точек является база США Диего-Гарсия, расположенная на крупнейшем атолле архипелага Чагос, открытом Васко да Гамой XVI века. В XVIII веке Франция объявила острова частью колонии Маврикий, но затем Британия оспорила имущественные права французов, объявив архипелаг своими территориями как часть Сейшельских островов. В 1814 году Чагос был передан Францией Великобритании по Парижскому мирному договору.

В 1964 году уникальное расположение Чагоса – почти в центре Индийского океана – привлекло внимание США. Дальнейшие события были максимально интересны. 12 марта 1968 года Маврикий получил независимость. Но ещё в ноябре 1965 года Британия в нарушение Декларации ООН № 1514 «О предоставлении независимости колониальным странам и народам», гарантирующей территориальную целостность колоний и их право на независимость, приняла национальный закон «О британской территории в Индийском океане», по которому Чагос отторгался от Маврикия и оставался под британским контролем. Более того, фактической основой закона был королевский указ.

Несмотря на возражения ООН насчет британского контроля над архипелагом, в 1966 году Лондон сдал в аренду остров Диего-Гарсия Соединённым Штатам на пятьдесят лет. США создали военную базу на острове, главным активом которой стала инфраструктура обслуживания стратегических бомбардировщиков и бухта, способная принять крупные корабли. Соответственно, в 2016 году срок аренды истек.

Очень показательна судьба населения Чагоса. Для строительства военной базы США потребовали освободить острова Чагос от всех жителей и в 1968 году английская сторона приступила к выполнению условий контракта. Вашингтон описывал ситуацию как «проблему населения», которую следует решить.

Английские чиновники ответили на это действиями, обозначив их выражением «полная стерилизация архипелага». Сэр Пол Гор-Бут, один из представителей руководства МИД Британии в тот период, писал: «Мы должны проявить максимальную жесткость, там не останется коренного населения, кроме чаек».

Такую политику Британия проводила по отношению к собственным согражданам – большинство жителей Чагоса имели британские паспорта. Однако, британские чиновники, вплоть до Маргарет Тетчер, упорно именовали их трудовыми мигрантами, временно жившими на Чагосе.

Депопуляция архипелага длилась с 1968 по 1973 годы. В ходе юридических консультаций в МИДе Британии звучали рекомендации именовать жителей архипелага «кочевым населением», а «правила» обращения с этими людьми вырабатывать «по ходу дела». Действия Лондона прямо предусмотрены ст.7 устава МУС, на который так любят ссылаться англосаксы, где отмечается, что депортация или насильственное переселение жителей представляет собой преступление против человечества. Ряд независимых исследователей утверждал, что бонусом за эту грязную работу США выдали Лондону скидку в $14 млн при покупке американской подлодки Polaris.

Министерство обороны Британии лицемерно заявляло, что в его архивах «нет никакой информации о депортации или чего-то вроде этого». С Чагоса было выслано около 3000 жителей. Только в 1978 году после судебного процесса (который начался в апреле 1973) правительство Маврикия распределило компенсацию в 650 000 фунтов стерлингов, лежавшую без движения с 1972 года. Сумма компенсации была совершенно мизерной, и британские чиновники МИДа не скрывали радости от того, что «погасили обязательства так дёшево».

В 2000 году коренные жители Чагоса начали судебное дело в суде Лондона – и суд признал высылку незаконной, разрешив им вернуться на родину. Но в 2004 году британское правительство, со ссылкой на очередной королевский указ, отменила решение суда. В 2006 году Высокий суд отменил уже «Королевские указы в совете». В 2008 году Палата лордов отменила постановление Высокого суда. Параллельно, в 2010 году, Британия объявила о создании на архипелаге Чагос крупнейшего в мире морского заповедника – а, значит, из-за заботы о коралловых рифах местным жителям возвращаться на родину нельзя. Военная база США, однако, кораллам не помешала.

22 июня 2017 года ГА ООН проголосовала за то, чтобы передать территориальный спор между Маврикием и Великобританией в Международный Суд (МС) в целях разъяснения правового статуса островов архипелага Чагос в Индийском океане. В феврале 2019 года Международный суд ООН обязал Великобританию передать контроль над группой островов Чагос в Индийском океане государству Маврикий и «завершить деколонизацию территории с учетом реализации права жителей на самоопределение», признав незаконным в 1965 году отделение островов и их включение в британскую территорию в Индийском океане. Выполнять это решение Британия, разумеется, не стремится.

Не мене вопиющим по части нарушения любых «правил» оказался контроль Британии над Акротири и Декелией. В 1960 году британская колония Кипр получила независимость, которой предшествовала многолетняя вооруженная борьба киприотов. Британские оккупанты, пытаясь подавить восстания, действовали по тем же лекалам, что и нацисты в Белоруссии, они совершили множество военных преступлений. Например, командира повстанцев, отказавшегося сдаться в плен, англичане заживо сожгли из огнемета.

Покидая остров, Лондон в одностороннем порядке оставил за собой два эксклава на территории острова под размещение военных баз. Их важность была обусловлена стратегическим положением Кипра в восточной части Средиземноморья, близостью к Суэцкому каналу и Ближнему Востоку.

За земли Лондон обещал платить, но потом передумал. Кипрское правительство по-прежнему требует выплат за период с 1964 года по настоящее время и речь ведется о более чем миллиарде евро. Разумеется, Кипр требует возвращения Акротири и Декелии, ссылаясь на то, что эти базы занимают большую территорию, которая может быть использована для развития. Ожидаемо, что борьба идет на разных уровнях: после избрания президентом Кипра в 2008 году коммуниста Димитриса Христофиаса, Британия приложила максимум усилий, чтобы следующим президентом Кипра в 2013 году стал сторонник вступления Кипра в НАТО Никос Анастасиадис.

Характерно, что Акротиди и Декелия имеют совершенно уникальное управление, не имеющее аналогов в мировой практике. Базы управляются Администратором, назначаемым британским монархом по линии британского минобороны. Этот чиновник имеет одновременно всю исполнительную и законодательную власть - никаких выборов среди населения не проводится, хотя британские граждане имеют право участвовать во всеобщих выборах в Британии.

Не стоит забывать о, возможно, наиболее известной в данном ключе истории с Фолкленскими (Мальвинскими) островами. Считается, что архипелаг был открыт в 1690 году британским мореплавателем Джоном Стронгом, который назвал земли в честь своего начальника, виконта Фолклендского. Однако, на европейские морские карты острова были нанесены ещё в XVI веке.

В 1764 году французский мореплаватель Луи Антуан де Бугенвиль основал поселение Порт Сен-Луи и дал архипелагу своё название — Мальвинские острова. Через год британский капитан Джон Байрон высадился на другом острове архипелага и, не подозревая о присутствии французов, объявил его владением короны. Ещё через год англичане основали на архипелаге своё поселение — Порт-Эгмонт, а в 1766 году Испания приобрела права на острова у французов, что ещё больше запутало дело. В 1774 году внимание Британии полностью было привлечено американской войной за независимость, Мальвинские острова были ими покинуты. Испания разрушила Порт-Эгмонт, в 1790 году по соглашению Мадрида и Лондона Британия получала право на свободу судоходства в этих водах, а британцы обязались не создавать никаких поселений в Южной Америке и близлежащих островах.

В 1816 году о своей независимости от Мадрида объявили Объединённые провинции Рио-де-ла-Плата, в состав которых входила территория современной Аргентины, распространившая суверенитет на Фолклендские острова – Британия на них изначально права не заявляла, признав суверенитет Аргентины. Однако, в 1833 году Британия захватила острова и игнорировала все попытки дипломатически решить вопрос.

В 1965 году Генассамблея ООН приняла резолюцию, в которой призвала покончить с любыми формами колониализма на Фолклендских островах и определить будущее архипелага на переговорах между Великобританией и Аргентиной с учётом интересов местного населения. К этому времени на Фолклендах были обнаружены крупные месторождения нефти. Присутствие Британии укрепилось по итогам войны 1982 года – что, однако, не дало Британии юридических прав на острова в соответствии с указанной резолюцией ООН.

А как же «порядок, основанный на правилах»? Любому юристу-международнику ясно, что действия Лондона – это прямой вызов единственной общепринятой в мире системы правил – нормам международного права. Это еще не все – есть и аспект, связанный с международной безопасностью и системой сдерживания и противовесов, предотвращающих безнаказанность агрессоров.

С точки зрения военного эксперта, все эти оккупированные вооруженными силами Его Величества короля Карла Третьего земли не являются национальной территорией Великобритании. Со всеми вытекающими отсюда последствиями для тех, кто все эти годы призывал к нанесению ударов по Крыму.

Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!

Елена Панина – РУССТРАТКанал директора Института РУССТРАТ Елены Паниной
87,4K подписчиков