803,4K подписчиков

«Буря» и овации: балет по Шекспиру — одна из лучших постановок сезона

Мировая премьера балета «Буря» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира состоялась на Новой сцене Большого театра и стала финальным аккордом завершающегося театрального сезона.

Мировая премьера балета «Буря» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира состоялась на Новой сцене Большого театра и стала финальным аккордом завершающегося театрального сезона. Это третья постановка хореографа Вячеслава Самодурова в ГАБТ — и опять большой успех. Билеты на премьерные показы закончились еще накануне, у перекупщиков они начинаются от 30 тысяч, но и те в дефиците. Почему балетная «Буря» в Большом — одна из лучших постановок в сезоне, — в материале «Известий».

Мглою небо кроет

Оваций в 13 минут удостоились артисты Большого театра. Вечером 4 июля они выходили не на один, и не на два поклона. Новая интерпретация — премьерная во всех смыслах: до этого в России балеты по «Буре» не ставили. Премьерные показы новой постановки проходят с 4 по 7 июля при полном аншлаге. К вечеру четверга, когда состоялся первый показ, на официальном сайте ГАБТ купить билет уже не представлялось возможным на все предстоящие дни. Закончились они и у перекупщиков — самые настойчивые зрители могут найти лишь парочку мест на обочине партера, цены начинаются от 30 тыс. рублей.

«Бурю» называют завещанием Шекспира. При всей загадочности и сложности в адаптации (неудачных попыток больше, чем достойных) она остается одним из самых популярных произведений в мировом театре. В России «Бурь» насчитывается с десяток, но в классической драматической форме. Первая прогремела еще в 1821 году в Александринском театре, самые же известные постановки были в Театре на Малой Бронной (роль Просперо стала одной из последних для Льва Дурова), Театре им. Коммисаржевской и Et Cetera. В Большом театре «Бурю» давали почти 200 лет назад: премьера первой постановки, которая включала в себя музыкальный пролог из произведений Луиджи Керубини и Даниэля Штейбельта в аранжировке Катерино Кавоса, состоялась здесь в 1827 году.

Ажиотаж по поводу новой постановки закономерен: над «Бурей» работал сильнейший театральный тандем. Трехкратного обладателя премии «Золотая маска» Вячеслава Самодурова можно назвать одним из самых успешных современных российских хореографов. «Буря» — его третий опыт в Большом театре. В 2016 году он выпустил здесь «Ундину», а в 2022-м «выстрелила» его одноактовая «Танцемания». С инициативой поставить «Бурю» Самодуров выступил лично: после балета «Ромео и Джульетта» в Екатеринбургском театре в 2017 году хореограф снова захотел вернуться в мир Шекспира. «Буря», по его словам, обладает нужной пропорцией метафизики и быта, трагедии и комедии.

Соавтором Самодурова стал композитор Юрий Красавин. Для него «Буря» — уже третья мировая премьера в текущем театральном сезоне, причем две состоялись в Большом. В декабре 2023-го здесь вышла «Пиковая дама» Юрия Посохова, «Буря» — вторая.

Музыка Красавина — одна из главных удач балета Самодурова. По признанию композитора, над балетной партитурой «Бури» он работал около года, порой ожесточенно споря с постановщиком. Для Красавина ведущая тема в «Буре» — романтическая, для балетного интеллектуала Самодурова — первостепенный посыл, что человек — это мера всего. Первый подчинился второму, а сентиментальное проиграло внутреннему конфликту Просперо, столкновению цивилизации и природы.

— Наверное, хорошо, что «Бурь» в балете не так много, поэтому сейчас я работал с чистого листа. Мы знаем интерпретации этой пьесы в кино, также есть спектакли, снятые на пленку. Было интересно все это собирать, но у нас пластический театр, поэтому такие вещи не могут быть заимствованы напрямую, — сказал Самодуров на пресс-конференции в преддверии премьеры.

Все бесы здесь

Спектакль открывается мужским моряцким хором, озвучивающим мысли главного героя. Вскоре его сменит хоровод духов на острове. Но все внимание — на Просперо в исполнении Дениса Савина, одетого в развевающийся фиолетовый балахон. У танцора типичная для хореографии Самодурова пластика. Напряженный, точный, подчиняющий себе все и всех. Его дочь Миранда (Маргарита Шрайнер) — не больше, чем его марионетка.

При этом Просперо Савина больше похож на татуированного рокера, чем на свергнутого старого волшебника. А где-то и вовсе на своего антагониста Калибана (Игорь Горелкин). Калибан, по версии Самодурова, — герой не комический, а трагический, правда, содержательно раскрытый не до конца. Движения танцоров сложные, но при этом кажутся невесомыми. Динамичная хореография сменяет одну сцену за другой: полтора часа балета проходят незаметно.

Самодуров и Красавин создали совершенно оригинальное произведение, авторское, но с явно ощущаемым присутствием шекспировского духа. Хотя формально отсылают к нему лишь несколько костюмов, созданных художником Игорем Чапуриным. Ему потребовались тысячи эскизов, чтобы найти нужные образы. К слову, Чапурин — это первый российский фэшн-дизайнер, которого Большой театр удостоил права создать сценическое оформление и костюмы к балетным спектаклям.

Остров на Новой сцене ГАБТ — это проекция сознания Просперо. Но все же либретто к «Буре» (лучше после знакомства с оригиналом) к прочтению обязательно, тем более что хореограф написал его сам. Сценография в постановке минималистическая, декораций почти нет. За их созданием стоит Алексей Кондратьев — драматический художник, преподававший в школе-студии МХАТ. В Большом театре он дебютировал в 2022 в качестве художника-сценографа «Танцемании».

Волшебный остров, созданный Кондратьевым к «Буре», лишен отсылок к природным реалиям. Вдохновляясь работами Ивана Айвазовского и Джексона Поллока, художник заполнил пространство сцены металлическими серыми волнами и такими же серыми абстрактными панелями с иллюминаторами, напоминающими глаза — на острове Просперо спрятаться невозможно. Ад пуст, все бесы здесь!

Очевидно, что после этого триумфа сотрудничество Самодурова с ГАБТ продолжится, хотя сам хореограф пока о конкретных планах не говорит. На ближайший год он свой график работы сформировал, но есть ли там постановки в главном театре страны, пока не известно.