230,2K подписчиков

«Читал» людей и спорил с евреями: нескучная жизнь пастора Иоганна Лафатера

135 прочитали

Если бы Иоганну Лафатеру показали ваш портрет (да-да, именно ваш), он бы мог многое рассказать о вашем характере, наклонностях, привычках и даже совершённых поступках.

Своих современников он впечатлял поразительными заявлениями – многое о человеке Лафатер мог поведать исключительно по его внешности, причём ошибался крайне редко. Он не был колдуном или фокусником, а напротив, считал, что лишь «чистая» наука должна находиться на службе людей.

Именно Лафатер заложил основы криминальной антропологии, о которой в ту пору люди не имели ни малейшего понятия. Так чем же отличился Иоганн Лафатер? И почему он сумел приобрести как много сторонников, так и немало противников своей деятельности, хотя утверждал, что занимается наукой?

Если бы Иоганну Лафатеру показали ваш портрет (да-да, именно ваш), он бы мог многое рассказать о вашем характере, наклонностях, привычках и даже совершённых поступках.

Молодой диакон

Он появился на свет в 1741 году. О происхождении Иоганна Каспара Лафатера мало что известно. Вероятно, его семья принадлежала к творческой интеллигенции или духовенству. Это могло вызвать интерес у юного Лафатера к чтению, что в конце концов превратило его в одного из самых образованных и просвещённых людей своего времени.

Став старше, Иоганн поступил в духовную семинарию Цюриха, где изучал богословие. Занятие это, в отличие от многих его ровесников, пареньку не казалось скучным. Кроме того, уже в пору учёбы он раскрыл в себе талант к стихосложению и прославился как весьма способный поэт.

Закончив обучение, Лафатер получил место диакона в родном городе, а в дальнейшем стал пастором. Надо признать, что в Цюрихе его считали личностью неординарной, своего рода местной знаменитостью.

Если бы Иоганну Лафатеру показали ваш портрет (да-да, именно ваш), он бы мог многое рассказать о вашем характере, наклонностях, привычках и даже совершённых поступках.-2

Спор об истинной вере

Казалось бы, чем может быть интересна жизнь диакона? Однако в случае с Лафатером о скуке и обыденности говорить точно не приходилось. Так, например, в 1769 году он решил поспорить с иудейским философом и богословом Мозесом Мендельсоном о догматах христианства.

Лафатер заявил: если его оппонент не сможет опровергнуть их, то должен будет сам принять христианство. Ответом Мендельсона было хитро продуманное послание, в котором философ не отказывался от иудаизма, но и не собирался опровергать догматы христианского учения.

Дискуссия двух богословов настолько захватила общество того времени, что и в высшем свете, и в тавернах, и на приёмах у монархов не переставали обсуждать слова Мендельсона и Лафатера.

Однако большинство людей считало, что Лафатер поступил некорректно по отношению к своему оппоненту, вынуждая того отказаться от своей веры. В итоге швейцарцу пришлось принести публичные извинения, чтобы не испортить репутацию человека понимающего и просвещённого.

Александр Шпайссеггер «Портрет Иоганна Каспара Лафатера» / Музей Глеймхаус, Германия
Александр Шпайссеггер «Портрет Иоганна Каспара Лафатера» / Музей Глеймхаус, Германия

Наука Лафатера

Однако настоящую известность Лафатеру принесли не его стихи и даже не дискуссии с другими богословами. Прежде всего он запомнился как «отец физиогномики». Именно он одним из первых начал говорить о том, что внешность человека и его характер имеют прямую взаимосвязь – важно лишь правильно «прочитать» лицо, которое перед вами.

Нельзя сказать, что Лафатер «изобрёл» физиогномику. О ней было известно ещё в античных Греции и Риме, а также в Древнем Китае. Однако этот философ популяризировал науку, а после появления трудов Лафатера о ней стали говорить повсеместно в Европе:

«Лица настолько же доступны чтению, насколько это присуще книгам, разница лишь в том, что они прочитываются в короткое время и меньше обманывают нас».
Мориц Даниэль Оппенгейм «Лессинг и Лафатер в гостях у Мендельсона»
Мориц Даниэль Оппенгейм «Лессинг и Лафатер в гостях у Мендельсона»

«За» и «против»

Вдохновлённый Лафатер создал несколько работ, посвящённых изучению мимики, жестов, походки людей, умению определять их характер и даже предугадывать поступки. К нему обращались за советом многие вельможи. Что и говорить – даже монархи встречались с учёным, чтобы получить консультацию.

Кстати, будущий российский император Павел Первый во время путешествия с супругой по Европе тоже навещал физиогномиста.

Впрочем, далеко не все разделяли восторг от изысканий швейцарца. Было немало людей, которые называли физиогномику лженаукой, едва ли способной раскрыть суть человека по его внешности. Да и сами утверждения Лафатера порой казались, мягко говоря, сомнительными.

Например, он заявлял, что чем больше выступает вперёд верхнее веко над глазами – тем больше у его обладателя ума. Согласитесь, сомнительное утверждение.
Антонио Моретто «Смерть Лафатера, семья собирается вокруг умирающего Лафатера в Берхтольдстаг в 1801 году»
Антонио Моретто «Смерть Лафатера, семья собирается вокруг умирающего Лафатера в Берхтольдстаг в 1801 году»

Увы, финал жизни Иоганна Лафатера оказался трагическим. В 1796 году он выступил с протестом против оккупации Швейцарии французскими войсками. На некоторое время Лафатер был выслан из Цюриха, но вскоре вернулся в родной город. А в начале января 1801 года, увидев, как французы-мародёры тащат ценности из одного дома, Лафатер попытался призвать их к порядку и прекратить воровство.

Один из солдат выстрелил прямо в учёного. Умирая, Лафатер сказал, что прощает своего убийцу. Имя Лафатера со временем почти забылось, а вот «возрождённая» им наука продолжает жить и сегодня.

Подписывайтесь на дзен-канал «WOH [Мир истории]» и не забудьте поставить лайк)) Эксклюзив тут - https://vk.cc/cxsSrT