Ларец и зеркало из солнечного янтаря

301 прочитал

Друзья, мы продолжаем проект совместно с Институтом Карпинского.

В нашей рубрике мы посмотрим на Эрмитаж и его экспонаты с точки зрения геологии: из каких камней и минералов созданы здания и экспонаты музея.

В этот раз речь пойдёт о янтаре.

Друзья, мы продолжаем проект совместно с Институтом Карпинского.

Янтарь является одним из немногих самоцветов, которые известны человеку с глубокой древности. Как писал «поэт минералогии», выдающийся минералог Александр Евгеньевич Ферсман, «янтарь во все века привлекал людей своей таинственной туманностью, сверкающим блеском и загадочными свойствами». Также с самых древних времён практичные мастера ценили этот камень за его пластичность, ведь он хорошо поддаётся обработке и принимает нужную форму. Янтарь можно пилить, резать, сверлить, шлифовать, полировать. Именно из него выполнена знаменитая Янтарная комната – жемчужина Екатерининского дворца в Царском селе. В Эрмитаже хранятся и выставляются различные предметы быта и украшения из янтаря. Сегодня предлагаем вам поближе познакомиться с историей этого самоцвета.

«Янтарный лес»

Он представляет собой окаменевшую плотную ископаемую смолу хвойных деревьев позднего мелового периода палеогена. Встречается в виде отдельных зёрен, желваков и обломков размером около 2–30 мм. Иногда попадаются более крупные экземпляры, сопоставимые с гусиным яйцом.

Янтарь неоднороден по своему составу. Основные его компоненты – углерод (примерно 78%), кислород (11%) и водород (10%). Янтарь различается по форме, цвету и степени прозрачности. Самый высший сорт – прозрачный без пустот. Далее идёт полупрозрачный (облачный) янтарь, в котором находятся большие скопления полостей, что приводит к замутнениям. И наконец, непрозрачный сорт (костяной и пенистый), где пустоты занимают более половины объёма, по цвету напоминает слоновую кость.

Форма кусочка янтаря определяется тем, где истекала смола-живица: внутри или на поверхности ствола повреждённого дерева. При обильном выделении смола стекала в виде капель, сосулек, натёков.

Разновидности янтаря
Разновидности янтаря

Окраска янтаря разнообразна: от почти белого до зелёного и даже синего цвета со всевозможными оттенками. Причиной разнообразия являются примеси посторонних веществ в составе смолы. В ультрафиолете янтарь светится голубовато-белым и жёлто-зелёным светом. Снаружи он часто покрыт плотной непрозрачной серой или бурой коркой продуктов окисления.

Разные народы называли этот камень по-разному, в соответствии со своими представлениями о его свойствах. Например, в Греции янтарь именовали «электрон» из-за его способности к электризации. А вот в древнерусский язык слово янтарь пришло из литовского. «Ентарь» восходит к древнелитовскому глаголу jentaras, или gentaras, что значит «защищать». В древности у многих народов основная функция янтаря была магическая: из него делали защитные амулеты.

Первым учёным, который догадался о происхождении янтаря, был Плиний Старший. Он выдвинул предположение, что камень образуется из смолы деревьев, потому как в минералах можно найти застывших насекомых и частички растений – так называемые инклюзы. В доказательство своей теории Плиний провёл несколько экспериментов и выяснил, что при горении янтарь выделяет смолянистый запах – такой же, как при горении дерева. Кроме того, при нагреве самородок очень сильно коптит. А уже в XVIII веке шведский естествоиспытатель Карл Линней и русский учёный Михаил Ломоносов научно доказали, что янтарь действительно происходит из смолы древних хвойных деревьев.

Около 40–50 миллионов лет назад на территории нынешней Швеции и части Балтийского моря произрастал преимущественно сосновый лес. Учёные назвали территорию, включающую северные районы Европы, Фенноскандией. В пределах России к этому региону относятся Карелия и Кольский полуостров. Чаще всего здесь встречались сосны, которые получили название «пинус сукцинифера» – сосна янтареносная. Именно из её смолы состоит практически весь балтийский янтарь.

Чтобы смола превратилась в янтарь, она должна какое-то время накапливаться в почвах, переходя в осадочные отложения. Даже если смолоносных деревьев много, окружающие условия могут препятствовать накоплению смолы. Она разрушается от воздействия солнечного света, температуры, микроорганизмов. Хорошие условия создаются там, где освещённость лесной подстилки слабая, влажность высокая, а также там, где имеются песчаные почвы. Для янтарного леса в древней Фенноскандии было характерно именно такое сочетание факторов.

Первый шаг на пути возникновения янтаря – обильное выделение смолы деревьев хвойных пород. Именно это и произошло в связи с резким потеплением климата, так как сосны отличались высокой чувствительностью к климатическим переменам. Густая и клейкая жидкость вела к образованию на стволах желваков, капель, сгустков, которые под тяжестью своего веса оказывались на земле.

Второй этап обусловлен физико-химическими процессами. Смола окислялась под воздействием кислорода, покрывалась толстой тёмно-бурой коркой и в таком виде накапливалась в почве «янтарного леса». Реки и ручьи постепенно вымывали затвердевшие комья смолы из земли и сносили их в устье большой реки, впадавшей в древнее море на территории современного Калининградского полуострова. Так образовалось крупнейшее в мире месторождение янтаря – Приморское, или Пальмникенское.

Янтарь массивной текстуры. Калининградская область, месторождение Приморское
Янтарь массивной текстуры. Калининградская область, месторождение Приморское

Оно находится в Калининградской области в посёлке Янтарный (Пальмникен). Здесь добывается балтийский янтарь, или сукцинит – один из самых многочисленных в природе. Именно он чаще всего используется для изготовления ювелирных украшений. По расчётам учёных, общая масса всех залежей этого камня в Калининградской области составляет 1 млн тонн – это около 90% мировых запасов.

Дары императора

Янтарь издревле применялся для изготовления всевозможных украшений и таких предметов быта, как портсигары, пепельницы, шкатулки, часы. Янтарные произведения прикладного искусства можно найти и в Эрмитаже. Например, ларец из наборного янтаря и зеркало в янтарной раме – подарки прусского короля Фридриха Вильгельма I, который поддерживал хорошие отношения с императором Петром I.

Ларец собран из пластин прозрачного и молочного янтаря, образующих на стенках крестообразные композиции. На дне – восьмиугольное поле с гравированным пейзажем. Усечённо-пирамидальную крышку венчает фигура лежащей на снопах женщины, по углам пирамиды – четыре фигурки грифонов. Частично они были утрачены и позднее восполнены по образцу. Такая композиция типична для работы мастеров Данцига и Кёнигсберга второй половины XVII века.

Друзья, мы продолжаем проект совместно с Институтом Карпинского.-4

Второй подарок прусского короля – зеркало – заключено в раму из наборного янтаря на деревянной основе. Сверху помещена массивная фигурная вставка в виде овальной пластины с гравированным городским пейзажем. По бокам представлены скульптурные бюсты римских воинов.

Пётр Великий получил эти дары, будучи в Германии в 1716 году, во время своего второго заграничного путешествия. Для столь знатного гостя прусский король Фридрих Вильгельм I повелел приготовить ценнейшие подарки. Именно тогда Пётр I получил в дар знаменитую Янтарную комнату. Согласно легенде, Пётр I, принимая янтарные произведения искусства, сказал: «Ваше Величество, сей украшающий зеркало янтарь есть собственное произведение земли Вашея…».

Дальнейшая судьба подарков была сложной. После кончины императора они, как и прочие его личные вещи, были переданы в Кунсткамеру. В середине XX века зеркало и ларец были переданы в Эрмитаж из Музея Этнографии народов СССР .

Увидеть янтарный ларец и зеркало можно в Зимнем дворце Петра I, а познакомиться с историей янтаря и его свойствами можно в Геологоразведочном музее Института Карпинского.