39,5K подписчиков

Warzone 2100 — самая недооцененная стратегия в истории

Уникальная RTS, которая сохраняет актуальность благодаря сообществу и привносит разнообразие в жанр за счет неповторимых механик

Уникальная RTS, которая сохраняет актуальность благодаря сообществу и привносит разнообразие в жанр за счет неповторимых механик За 32-летнюю историю жанр RTS повидал золотой век, киберспортивный бум,

За 32-летнюю историю жанр RTS повидал золотой век, киберспортивный бум, упадок, второе рождение и развитие, которое продолжается до сих пор. На каждом этапе были свои герои и яркие представители. Но есть игра, которая существует вне временных эпох и ориентиров и про которую преступно мало говорят, — Warzone 2100.

Если вы ничего не слышали про стратегию студии Pumpkin — это нормально. В 1999 году, когда RTS вышла на PlayStation и ПК, про нее тоже знали немногие. В тот момент на слуху скорее были Command & Conquer, Age of Empires 1 и 2, Starcraft: Brood War и множество других прекрасных игр, которые даже сегодня дадут многим фору.

От закрытия до спасения сообществом: какой путь прошла Warzone 2100

Не сказать, что у Warzone 2100 не было маркетинговой кампании. Она была. Да и пресса встретила стратегию в целом доброжелательно (в обзорах журналисты ставили от 6.5 до 9). Но всех этих усилий, как показали дальнейшие решения разработчиков и издателя, не хватило, чтобы стать успешным коммерческим продуктом.

Рекламный буклет Warzone 2100
Рекламный буклет Warzone 2100

В ноябре 1999-го создатели выпустили последнее обновление 1.10. В январе 2000-го авторы объявили, что прекращают поддерживать проект. А уже в марте издательство Eidos расформировало студию. Впоследствии 15 человек из команды соберутся под названием Pivotal Games и будут работать над серией тактических шутеров Conflict.

Причина для закрытия Pumpkin оказалась банальной: в Eidos посчитали рынок PS1 сокращающимся и не стоящим внимания. О тираже самой Warzone 2100 в обращении студии ничего не сообщалось. Зато в нем говорилось, что под нож также отправился недавно выкупленный у Tigon Software многострадальный экшен Saboteur (по словам разработчиков, они заметно прокачали игру за 5 месяцев, но закончить проект им не дали). И на этом история и закончилась бы, если б не группа энтузиастов, которая навсегда влюбилась в Warzone 2100.

Уникальная RTS, которая сохраняет актуальность благодаря сообществу и привносит разнообразие в жанр за счет неповторимых механик За 32-летнюю историю жанр RTS повидал золотой век, киберспортивный бум,-3

После того, как студия перестала выпускать обновления, поклонники игры объединились в команду и взялись самостоятельно ворошить код. В 2004-м они и вовсе отправили в Eidos петицию с просьбой предоставить им доступ к исходникам и право использовать арты — к тому моменту они зарелизили несколько патчей, исправляющих множество проблем. В итоге в издательстве дали добро, и энтузиасты получили желаемое.

Так Warzone 2100 стала распространяться как игра с открытым кодом. Благодаря такому решению сегодня стратегия доступна на множестве платформ, использует разные графические возможности и новые текстуры и ощущается гораздо лучше, чем оригинал.

Почему существует несколько Warzone 2100?

Уникальная RTS, которая сохраняет актуальность благодаря сообществу и привносит разнообразие в жанр за счет неповторимых механик За 32-летнюю историю жанр RTS повидал золотой век, киберспортивный бум,-4

Важный момент: в Steam есть страница игры от издательства Underdone Gaming. Версия, которая в ней используется, до сих пор вызывает споры, поскольку считается украденной у сообщества. Сами же поклонники, как и я, рекомендуют загружать RTS с сайта WZ2100.net, где авторы до сих пор публикуют обновления и отвечают на вопросы пользователей. Для прохождения кампании подойдет версия 2.3.9, для любителей напряженных сражений и графики — 4.2.4.

Я застал оба билда. 2.3.9 подойдёт геймерам, которые любят читерские сборки и не особо заморачиваться (сюжет посмотреть да с техникой поэкспериментировать). 4.2.4 понравится тем, кто получает удовольствие от решения сложных задачек. Баланс здесь сильно изменен, а модифицированный ИИ не дает продохнуть и порой не прощает ошибки (но только на нормальной сложности и выше, на легкой все не так сурово). Однако в то же время вас заставляют использовать все механики и возможности, как это и задумывали разработчики. И лично мне такой подход нравится больше, поскольку он значительно преображает игру и позволяет ей сиять.

Как устроена Warzone 2100?

Уникальная RTS, которая сохраняет актуальность благодаря сообществу и привносит разнообразие в жанр за счет неповторимых механик За 32-летнюю историю жанр RTS повидал золотой век, киберспортивный бум,-5

Warzone 2100 — крайне особенная стратегия. В основе RTS четыре компонента: история с необычной структурой кампании, огромное древо технологий (едва ли меньше, чем в Stellaris), модульная сборка танков и тактические возможности на поле боя. Но по-настоящему уникальной игру делает выверенная комбинация каждого элемента. Все они создают необходимую глубину, которая держит пользователя в напряжении до финала кампании. По сути, у разработчиков получился конструктор, при помощи которого они моделировали запоминающиеся ситуации, задействуя каждую из четырех составляющих. Давайте их разберем.

История с открытым финалом

Сюжет в игре подается через кат-сцены и брифинги, во время которых вам объясняют цели следующей миссии. Примерно как в Starcraft
Сюжет в игре подается через кат-сцены и брифинги, во время которых вам объясняют цели следующей миссии. Примерно как в Starcraft

Сюжет Warzone 2100 довольно простой. В 2085 году на Земле случилась ядерная война. Все произошло довольно быстро: из-за сбоя в системе спутники, расположенные в космосе, ударили по крупным городам и спровоцировали ответную реакцию государств. А когда ядерные снаряды полетели в разные точки планеты, орбитальные лазеры противоракетной обороны попросту не сработали. В итоге от привычного мира ничего не осталось, а людям, которые успели спрятаться, пришлось адаптироваться к суровым условиям. Среди выживших оказалась группа ученых, которая входила в организацию «Проект». За время пребывания под землей они придумали план по восстановлению среды обитания и передовых технологий.

События игры разворачиваются в 2100 году — три команды Альфа (под вашим контролем), Бета и Гамма выбираются из убежища и отправляются на поиски артефактов (технологий). Однако как только вы закладываете основу для базы на новом месте, внешние силы пытаются сорвать операцию и вообще уничтожить ученых. Кто, как, зачем, а главное почему — говорить не стоит. В этой истории много переменных и участников. А главное, даже финал остается по-гоголевски открытым.

Обучение через геймплей, масштабирование карты и значение базы

Первые полчаса в Warzone 2100 — свободное обучение через геймплей без лишних подсказок. Разработчики ничего не объясняют, только знакомят с базовым функционалом через мигающие иконки интерфейса. Вот вы строите командный центр, который обеспечивает обзор на миникарте, пару нефтяных вышек, электростанцию, без которой добыча единственного ресурса попросту невозможна, пару заводов и научных лабораторий. Параллельно вы отбиваетесь от атак мусорщиков — дикарей, которые из подручных материалов соорудили себе хибары и боевые машины в духе «Безумного Макса».

Но стоит вам завершить вторую-третью миссию, и стартовые позиции обрастают новыми территориями, словно к одному кусочку мозаичного гобелена добавили другие. При этом постройки и юниты, с которыми вы начали, никуда не делись — они на тех же позициях, что и секундой ранее. Зато количество возможностей и экстремальных ситуаций, в которых нужно стремительно осваиваться, заметно увеличилось.

Ремонт техники — важная особенность игры. Если установить лимиты на здоровье у юнитов, те сами поедут чиниться
Ремонт техники — важная особенность игры. Если установить лимиты на здоровье у юнитов, те сами поедут чиниться

Например, в лаборатории вы изучили ремонтную турель. Что в ней особенного? Где ее искать? Как поставить? Нужный ли это элемент? Ответ никто не даст. На любое решение в игре разработчики намекают двумя способами: первый — внимательно посмотри на интерфейс (в нашем случае на кнопки управления отрядами) и скажи, что видишь. Второй (самый распространенный) — просто поставь да узнай. Только опытным путем можно разобраться, как и что работает в Warzone 2100, и никак иначе. Любые новые технологии расширяют горизонты возможностей и подталкивают к экспериментам, которые в большинстве случаев приводят к интересным результатам. И это правило прекрасно работает до самого финала кампании.

Подход с расширением карты подчеркивает другую важную особенность игры: в 90-е, да и сейчас, в RTS до сих пор живет архаичный принцип, когда в начале каждой миссии нужно практически с нуля отстраивать базу, нанимать рабочих и боевые юниты — иными словами, следовать заученному алгоритму действий. В Warzone 2100 ничего не нужно делать с нуля. Прогресс всегда сохраняется. Единственная ваша забота — изучение новых участков земли и приобретенных улучшений, освоение ландшафтных точек (уровни здесь и правда потрясающие), продумывание потенциальных участков для обороны и постоянное участие в боях, которые занимают основное внимание.

Важная деталь про экономику — игра позволяет выйти за пределы добытых ресурсов в минус и копить на другие цели с учетом автоматически расставленных приоритетов
Важная деталь про экономику — игра позволяет выйти за пределы добытых ресурсов в минус и копить на другие цели с учетом автоматически расставленных приоритетов

Такая философия в гейм-дизайне приводит к тому, что база в игре — не более чем функция в виде панели интерфейса с иконками. Вам даже не обязательно искать сами строения и нажимать на них — все и так есть под рукой. Вдобавок вам не нужно думать, где строить основные здания вроде заводов или электростанций (исключение — третий акт). Только те элементы, которые позволяют лучше атаковать или обороняться.

Моделирование уникальных сценариев через сюжет, структуру заданий и геймплей

Миссии с вылетом на другие территории куда лучше позволяют понять эту философию. Во время таких заданий вы сохраняете доступ к вызову подкреплений, если оно предусмотрено, найму юнитов и развитию технологий. На месте вы не можете ничего строить, кроме вспомогательных сооружений вроде ремонтных кранов и разных радаров, систем ПВО, защитных башен и артиллерии. Все упомянутые компоненты — важная часть стратегии. Они помогают использовать и игнорировать ландшафтные особенности, проще и быстрее достигать целей, а заодно отбиваться от настырного противника, который не столько умен, сколько технологически более продвинут и обеспечен.

Например, вы попадаете на карту, где у противника есть очень мощные артиллерийские установки, которые лупят почти до зоны высадки и уничтожают все в своем радиусе за счет радаров и контрбатарейных вышек (вам такие системы залпового огня недоступны). До одной вы способны дотянуться сами, если пробьетесь через огневые укрепточки, бункеры, установки, технику на воздушной подушке и армию киборгов. Другая находится за пределами карты. Там же располагается и авиация, которая раз в пару минут устраивает рейды и превращает в консерву даже самый тяжелый танк.

Казалось бы, невозможная ситуация. Но если успеть построить плотные ряды ПВО, которые будут сдувать любой самолет в радиусе, вооружиться техникой с антибункерными пушками (с двух снарядов разваливают любую укрепточку, с трех-пяти — здание) и юнитами со штурмовыми орудиями (свирепые пулеметы, рассчитанные на борьбу с пехотой), то проблему удастся разрешить довольно быстро. Главное - правильно рассчитывать тайминги и не транжирить танки.

Режим сражений — прекрасное дополнение для основного сюжета
Режим сражений — прекрасное дополнение для основного сюжета

И это не разовая история. Вся Warzone 2100 состоит из уникальных сценариев. Их формула заключается в технологическом превосходстве противника, тонко выверенном дизайне уровне и расстановке зданий, структуре самих миссий, широком инструментарии, доступном игроку, и балансе систем. Правда, сами разработчики не особо объясняют, какие виды орудий наиболее эффективны в зависимости от ситуаций. Остается полагаться только на опыт и энциклопедию, которую составили пользователи.

Вот еще несколько примеров, которые подчеркивают уникальность Warzone 2100. Представьте, вы летите помогать своей группе, а по итогу оказываетесь в осаде: половины вашей новой базы нет, экономика протекает, техника не успевает добраться до ремонтного крана, а ждать помощь из других земель приходится вечность. Или вот — вы возвращаетесь с задания, а на вас с трех сторон неожиданно начинают сбрасывать один десант за другим (да еще нападать с неочевидных позиций). В итоге вся оборона трещит, а вы спешно пытаетесь отбиваться по всей гигантской карте.

Или вообразите практически ту же самую ситуацию, но у вас в случайном порядке воруют технику и постройки. И так продолжается до момента, пока вы в несколько этапов не изучите нужную технологию. А ведь лабораторию с учеными могут в секунду захватить или уничтожить. Или вот вы думали, что уже все повидали, а через мгновение вас жучат по всей карте из орбитального лазера и душат техникой со всех сторон. И вот уже ни укреплений, ни армии, ни базы.

Экран итогов после каждого задания
Экран итогов после каждого задания

По структуре такие задания очень похожи на финал оригинальной Warcraft 3, где нужно защищать Великое древо от демонов. Но фокус в том, что по его завершении игра заканчивается, а в Warzone 2100 все только продолжается. Поэтому стоило вам вылезти из одной передряги, как вас тут же настигает другая. Разумеется, в большинстве случае разработчики дают время отдышаться. Но бывает и так, что пауза не предусмотрена. И как вы тогда будете выпутываться?

Любой такой яркий эпизод в комбинации с повествованием дарит невероятные эмоции. Даже если вы играете повторно, исход никогда не будет одинаковым. А все потому, что в структуру Warzone 2100 заложено правило — всегда что-нибудь идет не так.

Система модульного строения

В Warzone 2100 блестяще воспроизведена концепция модульной сборки. Вот как это работает: сначала вы выбираете один из нескольких корпусов (в кампании их 9, в сражениях — еще больше). Они бывают легкими, средними и тяжелыми. У каждого свои показатели брони, здоровья, мощность двигателя, масса и цена.

Уникальная RTS, которая сохраняет актуальность благодаря сообществу и привносит разнообразие в жанр за счет неповторимых механик За 32-летнюю историю жанр RTS повидал золотой век, киберспортивный бум,-11

Второй компонент — то, что называется «движитель машины»: колеса, гусеницы, полугусеницы, воздушная подушка или СВВП (самолеты, проще говоря). Они также определяют скорость, вес и параметры здоровья.

Третий элемент — турель машины. Здесь необходимо выбирать из разных типов вооружений (огнемет, ракетные установки, артиллерийские реактивные системы и прочее-прочее) и вспомогательных системных решений (строительный грузовик, возводящий постройки, командная турели и все типы радаров).

Если сложить все три модуля, получите совершенно уникальную технику. Одни юниты быстрее перемещаются по воде и суше, но при этом разламываются пополам, как вафли. Другие очень медленные, но настолько прочные и непробиваемые, что им попросту все равно, что в них летит. Третьи сочетают в себе скорость и надежность. Четвертые — артиллерийский ужас на колесах. Пятые держат в страхе авиацию соперника. Шестые сносят здания с воздуха. В общем, продолжать можно долго.

Уникальная RTS, которая сохраняет актуальность благодаря сообществу и привносит разнообразие в жанр за счет неповторимых механик За 32-летнюю историю жанр RTS повидал золотой век, киберспортивный бум,-12

Все ограничивается фантазией и потребностями. Шаблоны легко настраивать и сохранять. А главное — среди них нет откровенно плохих. Некоторые танки и вовсе незаменимы вроде обычных и контрбатарейных радаров, которые помогают на ходу корректировать огонь наземных и подвижных систем. Поэтому при каждом вылете и атаке необходимо следить за сочетанием разной техники, чтобы было проще пробиваться через армию и оборонительные сооружения, расставленные разработчиками. Все-таки сам ИИ ничего не возводит в сюжетной кампании, только нанимает юнитов. А вот в режиме сражений он способен приятно удивить.

И хорошо, что авторы продумали подобное разделение, поскольку иначе гармония успешной формулы была бы нарушена. А без нее бы Warzone 2100 смотрелась уже не так интересно. Баланс и чувство меры на каждом этапе создают уникальные решения там, где до этого никто не пытался даже попробовать. И хотя уже прошло 25 лет, подход студии Pumpkin к гейм-дизайну остается актуальным.