Ныне считается, что дети в советское время были более ответственными и самостоятельными. Правда ли, что в Союзе малыш пятилетка, мог спокойно сходить за хлебом, молоком, а дети постарше оставались дома одни, без присмотра нянь и бабушек, пока родители на работе? Ко всеобщему удивлению, это так. Малыши с детства чувствовали ответственность, их приучали к труду и дисциплине буквально в яслях.
Самостоятельность и трудовая подготовка
К самостоятельности советских детей приучали с самого детства. Малыш одевался сам уже с 3 лет, а пятилетку родители спокойно оставляли в длинной очереди, пока сами бежали к прилавку выбрать товар или отлучались по важному делу.
Ребенок был приучен приглядывать за младшими братом, сестрой, мог сходить в ближайший продуктовый магазин, и никто не боялся, что малыша украдут или он попадет в опасную ситуацию.
Первоклашки умели полоть грядку, завязать шнурки на ботинках, и сами ходили в школу.
Детей никто не встречал из школы, т.к. родители были на работе. Школьник учил уроки, разогревал пищу, обедал, переодевался и шел получать дополнительное образование в музыкальное, художественное учреждение. Зачастую родители не могли следить за чадом, не было мобильных, интернета, и домашний телефон был редкостью.
Если возникали сложности, например, малыш терял ключ, родители знали, где найти отпрыска (у друзей, соседей, на вахте семейного общежития).
Умение готовить и ухаживать за одеждой
Дети готовы были помогать родителям, они интересовались, как отец меняет кран, а мать готовит еду. К 6-7 годам ребенок без труда мог поджарить яичницу, омлет, сварить кашу. На крайний случай в доме был хлеб, из которого делали бутерброд с вареньем, сахаром.
Приходя из школы, в правило школьника, входило первым делом переодеться, ведь школьная форма должна была оставаться чистой. Если на брюках или платье виднелось пятно, его зачищали. Девочки и мальчики умели пришить пуговицу к пиджаку, рубашке или манжет к школьному платью. Вещи развешивались по своим местам в чистом и опрятном виде.
Помощь взрослым и общественная работа
«От каждого по способностям» так гласит начало советского лозунга. Интересно, что родители с детства приучали отпрысков к труду, их брали на дачу, в лес, на сбор ягод, грибов. Детям поручали собрать яблоки или ягоды на участке. Дома у ребенка были обязанности, например, мыть посуду, выгуливать пса.
Также школы не оставались в стороне: уже со второго года обучения в классе назначались дежурные, обязанность которых была полить цветы, вымыть доску от следов мела. К 5 классу, дети подметали и мыли полы в школьном кабинете, и никто не говорил, что ребенка эксплуатируют.
Дети собирались в школьные отряды, помогали пожилым, инвалидам, они гордо называли себя Тимуровцами.
Каллиграфический почерк
Этот навык был обязательным для учеников. Учителя уважали, писать старались ровно, без клякс и помарок, упрощая тем самым проверку заданий. По почерку можно было отличить отличника от ученика, не успевающего в учебе.
Уроки труда и ремесленные навыки
С пятого класса в школе вводились уроки труда. Девочек учили:
- шить;
- вязать;
- вышивать;
- готовить сложные блюда.
Юные красавицы изучали все то, что могло бы пригодиться во взрослой семейной жизни.
Мальчишек же обучали:
- столярному делу;
- починить табуретку;
- собрать деревянную мебель.
При школе был земельный участок, на котором учащиеся сажали, пололи и собирали урожай, таким образом, помогая государству и частично обеспечивая себя питанием в столовой.
Бережное отношение к вещам
Советских малышей учили бережно обращаться с игрушками, книгами и одеждой. Все стоило денег, это знал каждый, к тому же вещи было тяжело достать. За разбитую хрустальную вазу, порванный портфель ребенок мог получить по пятой точке и лишиться сладостей или прогулок. В семьях зачастую росло несколько детей, а значит, вещи переходили от старшего к младшему, их сохранность была важна, и ребенок это понимал.
Сравнение поколений советских и современных детей
Современные дети отлично справляются с компьютером, интерактивной игрушкой, но ничего не смыслят в шитье, прополке и совершенно не берегут вещи. Они не приучены оставаться одни, потому что мир изменился, и родителям страшно выпустить 10-ти летнего сорванца на улицу одного. Отпрысков из школы забирают бабушки и дедушки, а отвозят в учебное заведение родители или такси.
Готовить современные подростки не умеют, да и зачем, если есть общественные точки питания, а еду и напитки могут привезти прямо на дом.
Современный мир переполнен предложениями о различных услугах, поэтому не каждый взрослый умеет поменять лампочку, починить кран, поклеить обои.
Какое воспитание более правильное?
Современные родители жалеют детей, обеспечивая их, выполняя сиюминутные желания и «хотелки». Они сохраняют детство, которого были лишены сами, но таким образом делают подростка беспомощным, не адаптированным к суровым реалиям самостоятельной жизни.
Вырастают мальчики, не умеющие забить гвоздь, и девочки, которым проще купить новую вещь, нежели, пришить пуговицу. Подрастающее поколение не осознает важности человеческого труда, не умеет его ценить и распоряжаться деньгами. Такая ошибка может закончиться плачевно, ведь постаревшие родители однажды останутся без поддержки.
Читайте также: