«У моего отца не могло быть преемника!» - в этом уверена известная актриса Театра «Ленком» Александра ЗАХАРОВА

Как мы сообщали, в Москве прошёл юбилейный, десятый по счету книжный фестиваль «Красная площадь-2024», который уже давно стал главным литературным событием года.

Отец и дочь Захаровы. Фото из архива "7 секретов"
Отец и дочь Захаровы. Фото из архива "7 секретов"

Гостями грандиозного праздника для любителей чтения стали более 300 тысяч человек. Название у мероприятия говорящее, поскольку фестиваль действительно проходит на Красной площади.

У книжных развалов можно было увидеть самых разных людей, в том числе весьма известных. Скажем, Стас Садальский охотно общался со своими поклонниками.

А народная артистка России Александра Захарова представила книгу «Театральная фантазия на тему… Мысли благие и зловредные» -
последние воспоминания своего великого отца Марка Захарова. Ее буквально забросали вопросами. Предлагаем свой вариант фрагмента беседы.

Последняя книга. Фото из архива "7 секретов"
Последняя книга. Фото из архива "7 секретов"

НАША СПРАВКА

Народный артист СССР Марк Захаров скончался 5 лет назад — 28 сентября 2019 года. С 1973 он был художественным руководителем и главным режиссером поистине культового «Ленкома» - Московского театра имени Ленинского комсомола, который сейчас носит его имя.

Еще при жизни Марк Анатольевич стал человеком-легендой. Он был бесконечно одарен, обладал неиссякаемой творческой энергией, по праву заняв свое особое место в истории и театра, и кинематографа.

На его спектаклях и фильмах, которые уже стали классикой, выросло несколько поколений благодарных зрителей.

А еще он обладал удивительным даром находить и взращивать таланты, зажигать на небосклоне все новые и новые яркие звезды. Чурикова, Янковский, Абдулов, Караченцов... - имена можно перечислять очень долго.

Посвящение. Фото из архива "7 секретов"
Посвящение. Фото из архива "7 секретов"

Два льва вместе не уживаются

- Александра, и все-таки: почему ваш отец, который так долго возглавлял «Ленком», в итоге так и не оставил после себя преемника?

- Я не знаю. Но мне кажется, это невозможно. У Георгия Товстоногова тоже нет преемника. Как нет его у Анатолия Эфроса, у Андрея Гончарова... А еще нет преемника у Александра Сергеевича Пушкина.

И у Моцарта его тоже нет. Что касается моего отца, то он всегда привлекал к работе в нашем театре молодых режиссеров. И в большом количестве. Это и Константин Богомолов, и многие другие. Так что отца нельзя в чем-то упрекнуть, что он не давал ставить другим.

Но так уж получилось, что артисты стремились играть именно у него. И я их понимаю. Потому что это разные весовые категории. Знаете, Андрей Гончаров как-то сказал моему отцу, который как раз затронул тему преемственности: мол, рядом нет человека, чтобы передать бразды правления...

На что Андрей Александрович шутливо сказал: «Два льва в одной берлоге не живут». Наверное, это правда. Сначала один лев должен уйти, чтобы потом пришел другой.

"Формула любви". С Александром Абдуловым. Фото из архива "7 секретов"
"Формула любви". С Александром Абдуловым. Фото из архива "7 секретов"

Финская девка

- То есть себя вы не чувствуете преемницей?

- Что касается меня, то так уж получилось, что Марк Анатольевич был моим отцом. Помню, когда вышла «Формула любви» (советский художественный телефильм 1984 года Марка Захарова - Здесь и далее прим. ред.), в котором я сыграла финку, у нас проходили прекрасные творческие вечера - и в СТД, и в ВТО. Мы собирались дружными компаниями.

Как-то сидели за одним столом с Александром Ширвиндтом и его семьей, Андреем Александровичем Мироновым и Григорием Гориным. Тут к нам подсел Борис Сергеевич Брунов, художественный руководитель Театра Эстрады.

Он сказал отцу: «Марк, я понимаю, Сашу Абдулова ты нашел на третьем курсе, Леонид Броневой к тебе подтянулся после барона Мюнхгаузена (фильм «Тот самый Мюнхгаузен» Марк Захаров снял в 1979 году), но где ты взял эту девку? Я не понимаю, где ты ее взял?!

На что отец ответил с ударением: «Да я ее родил!» Да, он меня и родил, и вырастил. И хотел со мной работать как с актрисой. Потому что если бы не хотел, то не стал бы работать.

Стас Садальский посетил презентацию. Фото из архива "7 секретов"
Стас Садальский посетил презентацию. Фото из архива "7 секретов"

10 лет в массовке

- Но у вас были проблемы в театре отца...

- Да, первые десять лет я ничего не играла. Хотя сейчас я вовсе не оправдываюсь... Но у каждого - свой путь! Кстати, Евгений Павлович Леонов тоже провел десять лет в массовке.

А Янковский попал в Москву из Саратова. Его жена (заслуженная артиста России Людмила Зорина. В 1974 году вместе с мужем тоже перешла в труппу «Ленкома») была там очень популярной — первая актриса Саратова, а Олег Иванович совершенно ничего не играл.

Но потом его взял к себе отец, и у Янковского начался другой период жизни. Первая его роль была в спектакле «Автоград XXI», и он стал великим, большим артистом, нашим бароном Мюнхгаузеном.

Кстати, у него совершенно не было слуха. Он не мог петь, потому что не слышал ритма. Как-то я спросила: «Олег Иванович, а как же вы пели в фильме «Тот самый Мюнхгаузен», ведь это музыкальная история?»

И он мне ответил: «Знаешь, ко мне в определенные моменты подходили сзади и сильно стучали по спине. Я сразу начинал. Потом кто-то в нужные моменты дергал меня за руки, и я тотчас замолкал».

Отмечу, что у нас идет совершенно хрустальная и божественная постановка «Вишневый сад». Эта была последняя работа, которую репетировал Янковский: вместе с Александром Збруевым он был назначен на роль Гаева. Поэтому отец этот спектакль посвятил Олегу Ивановичу.

Вместе с Александром Абдуловым  в спектакле «Женитьба». Фото из архива "7 секретов"
Вместе с Александром Абдуловым в спектакле «Женитьба». Фото из архива "7 секретов"

Франдетти предпочел Хазанова

- В начале лета как гром средь ясного неба появилась новость: с поста главного режиссера «Ленкома» ушел Алексей Франдетти, которого к себе переманил художественный руководитель Театра Эстрады Геннадий Хазанов. А ведь писали, что как раз Алексей Борисович и стал своего рода преемником Марка Анатольевича. Причем он ушел на год раньше, чем истекает рабочий контракт. Тем не менее, как писали СМИ, «это то редкое кадровое решение, которое прошло без какого-либо скандала». Якобы не было никакого конфликта ни с директором «Ленкома» Марком Борисовичем Варшавером, ни с труппой театра.

- Думаю, этот вопрос нужно адресовать напрямую самому Алексею Борисовичу. Сама я считаю Франдетти замечательным и очень талантливым режиссером. У него свой свежий взгляд на театр.

В прошлом году в «Ленкоме» вышла его хип-хоп-опера «Маяковский», а сейчас он поставил прощальный спектакль «Кабаре Пушкин». Я действительно не могу отвечать за Алексея Борисовича, но у меня есть свои, сугубо личные подозрения, что у него все-таки не сложились нормальные отношения с руководством.

Хотя это лишь мои догадки. В любом случае, то, что Франдетти ставил у нас, - это прекрасно. Но сейчас он действительно ушел к Геннадию Викторовичу. К сожалению...

Читайте другие материалы автора: