Найти тему
6000 миль до Голливуда

Дно ваших страхов. Суровая фантастика от создателя "Человека дождя".

("Сфера", Sphere, 1998, США)

И правда, на чём ещё изучать загадочную голливудскую логику, как не на примере "подводной" фантастики конца 20 века. Когда самому Джеймсу Кэмерону не повезло утонуть в прокате со своей дорогущей (на тот момент) "Бездной". Не говоря про "водолазов" помельче, кого постигла аналогичная участь.
И вот, когда последнему ежу в Голливуде стало понятно, что приключения на океанском дне уже не возбуждают массового зрителя, вдруг появляются уникумы Барри Левинсон и Майкл Крайтон. Которые, вывалив на стол аж 80 миллионов $ (больше, чем было у Кэмерона), решили: а мы снимем коммерческое проклятье с этого поджанра!

- Шэронушка, а покажи нам с пацанами свой коронный трюк. Ну тот самый, из "Основного инстинкта". - Прямо в скафандре, что ли?
- Шэронушка, а покажи нам с пацанами свой коронный трюк. Ну тот самый, из "Основного инстинкта". - Прямо в скафандре, что ли?

Не спорю: и оскароносный Левинсон ("Человек дождя"), и ныне покойный титан мировой беллетристики Крайтон - замечательные в своем творчестве люди. И "Сферу" свою, которую первый снял по книге второго на деньги обоих, они задумали не только ради "настричь капусты", но и с целью лишний раз популяризировать фантастику.
Однако святая до безобразия наивность Барри и Майкла просто впечатляет. На что, спрашивается, они надеялись? Особенно, даже при таком бюджете, проиграв в зрелищности "Бездне"? И проиграв катастрофически! Блин, да в снятой десятью годами ранее всего за 8 миллионов,
"Глубоководной звезде шесть" спецэффекты выглядели круче!

Не удивительно, что чудотворцами Левинсон и Крайтон не стали. И что "Сфера" тоже бултыхнулась в фиаско, как её предшественники, так и не отбив даже вложенные в неё деньги. Даже при участии матерых звезд Дастина Хоффмана, Шэрон Стоун и Сэмюэла Л. Джексона. Даже на фоне авторитета самих Левинсона и Крайтона, старых добрых любимцев массового зрителя.
И о чём они думали, когда писали бизнес-план своего проекта, имея перед глазами провальный кэмероновский опыт?

- Сдаётся мне, ребят, эти братья Стругацкие явно напутали в размерах своего Золотого Шара...
- Сдаётся мне, ребят, эти братья Стругацкие явно напутали в размерах своего Золотого Шара...

Между тем, если взять сюжет "Сферы" в отрыве от его скучного визуально-технического исполнения, сам по себе он "лузерным" не выглядит. Наоборот, радует и стартовой интригой, и её развитием, и самой своей идеей, как таковой. И тут уже ничего необычного - крепкая литературная основа от самого Крайтона, ёлки-палки.
Разве что поклонники братьев Стругацких зададут Майклу один ехидный вопрос. А именно: почему инопланетный артефакт в его фильме отличается от Золотого Шара из "Пикника на обочине" только своими гигантскими размерами? А по виду и свойствам - ну просто один-в-один его растолстевший брат-близнец!
Впрочем, оставим их подозрительное сходство на совести автора, тем более что сам он на этот вопрос уже не ответит.

Начало у "Сферы" - и вовсе моя любимая часть фильма. Где сразу чувствуется почерк не только заслуженного фантаста Крайтона, но и режиссера Левинсона, создателя гениальной политической сатиры "Хвост виляет собакой", снятой буквально за год до этого.
Итак, за 8 лет до показанных в
"Сфере" событий доктор психологии Гудман (Д. Хоффман) получил от президента Буша (старшего) задание. Как то: разработать подробный технический сценарий на случай, если к нам прилетят инопланетяне. Ну там, как людям с ними себя вести, как общаться, кому именно общаться, как реагировать на их возможные эскапады и т. п..
Воистину, что ещё могло волновать Д. Буша в начале 90-х!

Гудман, по его собственному признанию, счёл эту идею абсолютно дурацкой. Однако к ней прилагалось не только президентское "спасибо," но и чек на 35 тысяч долларов.
Эвона как! Так это же в корне меняет дело!
И вот доктор, хихикая в кулак, набросал для президента кое-какие свои умозаключения на сей счет. А в качестве вероятных "экспертов" по контакту с пришельцами тупо, навскидку, вписал имена своих знакомых. Тоже докторов наук: морского биолога Гальперин (она же бывшая любовница Гудмана), математика Адамса и астрофизика Филдинга (Ш. Стоун, С. Л. Джексон, Л. Шрайбер). После чего сдал работу, взял гонорар и пошёл радоваться жизни на всю его сумму.
И что бы вы думали, вдруг случилось через 8 лет?

- Кстати, насчет моего коронного трюка... НЕ ДОЖДЁТЕСЬ!
- Кстати, насчет моего коронного трюка... НЕ ДОЖДЁТЕСЬ!

Правильно думаете: а через 8 лет внезапно "мы поднялись ночью по тревоге, на ноги обули сапоги...".
Нет, не так зверски, конечно, - причин торопиться, аж сломя голову, у забивших тревогу спецслужб не было. Но Гудман всё равно был ошарашен, когда нарисованный им на коленке, контринопланетный план был однажды активирован. И отнюдь не в учебных целях. После чего доктор и все упомянутые в его плане "от балды" доктора наук были доставлены на дрейфующую посреди Тихого океана, военную флотилию. Разве что цель, из-за которого она сюда нагрянула, находилась не над водой, а под нею, на глубине более 1000 футов (300 с лишним метров).

Дело в том, что связисты, тянувшие в этом районе свой кабель, вдруг обо что-то его порвали. А когда нырнули, дабы разузнать "А кто... а кто это сделал?!", оказалось, что подавать в суд им придется... на хозяев огромной Неведомой Фигни. Той, что обрастала кораллами на дне, прямо на маршруте прокладки кабеля.
Впрочем, едва это выяснилось, связистов с их бедами тотчас выпнули отсюда к чертовой бабушке. Ведь Неведомая Фигня была очень уж похожа на внеземной космический корабль. А раз так, значит настал черёд посылать три зеленых свистка военным и задействовать нужный протокол.
То есть план доктора Гудмана.

На стук по корпусу и приказ "Откройте, это ВМФ!" никто внутри звездолёта не откликнулся. Что ж, пришлось сооружать рядом с ним подводную научную базу. И готовиться ко взлому пришельца, хотелось того ученым, согнанным сюда из-за глупой шутки Гудмана, или нет.
И, разумеется, находка окажется вовсе не бесполезным инопланетным цветметом, утопленным здесь неведомо кем 300 лет назад (судя по возрасту кораллов на нём).
И, разумеется, масса зловещих сюрпризов внутри звездолёта будет соответствовать объему богатой фантазии Майкла Крайтона. Жаль только, не все научные труженики переживут свои невероятные открытия, но это уж как в подобных историях водится.

"- Ну чего тебе надобно, старче?!"© Цитата из другой сказки
"- Ну чего тебе надобно, старче?!"© Цитата из другой сказки

***

В общем, не шибко зрелищная (хотя, казалось бы, с таким-то бюджетом!), зато приятная для сердца и ума, "старо-школьная" фантастика. Где любоваться особо нечем, однако есть и за кого попереживать, и над чем подумать. И хоть в молодости "Сфера" мне не понравилась - именно из-за отсутствия зрелищности, - зато потом, уже в 21 веке, я пересмотрел её с удовольствием не один раз.

Поэтому, если вдруг "Сфера" вам подмигнёт, вы сначала решите, что намерены от неё получить. Если живописную картинку с глубоководными пейзажами и огромными монстрами - тогда вам определённо не сюда. А если просто любопытную фантастическую историю в исполнении хороших актёров - вот это уже "ближе к теме". Эту вкусняшку Левинсон и Крайтон нальют вам полный стакан, и вряд ли вы пожалеете о потраченных на её питьё, двух часах с четвертью.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):