33K подписчиков

​​«Самая большая луна»: Фантастическая подростковая катастрофа

104 прочитали
Кадр из фильма «Самая большая луна», реж. Алексей Попогребский, 2024
Кадр из фильма «Самая большая луна», реж. Алексей Попогребский, 2024

В отечественный прокате «Самая большая луна» — новое большое кино Алексея Попогребского, который правда, пока писался текст, успел попросить снять свое имя с титров. Теперь режиссером проекта значится продюсер Роман Борисевич. Это подростковое фэнтези о необыкновенных эмерах, которые способны управлять эмоциями. Рассказываем, почему отечественный young adult получился крайне невнятным.

Наши дни. У каждого есть смартфон с массой приложений. Среди них выделяется Emron — приложение, использующее нейросети для обнаружения и регулирования человеческих эмоций. Благодаря Emron, разработанному гением Виктором Макеевым (Александр Гришин), можно создавать визуальную модель чувств прямо на смартфоне. Для инвесторов это золотая жила: человеку можно подсунуть ту или иную рекламу, а то и заставить совершить то или иное действие под влиянием эмоций.

В то же время на планете уже несколько лет как появляются особенные существа — эмеры. Внешне они ничем не отличаются от людей. Они не способны любить, не чувствуют боли, но могут быть «ходячими Emron» — управлять эмоциями других на расстоянии. Координирует одну из групп эмеров Глеб (Филипп Янковский). Он хочет собрать полный спектр эмоций — тогда, по замыслу Глеба, в мире наступит гармония и благополучие.

Но есть нюанс: некоторые люди знают о существовании эмеров. Глеб, например, работает на Макеева — во время презентаций Emron именно Глеб пробуждает у людей эмоции (восторг, удивление, возбуждение) в замкнутых пространствах. Для тестового видео неудобного эмера вырезают из кадра. Персонаж Янковского озабочен поиском своей дочери, которая много лет назад исчезла при загадочных обстоятельствах. Он и не догадывается, что девушка находится рядом, ближе, чем он мог бы предположить.

С первых минут «Самая большая луна» бросает в пучину действия. Едва ли зрителю дают разобраться в том, кто перед ним, — ловите всё на лету. Изображение переполнено героями в разноцветных нарядах и костюмах, равно как и жилище, где живут и отдыхают эмеры. Своего рода школа Чарльза Ксавье из «Людей Икс», укрытие эмеров удалено от людских глаз.

Скрещивание фантастических элементов с технологиями — кажется, единственный занятный микс, которым может похвастаться новый фильм Алексея Попогребского. Правда, как работает тот или иной механизм или очередная техническая приблуда, которая появляется в кадре, объяснять никто не удосуживается. Ребята по большей части действуют по наитию — вероятно, того же создатели картины ждут от зрителя.

В отечественный прокате «Самая большая луна» — новое большое кино Алексея Попогребского, который правда, пока писался текст, успел попросить снять свое имя с титров.-2

Сказать, что «Самая большая луна» — произведение самобытное, трудно. Расклад сил тут напоминает всё тех же «Людей Икс». Появление добрых и злых эмеров — буквально русские «Сумерки». Дважды здесь герои шутят: «Люди называют нас энергетическими вампирами», — чтобы зритель абсолютно точно понял, с какой франшизой проводить параллель после финальных титров.

Конечно, вторичность — не приговор. Иной раз отечественные кинематографисты действительно вдохновляются западными проектами, пытаясь сделать «наш ответ», пусть их никто и не спрашивал. Но «Самая большая луна» не предлагает совершенно ничего своего: фильм как кожаная куртка, которую штопали бесчисленное количество раз, но выбрасывать всё равно жалко.

Некоторые события здесь происходят без мало-мальского сюжетного триггера — просто потому что так захотелось автору. Почему инвесторы недовольны результатами Emron? Что скрывается за необычной силой Кати (дебютантка Симона Куст)? Почему обязательно нужно собрать полный спектр? Как делятся силы у эмеров-полукровок (да, есть и такие)? Вопросы копятся как снежный ком, а ответов не предвидится.

В отечественный прокате «Самая большая луна» — новое большое кино Алексея Попогребского, который правда, пока писался текст, успел попросить снять свое имя с титров.-3

При этом актеры, насколько это возможно, стараются играть на максимуме своих возможностей. Филипп Янковский блистает — и плачет, и произносит драматическую речь, и цепкой железной рукой правит отрядом. У звезды «Трудных подростков» Владимира Гарцунова и Аристарха Венеса из «Водоворота» небольшие, но запоминающиеся образы. Эмеры-полукровки, Катя (Куст) и Иван (Иван Ивашов), местами переигрывают, но в целом смотрятся удобоваримо для местных Ромео и Джульетты.

Компьютерная графика оставляет желать лучшего. «Перекачка» эмоциями — как окажется позднее, их можно выкачивать не только из людей, но и из других эмеров (на этом базируется подход эмеров-злодеев) — выглядит как обыкновенный луч света, окутанный туманом и посыпанный блестками. На этом фоне спецэффекты в фильмах о вампирах XX века кажутся откровенным шедевром.

Не проходит проверку на вразумительность и злодейский план. Пока зритель поймет, кто из антагонистов чего хочет (и кто, собственно, злодеем тут вообще является, не сам ли Янковский, часом), — одну половину персонажей убьют, а из другой высосут эмерскую силу или что там у них вместо крови. По-настоящему проникнуться драмой неразделенной любви или переживаниями отца, годами разыскивающего дочь, совершенно не получается.

В отечественный прокате «Самая большая луна» — новое большое кино Алексея Попогребского, который правда, пока писался текст, успел попросить снять свое имя с титров.-4

Кажется, надежды построить вселенную из «Самой большой луны», мягко говоря, не оправдаются. Это по всем фронтам несостоятельное, вторичное и драматургически слабое произведение. Возможно, основная проблема картины в том, что она не понимает, к кому обращена и что хочет донести. Словом, не такого возвращения в большое кино мы ждали от пионера «новых тихих» Алексея Попогребского.

Текст: Тимур Алиев

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.